novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Планов громадьё. » Космические планы Украины.


Космические планы Украины.

Сообщений 1 страница 30 из 85

1

Рискнем. И проверим заодно форум "на вшивость"

Кабинет министров утвердил космическую программу на 2018-2022 гг.

Правительство утвердило концепцию общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2018-2022 гг.

Проект соответствующего распоряжения Кабинета министров одобрен на заседании правительства в среду по процедуре без обсуждения.

В соответствии с распоряжением, Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти поручено разработать и подать в установленном порядке на рассмотрение правительства проект общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2018-2022 гг.

Согласно проекту документа, концепция закрепляет целью национальной космической программы на 2018-2022 годы повышение эффективности использования имеющегося космического потенциала для решения актуальных задач, в том числе, социально-экономического, экологического, информационного, научного развития общества, а также обеспечения интересов государства в сфере национальной безопасности и обороны.

Мероприятия космической программы включают, среди прочего: создание и эксплуатацию космических аппаратов (КА) для получения на системной основе данных от отечественной системы космического мониторинга; создание национальной системы геоинформационного обеспечения и мониторинга как части европейской программы Copernicus и международной системы GEOS; создание КА и обеспечение эксплуатации цифровой спутниковой телекоммуникационной системы; развитие внутреннего рынка космических информационных услуг в сфере ДЗЗ, навигационных услуг; трансфер технологий ракетно-космической отрасли в другие отрасли экономики; предоставление данных космического мониторинга от зарубежных коммерческих КА ДЗЗ.

В числе мероприятий новой госпрограммы также создание отечественных систем ДЗЗ «Сич-2-1» (2020 год), «Сич-2-2″(2021), «Сич-2М» (2024), а также новых КА «Лыбидь-2», «Аэрозоль», «Сич-3-0».

Кроме того, новая космическая программа закрепляет задачи по созданию перспективной ракетно-космической техники, в том числе в рамках международного сотрудничества с частными компаниями; углубление сотрудничества с Европейским космическим агентством (ESA).

В числе задач космической отрасли на 2018-2022 гг, закрепленных новых программным документом, также повышение уровня обороноспособности государства и нацбезопасности путем выполнения госзаказа.

Ориентировочный объем финансирования общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2018-2022 гг. оценивается в около 25 млрд грн, включая средства госбюджета и других источников.


25 млрд гривен = 890 миллионов баксов. 178 млн баксов в год.

Не густо. И как-то уже 3/4 2018 года прошло, а только концепция затвердилась.

2

Развод и девичья фамилия (с)

Началось производство последней ракеты “Союз” с украинскими компонентами

Ракетно-космический центр “Прогресс” приступил к производству последней ракеты “Союз-ФГ”, в которой используются украинские комплектующие, после чего полностью перейдет на изготовление ракет “Союз-2” с российскими компонентами, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

“Самарские ракетостроители прекращают выпуск этой модификации ракеты “Союз”. Сейчас на завершающей стадии производства находится одна ракета “Союз-ФГ”, а ещё одна – находится в заделе, для нее сейчас идёт заказ комплектующих и сборка отдельных узлов”, — рассказал собеседник агентства.

До завершения эксплуатации этой модификации ракеты осталось шесть пусков. Их предполагается совершить в течение 2018-2019 годов и с начала 2020 года запускаться будут только ракеты-носители семейства “Союз-2” — “Союз-2.1а”, “Союз-2.1б” и “Союз-2.1в”.

В ракетах “Союз-ФГ” используется система управления, своеобразная нервная система и мозг украинского производства. В ракетах “Союз-2”, которые начали разрабатываться в начале 2000-х, было решено использовать систему управления российского производства.

Также сообщалось, что в 2018 году Воронежский механический завод начнет выпуск отечественных шар-баллонов для ракет “Протон” и “Ангара”, разгонных блоков “Фрегат” и “Бриз”. Ранее они производились на Украине.


Ну про шар-баллоны не скажу, но жаль Хартрон-Аркос, который потерял российский рынок. СУ, и хорошую, делать они умеют.

3

А вот и анализ программы украинской стороной

NASA, подвинься. Все, что нужно знать о космической программе Украины 2018-2022

Кабмин Украины утвердил космическую программу на следующие четыре года. Космонавтам собираются выделить рекордное финансирование и ждут от них запусков нескольких спутников.

Недавно, НВ общалось с американским изобретателем, основателем Марсианского сообщества Робертом Зубриным. Судя по рассказам эксперта, дела в NASA идут далеко не наилучшим образом.

Аэрокосмическое агентство США, безусловно, делает большую работу по исследованию космоса своими зондами и прочими роботизированными аппаратами, но, в целом, правительство не заинтересовано в разработке и финансировании глобальных долгосрочных проектов.

В Украине же, по понятным причинам, выделение денег для Государственного космического агентства давно не стоит в приоритете, и, как говорил год назад в интервью УНИАН замглавы Космического агентства Владимир Михеев: “Если в стране не поменяется подход к космической отрасли - “по остаточному принципу”, говорить о месте Украины в космосе вообще не придется”.

Но, похоже, что космос для Украины все же будет открыт, как минимум следующие четыре-пять лет.

Что произошло?

Как уже писало НВ, 5 сентября 2018-го Кабинет министров Украины утвердил концепцию космической программы на 2018-2022 годы.

Новая программа предусматривает сотрудничество с Европейским космическим агентством, повышение зарплат работникам Космического агентства Украины, наращивание количества специалистов в отечественных вузах и, самое главное, - разработку и запуск нескольких украинских телекоммуникационных спутников.

Целью программы является “повышение эффективности использования имеющегося космического потенциала для решения актуальных задач, в том числе, социально-экономического, экологического, информационного, научного развития общества, а также обеспечения интересов государства в сфере национальной безопасности и обороны”.

Сколько выделят денег?

Ни много ни мало - 25 млрд грн (около $880 млн). Эта сумма включает средства из госбюджета и “других источников”, и предусматривается для финансирования космической программы до 2022 года.

К сравнению, согласно веб-сайту Космического агентства, на реализацию программы 2013-2017 годов украинские космонавты фактически получили только 25 млн грн (менее $900 тыс. по современному курсу, и около $3 млн по курсу, состоянием на 30.10.2013).

Если заявленное количество средств действительно поступит в распоряжение агентства, - можно смело говорить о рекордной сумме, выделенной на развитие космоса в независимой Украине.

Что полетит?

В рамках новой космической программы, мы ждем запуск первого украинского телекоммуникационного спутника “Лыбидь” и обновленного аппарата дистанционного зондирования Земли “Сич-2-1”, который предназначен для получения цифровых изображений поверхности нашей планеты.

Откуда и на чем именно спутники полетят в космос пока неизвестно, ведь в Украине еще нет собственной стартовой площадки и ни одной действующей полностью украинской ракеты-носителя.

https://nv.ua/img/forall/u/838/74/25105771_1938361746484393_1643371533_n.jpg

В последний раз, украинский спутник «Сич-2» был на орбите в декабре 2012-го, после чего с ним пропала связь.

Стоит ли беспокоиться Маску и Безосу? 

Конечно, государственные проекты Украины вряд ли вскоре смогут сравниться с тем, что делают даже частные инженеры-ракетостроители в передовых странах.

Хотя, по сути, именно сокращение финансирования NASA и законодательное разрешение разрабатывать и испытывать космические аппараты в США сделало возможным такие предпринимательские инициативы как SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и т.д.

В начале 2018-го глава Космического агентства Украины Павел Дегтяренко также заявил о подготовке законопроекта, который должен разрешить частным компаниям вести бизнес в ракетно-космической отрасли.

В перспективе, приватизация в этой сфере действительно может привлечь огромные инвестиции и объединить усилия заинтересованных в этом людей.

Что думают эксперты?

Чтобы узнать конкретнее, что нам сулит новость об очередной космической программе Украины, НВ пообщалось с экспертом по вопросам безопасности и рисков, ведущим научным сотрудником Центра аэрокосмических исследований Земли НАН Украины Юрием Костюченко.

“Несколько лет ждали и дождались”, - так Юрий характеризует украинский план по исследованию космоса 2018-2022.


Именно определение целей должно встроить нашу космическую отрасль в глобальный контекст, сделать ее неотъемлемой частью мировых научных и технологических разработок, лишить ее критической зависимости от уникального заказчика и потребителя - государства, а также от “традиционных” производственных цепей, завязанных на бывших уникальных “партнерах”, ставших противниками. Собственно, это то, к чему мы должны стремиться при развитии Космической программы”.

Эксперт объясняет, что принятая программа учитывает не только реальное состояние космической отрасли Украины, но и существующие ресурсы, разработки и возможности для решения конкретных задач в сфере обороны, экомониторинга, разработки сенсоров, носителей и систем обработки данных.

Юрий Костюченко считает, что достижение целей этой программы вполне реально, хотя многое все еще зависит от политической власти:

Специалист говорит, что представители отраслевых организаций и предприятий разрабатывали программу около двух лет, и, в целом, профессиональное сообщество приветствует утверждение Космической программы, хоть и многие предложения перспективных исследований не были учтены в окончательном варианте документа:

“Этот стратегический документ, определяющий направления деятельности в космической отрасли, позволит на более высоком уровне финансировать научно-исследовательские и конструкторские работы, которые имеют важное значение для развития отрасли в глобальном контексте”.


Ученый убежден, что подобные общегосударственные программы являются полезными для стратегического управления, поскольку речь идет о сложном технологическом комплексе, который связан со многими научно-исследовательскими институтами.

Юрий напоминает: “Украина - одно из немногих в мире государств, которые имеют ресурсы, потенциал и институциональные возможности для производства большинства видов собственной аэрокосмической продукции”.

Но, по его словам, нашей стране не хватает постановки задач, их решения и внедрения результатов:

“Конечно, успешность стратегий зависит как от возможности правительства придерживаться своих финансовых и управленческих обязанностей, так и от способности исполняющей стороны  поддерживать консолидацию и кооперацию при исполнении совместных задач. Как показывает практика, в обоих случаях могут возникнуть проблемы. Но, смотря на то, какими темпами меняется и развивается военная отрасль, думаю, можно позволить себе определенный оптимизм относительно развития космической программы. По крайней мере, в условиях неизменности политического курса”.


Хочется отметить, что бедки у нас практически одинаковые :(

4

Не получилось у бразильянцев с Циклоном - теперь в сторону Америки смотрят

https://www.reuters.com/article/storm-florence-gas/kinder-morgan-reopens-south-carolina-fuel-terminals-after-florence-idUSL2N1W209V

SEPTEMBER 15, 2018 / 4:32 AM / 2 DAYS AGO

Brazil space station open for small satellite business

Anthony Boadle

ALCANTARA SPACE CENTER, Brazil (Reuters) - Brazil is ready to launch small commercial rockets from its space base near the equator as soon as it agrees to safeguard U.S. technology that is dominant in the industry, the Brazilian Air Force officer managing the space program said on Friday.

Brig. Major Luiz Fernando Aguiar said Brazil wants to get a piece of the $300 billion-a-year space launch business by drawing U.S. companies interested in launching small satellites at a lower cost from the Alcantara base on its north coast.

“The microsatellite market is most attractive today and we are interested in the 50 to 500-kilo niche,” Aguiar told Reuters at the base’s main launch pad. “We are developing a rocket for microsatellites. For that this tower is totally ready.”

Свернутый текст

Space cooperation between the United States and Brazil took a big step forward when they signed a Space Situational Awareness (SSA) agreement last month during a visit to Brasilia by U.S. Defense Secretary James Mattis.

The accord on sharing real-time tracking data on objects and debris in space is needed to develop a satellite launching business without the risk of collision.

Boeing Co (BA.N) and Lockheed Martin Corp (LMT.N) in December visited the Alcantara space center, which is especially attractive to smaller firms, such as Tucson, Arizona-based rocket-maker Vector Launch Inc, because its equatorial location cuts fuel costs by a third allowing heavier payloads.

But Brazil’s plan to become a new hub in the space industry will depend on concluding a technology safeguard agreement (TSA) with the United States to protect sensitive American space launch and satellite technology, Aguiar said. Without it, no U.S. rocket can blast off from the South American country.

A previous attempt at a U.S.-Brazilian space partnership was scuttled in 2003 when the TSA ran into resistance from the leftist government of former president Luiz Inacio Lula da Silva and was thwarted by Brazilian lawmakers.

Aguiar said that agreement floundered because it allowed the U.S. unverified access to the Alcantara base that was not acceptable on sovereignty grounds. A new Brazilian proposal under consideration by the U.S. government will be more “palatable” to the Brazilian Congress.
...
Aguiar said the government will set up a company called Alada to market the launch site. He said the Air Force has been in talks with Brazilian aerospace company Embraer SA on how to manage the business going forward.

One possibility, Brazilian Air Force officials said, is a joint venture with Embraer’s satellite company Visiona, which is not part of the planned $4.75 billion tie-up between Boeing and Embraer’s commercial aviation arm.

Отредактировано ZOOR (2018-09-17 14:03:19)

5

Глава ГКАУ: Проект национальной космической программы Украины на 2018-2022гг. может поступить на рассмотрение правительства в октябре-ноябре

Проект общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2018-2022 годы может поступить на рассмотрение правительства в октябре-ноябре, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Павел Дегтяренко.

В комментарии агентству "Интерфакс-Украина" в четверг глава ГКАУ отметил, что проект национальной космической программы на 2018-2022 годы был подготовлен космическим ведомством еще в начале года, весной планировалось внести его на рассмотрение в Кабинет министров.

"Однако эти сроки были скорректированы в связи с отсрочкой утверждения концепции проекта программы, которая уточнялась, и, как известно, была утверждена правительством только в начале сентября", - пояснил он.

При этом он уточнил, что "на сегодняшний день проект программы уже разослан на согласование в ведомства и может быть подан на утверждение правительства, по оптимистичным оценкам, - до 20 октября, по реалистичным - до 10 ноября".

"Основной центр тяжести новой программы – это создание отечественной группировки ДЗЗ со спутниками нового поколения высокого разрешении. На решение этой задачи планируется направить порядка 60% выделяемого госфинансирования по программе. Запуск первого спутника группировки намечен на 2020 год, за 10 лет планируется завершить ее формирование и обеспечить работу на орбите группировки в составе 6-8 спутников", - уточнил П.Дегтяренко.

Как отметил глава ГКАУ, программный документ закрепляет в качестве одного из приоритетов обеспечение предприятиями ракетно-космической отрасли работ в интересах сектора безопасности и обороны государства.

"Сегодня мы ожидаем решения военно-политического руководства страны по вопросу включения разработок наших предприятий в ГОЗ на 2019 год", - уточнил он, подчеркнув, что "позитивное решение важно для нас, в том числе, учитывая, что от него зависит загрузка производственных мощностей отрасли".

Среди приоритетов национальной космической программы на 2018-2022 годв, П.Дегтяренко также выделил развитие международного сотрудничества, и в первую очередь, с Европейским космическим агентством (ESA).

"Речь идет, в том числе, о сотрудничестве в рамках проекта создания национальной системы геоинформационного обеспечения и мониторинга как части европейской программы Copernicus и международной системы GEOS", - уточнил он.

Касаясь вопросов финансирования новой национальной космической программы, глава ГКАУ подтвердил, что ориентировочный объем финансирования пятилетней программы оценивается в 25 млрд грн, финансирование предусмотрено из разных источников, включая бюджетные средства. Вместе с тем, он ушел от ответа на вопрос о соответствии параметров финансирования реальным потребностям отрасли.

Отвечая на вопрос агентства, П.Дегтяренко сообщил, что бюджетный запрос ГКАУ на 2019 год на сегодняшний день уже подан в правительство.

"Общий объем финансирования отрасли, предусмотренный запросом - порядка 3,8 млрд грн, в том числе мероприятия национальной космической программы - более 1 млрд грн", - сообщил он.

По данным главы ГКАУ, в общем объеме бюджета отрасли на 2019 год, порядка 60% составит обслуживание долговых обязательств по привлеченным ранее под госгарантии кредитных ресурсов на реализацию международного проекта "Создание национальной системы спутниковой связи (НССС)".

"Расплачиваемся по старым долгам", - сказал он, уточнив: финансирование оборонных госпрограмм и проектов, реализуемых предприятиями космической отрасли, в бюджете отрасли на 2019 год маловероятно.

Как сообщалось, в 2018 году на госфинансирование ракетно-космической отрасли в госбюджете предусмотрено 2,03 млрд грн, что на 30% меньше по сравнению с 2017 годом. В общем объеме финансирования отрасли по линии общего фонда, 1,55 млрд грн (79%) должно быть направлено на обслуживание долговых обязательств по привлеченным ранее под госгарантии кредитных ресурсов для реализации проекта "Создание Национальной спутниковой системы связи (НСС)".

Кабинет министров утвердил концепцию общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2018-2022 годы на заседании 5 сентября. ГКАУ совместно с другими заинтересованными органами власти поручено разработать и подать на рассмотрение  правительства  проект национальной космической программы на 2018-2022 годы.


Выводиться на Веге будут?

6

ZOOR написал(а):

Выводиться на Веге будут?


Может быть "Циклон-4M"?

7

А может у индийцев с китайцами поспрашивать? Должно быть дешевле.

8

http://sd.uploads.ru/t/PH6Vi.jpg
http://sg.uploads.ru/t/V4dqM.jpg
http://s3.uploads.ru/t/KDxMl.jpg

Имея огромный опыт в создании двигателей для советской лунной программы, которые давали возможность обеспечить мягкую посадку пилотируемого корабля на лунную поверхность и доставку корабля на окололунную орбиту после взлета с поверхности Луны, сейчас в КБ «Южное» работают над созданием жидкостных ракетных двигателей с многократным регулированием тяги.

На базе ранее разработанных двигателей, работающих на высококипящих долгохранимых компонентах топлива, наши специалисты разработали проекты двигателей РД860 и РД860L, которые могут быть использованы в программах по освоению Луны, Марса и других космических объектов для доставки научно-исследовательской аппаратуры на поверхности космических тел.

Двигатель РД-860-однокамерный, многорежимный, с пневмонасосной системой подачи компонентов топлива. Обеспечивает многократный запуск (до 10 включений) в полете.

Основные технические характеристики:
• Масса двигателя: 34 кг (без учета массы приводов качания и рамы двигателя)
• Компоненты топлива:
- окислитель: тетраоксид диазота
- топливо: несимметричный диметилгидразин
• Тяга двигателя в пустоте: от 250 до 500 кгс
• Удельный импульс тяги в пустоте: от 316 до 321 с
• Массовое соотношение компонентов топлива: 2,25
• Угол качания двигателя: до ± 10 угол. град
• Суммарное время работы в полете: до 700 с

Двигатели РД860 и РД860L имеют высокую надежность, возможность глубокого дросселирования и многократного запуска. Для этого класса двигателей есть вся необходимая производственная и стендовая базы. Такие двигатели могут быть созданы с минимальными финансовыми затратами и в очень сжатые сроки.

https://www.facebook.com/yuzhnoye/posts … 0091720752

Отредактировано OSV (2018-09-23 13:37:32)

9

http://sg.uploads.ru/t/HskXW.jpg
http://sd.uploads.ru/t/brXij.jpg
http://s8.uploads.ru/t/nBC5x.jpg

Шламовые ракетные силовые работы проводятся в новом направлении ракетного двигателестроения-разработка топлива с использованием унитарного (топливо+окислитель в один бак) шламового топлива (твердое твердое топливо) с подачей его давления в камеру сгорания. Ракетный двигатель на шламовом топливе находится в стадии огневых испытаний (для космических аппаратов) и опытной разработки (для двигателей РН "март"). Двигатель на топливе шламового типа является концептуально обновленным твердым ракетным двигателем (SRM) с новыми возможностями глубокой регуляции и многократного перезапуска при сохранении основных преимуществ SRM и заимствовании из SRM некоторых элементов конструкции, материалов, компонентов твердотопливного топлива и технологий.

Предложена перспективная технологическая концепция коммерциализации потенциала нового типа ракетных двигателей для широкого спектра задач: от коррекции ориентации малых космических аппаратов до крупных мартовских для ракет-носителей и космических аппаратов. SluRM позволит снизить объем силовой установки в РН и вывести больше бортовой полезной нагрузки на высокие и стационарные орбиты.

ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ И ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Двигатели имеют уникальные возможности регулирования глубокой тяги (в эксперименте реализовано 80-кратное дросселирование) и многократный перезапуск. Двигатели на пастообразном топливе, решая ряд задач, имеют массово-размерные преимущества при его использовании в системах управления реакциями и верхних ступенях ЛВ. Использование в качестве главных двигателей ракет-носителей (2-й, 3-й и 4-й ступени) энеинов на пастообразном топливе позволит повысить их эффективность за счет оптимизации траектории впрыска полезной нагрузки при дросселировании двигателя в течение всего полета. Использование быстро и глубоко регулируемого двигателя на пастообразном топливе с многократным перезапуском в качестве ракеты-носителя, двигателя для мягкой посадки на поверхность космических объектов (планет) и в качестве исполнительных механизмов системы управления реакциями при решении ряда задач позволит улучшить массогабаритные характеристики космического аппарата.

Использование этих новых типов двигателей в качестве регулируемых главных двигателей и систем управления запуском космических аппаратов позволит повысить их энергетическую эффективность. Завершение разработки двигателей на пастообразном топливе позволит выйти на рынок космической техники и коммерческих услуг с новым классом ракетных двигателей, позволяющих повысить эффективность инжекции полезной нагрузки при помощи легких и средних пусковых установок. Лаборатория перспективных реактивных двигателей в сотрудничестве с НИОКР энергетического Института нашла новые технические решения по первичным и многократным возгораниям, горению топлива шламового типа,регулированию расхода топлива, предотвращению попадания пламени из камеры сгорания в систему подачи, эффективность которых была подтверждена многочисленными огневыми испытаниями экспериментальных и пилотных двигателей на шламовом топливе. Это уникальный научно - технический опыт, который наряду с разработками Кб "Южное" твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей позволяет разрабатывать двигатели на пастообразном топливе различного назначения.

http://www.lajp.org.ua/r-d-projects/pas … propulsion

Отредактировано OSV (2018-09-23 14:03:12)

10

ZOOR написал(а):

Развод и девичья фамилия (с)

Ну про шар-баллоны не скажу, но жаль Хартрон-Аркос, который потерял российский рынок. СУ, и хорошую, делать они умеют.

С 1995 года, а может и раньше, в  РФ говорили о поэтамном переходе на полностью российские РН и о переносе пилотируемых запусков в РФ

Отредактировано OSV (2018-09-22 23:32:12)

11

AstroCat написал(а):

Может быть "Циклон-4M"?


Решение по проекту должны были принять к концу июля-началу августа 2018 года, но теперь рассмотрение вопроса перенесено на следующий год. И проект после этого у многих стал вызывать скепсис и аналогии с бразильским "Циклон-4". Скорее всего при собственных потребностях в запуске нескольких небльших спутников проще прибегнуть к иностранным услугам. Но на это в ГКАУ нет средств и увеличение бюджета в несколько раз в ближайшей перспективе не предвидится. Разве что запуск военного КА могут профинансировать за счет относительно крупного бюджета МО. Так же не идёт речь и о строительстве космодрома на свой территории в обозримой перспективе. Правда есть вариант воздушного старта с Ан-124 - проект "Спейсклипер". Такая ракета теоретически может быть запущена и над Черным морем если самолёт выйдет от Одессы в сторону Турции и запустит ракету в воздухе ближе к западному берегу Черного моря (где-то в районе границ Румынии и Болгарии) в сторону на юго-восток. Там  коридор более 1000 км получается. И ракета "Спейсклипер" может вывести по массе военный КА - 650 кг на орбиту Н=400 км. Другие спутники имеют меньшую массу. Но реальных планов и финансирования пока нет. Да и информацию из военных спутников получают пока через Канаду, GPS используется американская и т.д.

12

А. Ф. Шейко, И. П. Петренко, П. Е. Днепров, С. А. Иванов
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ГАЗООЧИСТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА ЖРД

http://s9.uploads.ru/t/3uO4f.jpg

К процессу отработки современного ЖРД предъявляются требования минимизации вредного воздействия на окружающую среду при стендовых испытаниях.

Для двигателя РД815 на жидком кислороде и керосине разработан проект комплексного газоочистного устройства (КГОУ), позволяющего снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшить уровень шума.

Указанного эффекта предполагается достичь за счет дозированного разбавления струи продуктов сгорания в КГОУ воздухом и впрыском воды, обеспечивающими дожигание (термохимическую нейтрализацию) вредных составляющих продуктов сгорания до экологически безопасных веществ.

Комплексное газоочистное устройство состоит из входной трубы, дожигателя, газоотводящего тракта шатрового типа и системы охлаждения КГОУ.

Расчетное обоснование принятых проектных решений было выполнено с использованием разработанных математических моделей.

При оценке термодинамических параметров струи учитывалось изменение теплосодержания смеси за счет подведенного (отведенного) в процессах смешения тепла:
- охлаждение струи эжектируемым воздухом из окружающей среды;
- подогрев поступающего в КГОУ на входе в тракт Ø3,6 м воздуха от высокотемпературной центральной части потока по длине соответствующего тракта;
- охлаждение струи за счет впрыска воды на выходе из тракта Ø3,6 м (с добавкой расхода воды на выходе из тракта Ø7,2 м).

. Разработаны математические прогностические модели оценки вредных выбросов и шума КГОУ.
2. Конструктивное исполнение КГОУ по результатам прогностических оценок с использованием разработанных моделей позволит исключить выбросы вредных веществ на основном режиме работы двигателя при испытаниях.
3. При запуске и остановке двигателя прогнозируется выброс небольшого количества окиси углерода и сажи. Указанные выбросы не представляют опасности для окружающей природной среды.
4. По результатам расчетов при работе двигателя возникает превышение допустимого уровня звука на расстоянии до 500 м.
journal.yuzhnoye.com/files/issue/2018_1/PDF/9.pdf

13

17 сентября 2018 года в Киеве начал работу Первый Украинский космический форум, посвященный 100-летию Национальной академии наук Украины.

http://s5.uploads.ru/t/SfXnu.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Lzt58.jpg
http://s5.uploads.ru/t/aBAyd.jpg
http://sh.uploads.ru/t/ap0gG.jpg
http://s9.uploads.ru/t/aVkwx.jpg
http://sd.uploads.ru/t/4hkiM.jpg
http://s3.uploads.ru/t/PaiNr.jpg
http://s3.uploads.ru/t/82y61.jpg
http://s7.uploads.ru/t/nwhDX.jpg
http://s3.uploads.ru/t/PWb2m.jpg
http://sh.uploads.ru/t/XyczI.jpg

Организаторы мероприятия: Национальная академия наук Украины, Институт космических исследований НАН Украины и ГКА Украины, ГП «КБ «Южное» имени М.К. Янгеля».

Программа Форума включает следующие мероприятия:

• 18-я Украинская конференция по космическим исследованиям;

• 6-я конференция GEO-UA;

• Межотраслевой семинар «Информационно-эфемеридного обеспечения космических проектов»;

• Бизнес-форум «Космос и инновации».

В первый день работы Форума прошло пленарное заседание с обзорными докладами ведущих ученых и руководителей космических программ. В частности, с докладами выступили первый вице-президент НАН Украины Владимир Павлович Горбулин, председатель Государственного космического агентства Украины Павел Глебович Дегтяренко, директор Главной астрономической обсерватории НАН Украины Ярослав Степанович Яцкив, заместитель Генерального конструктора КБ «Южное» по научной и учебной работе Александр Эрикович Кашанов, директор Института космических исследований НАН Украины и ГКА Украины Олег Павлович Федоров, начальник отдела по космической деятельности аппарата НАН Беларуси Иван Николаевич Буча.

Во время Форума работает выставка инновационных разработок предприятий космической отрасли и институтов НАН Украины.

КБ «Южное» развернуло на выставке презентационный стенд с макетами ракет-носителей «Антарес», «Циклон-4М» и впервые демонстрирует широкой публике габаритно-динамический макет космического аппарата YuzhSat-1, предназначенного для проведения космического эксперимента АЭРОЗОЛЬ-UA по исследованию атмосферных аэрозолей.

Первый Украинский космический форум продлится до 20 сентября.
http://www.space.com.ua/gateway/news.ns … CCAF6!open

14

Космические разработки Украины профинансируют не полностью – кому готовят деньги
Автор: АНДРЕЙ СУХОВЫЙ

На этот раз средства готовят не только для ракет, но и для спутников. Всего 25 миллиардов гривен, которые Кабмин распределил между всеми

За предстоящую пятилетку, включая 2018 год, космическая отрасль готова освоить 25 млрд. грн. И эти деньги потратят не столько на изготовление ракет, сколько на производство спутников — это следует из космической программы Кабмина, утвержденной на четыре года, до 2022-го.

На 2019 год назначен пуск аппарата связи «Либідь», на 2020 г. — научно-технологического — «Микросат-М» и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) — «Сич-2-1». В 2021 г. будет выведен на орбиту еще один спутник ДЗЗ — «Сич-2-2», а в 2024 г. — «Сич-2М».

Ранее акцент в развитии космической отрасли неизменно делался на изготовлении ракет-носителей и участии в предоставлении пусковых услуг. Еще в начале этого десятилетия Украина входила в пятерку ведущих стран мира по количеству успешных ракетных стартов.

Конец этому положило банкротство консорциума «Морской старт» (Sea Launch), а затем аннексия Крыма и конфликт на Донбассе, после чего Украина практически полностью свернула сотрудничество с Россией.

Нынешний владелец «Морского старта» — российская компания S7 Владислава Филева в апреле 2017 года заключила договор с днепровским «Южмашем» об изготовлении 12 ракет, в том числе 2 изделий в нынешнем году. Однако, в прошлом месяце гендиректор S7 Space Сергей Сопов заявил, что сотрудничество с Украиной заморожено, а «Роскосмос» фактически кинул их.

«Мы под гарантии Роскосмоса купили «Морской старт» за $150 млн. и платим по $20 млн. за стоянку судов и содержание наземной инфраструктуры в американском порту Лонг-Бич, сняв эту нагрузку с государства. В рамках осуществленной сделки нам обещали предоставить право на определенное количество пусков ракет «Зенит», чтобы мы могли начать коммерческую деятельность до появления новой ракеты. На основании полученных гарантий мы заключили контракт с заводом «Южмаш», оплатили ему изготовление нескольких ракет «Зенит», но завод ничего не может производить, потому что российские предприятия не получили разрешение правительства на поставку своих комплектующих на Украину. В текущих условиях получается, что нас, по сути, затащили в проект и кинули», — уверяет Сопов.

По слухам, запрет на поставки в Украину двигателей для РН «Зенит» дал лично Владимир Путин. Последняя ракета украинской сборки стартовала с космодрома «Байконур» в декабре 2017 года, но была изготовлена еще в 2014 г.

Таким образом, Украина утратила вес на рынке космических пусковых услуг, хотя и продолжает участвовать в международной кооперации по изготовлению американской ракеты Antares и европейской Vega. Для первой «Южмаш» выпускает основную конструкцию, а для второй — двигатель 4-й ступени.

Бразильские проблемы
Перспективы возвращения на рынок со своей ракетой в КБ «Южное» связывают с разработкой носителя «Циклон-4М», который планируют запускать с канадского побережья Атлантики, неподалеку от границы с США.
Кабмина, утвержденной на четыре года, до 2022-го.

На 2019 год назначен пуск аппарата связи «Либідь», на 2020 г. — научно-технологического — «Микросат-М» и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) — «Сич-2-1». В 2021 г. будет выведен на орбиту еще один спутник ДЗЗ — «Сич-2-2», а в 2024 г. — «Сич-2М».

Ранее акцент в развитии космической отрасли неизменно делался на изготовлении ракет-носителей и участии в предоставлении пусковых услуг. Еще в начале этого десятилетия Украина входила в пятерку ведущих стран мира по количеству успешных ракетных стартов.

Украина получила заказ на производство ракет-носителей

Конец этому положило банкротство консорциума «Морской старт» (Sea Launch), а затем аннексия Крыма и конфликт на Донбассе, после чего Украина практически полностью свернула сотрудничество с Россией.

Нынешний владелец «Морского старта» — российская компания S7 Владислава Филева в апреле 2017 года заключила договор с днепровским «Южмашем» об изготовлении 12 ракет, в том числе 2 изделий в нынешнем году. Однако, в прошлом месяце гендиректор S7 Space Сергей Сопов заявил, что сотрудничество с Украиной заморожено, а «Роскосмос» фактически кинул их.

«Мы под гарантии Роскосмоса купили «Морской старт» за $150 млн. и платим по $20 млн. за стоянку судов и содержание наземной инфраструктуры в американском порту Лонг-Бич, сняв эту нагрузку с государства. В рамках осуществленной сделки нам обещали предоставить право на определенное количество пусков ракет «Зенит», чтобы мы могли начать коммерческую деятельность до появления новой ракеты. На основании полученных гарантий мы заключили контракт с заводом «Южмаш», оплатили ему изготовление нескольких ракет «Зенит», но завод ничего не может производить, потому что российские предприятия не получили разрешение правительства на поставку своих комплектующих на Украину. В текущих условиях получается, что нас, по сути, затащили в проект и кинули», — уверяет Сопов.

По слухам, запрет на поставки в Украину двигателей для РН «Зенит» дал лично Владимир Путин. Последняя ракета украинской сборки стартовала с космодрома «Байконур» в декабре 2017 года, но была изготовлена еще в 2014 г.

Таким образом, Украина утратила вес на рынке космических пусковых услуг, хотя и продолжает участвовать в международной кооперации по изготовлению американской ракеты Antares и европейской Vega. Для первой «Южмаш» выпускает основную конструкцию, а для второй — двигатель 4-й ступени.

Бразильские проблемы
Перспективы возвращения на рынок со своей ракетой в КБ «Южное» связывают с разработкой носителя «Циклон-4М», который планируют запускать с канадского побережья Атлантики, неподалеку от границы с США.

Украинские аграрии будут наблюдать за полями из космоса

В основу положены наработки, использовавшиеся при создании РН «Зенит-2», а также «Циклон-4» — для совместного проекта с Бразилией — AlcantaraCycloneSpace. В 2016 году Бразилия из этого проекта вышла, оставив Украине убытков примерно на $800 млн.
Для эксплуатации новой украинской ракеты в США было создано предприятие Maritime Launch Service, которое должно заняться строительством пусковой площадки стоимостью около $150 млн. Деньги привлекаются исключительно из частных источников.

Строительство космодрома должны были начать в этом году, а в 2020 г. — осуществить первый пробный запуск. Однако, реализацию проекта отодвинула экологическая экспертиза, которую проводят власти провинции Новая Шотландия. Видимо поэтому «Циклон-4М» в концепции космической деятельности не упоминается.

Деньги на «Либідь» украли
Зато утвержденный Кабмином документ предполагает разрешение конфликта вокруг изготовления первого украинского спутника связи «Либідь».

Вывести его на орбиту должны были еще в 2011 году, накануне Евро-2012. Изготовление аппарата Государственное космическое агентство Украины доверило канадской компании MacDonald Dettwiler and Associates (MDA). Финансировало изготовление спутника Экспортное агентство Канады, предоставив Украине кредит в размере $292,4 млн., из которых $ 254,6 млн. необходимо было на изготовление самого спутника, а оставшаяся сумма должна пойти «Южмашу» на создание РН «Зенит» для вывода аппарата на орбиту.

https://ubr.ua/ukraine-and-world/techno … hi-3876216

15

OSV написал(а):

https://ubr.ua/ukraine-and-world/techno … hi-3876216


Завершу статью на всякий случай

Деньги на «Либідь» украли

Зато утвержденный Кабмином документ предполагает разрешение конфликта вокруг изготовления первого украинского спутника связи «Либідь».

Вывести его на орбиту должны были еще в 2011 году, накануне Евро-2012. Изготовление аппарата Государственное космическое агентство Украины доверило канадской компании MacDonald Dettwiler and Associates (MDA). Финансировало изготовление спутника Экспортное агентство Канады, предоставив Украине кредит в размере $292,4 млн., из которых $ 254,6 млн. необходимо было на изготовление самого спутника, а оставшаяся сумма должна пойти «Южмашу» на создание РН «Зенит» для вывода аппарата на орбиту.

При этом, ключевую роль в производстве сателлита для Украины играла российская компания «Информационные спутниковые системы» (ИСС имени Решетнева, Красноярский край, РФ) — основной производитель космических аппаратов для «Газпрома» и навигационной системы «Глонасс», которую канадцы определили ответственной за выбор спутниковой платформы, модуль полезной нагрузки, интеграцию с носителем и доставку на космодром.

В итоге через 9 лет после старта, «Либідь» в полусобранном виде находится на ответственном хранении в ИСС имени Решетнева, а MDA в сентябре прошлого года вышла из проекта, отказавшись нести какую бы то ни было ответственность за его дальнейшую судьбу.

Носитель для «Либіді» также не был изготовлен. Сейчас НАБУ проводит досудебное расследование по факту разворовывания средств, полученных у MDA финансовым посредником и координатором — компанией Briklin Limited, зарегистрированной на Сейшельских островах не без участия украинских чиновников, связанных с заказчиком спутника — ГП «Укркосмос».

Briklin Limited должна была перечислить «Южмашу» на изготовление ракеты-носителя $37 млн., получила их у канадцев, но до ракетчиков дошло менее $30 млн. По данным НАБУ, $8,245 млн. из этой суммы в 2011-2014 гг. было перечислено на счета компаний-нерезидентов и связанных с ними физических лиц, что привело к срыву контракта между MDA и «Укркосмосом».

В лучшем состоянии находятся другие космические аппараты, запуск которых предусмотрен Концепцией космической деятельности.

Аппарат «Сич-2-1», который является копией своего предшественника «Сич-2», КБ «Южное» изготовило за собственные средства. С воспроизводством еще одного аналога — «Сич-2-2» также не будет проблем, если ГКАУ выделит на это деньги.

Спешим за миром

В начале этого года ГКАУ начало финансировать разработку спутника «Сич-2М»,оплатив КБ «Южное» созданиеоптико-электронной системы (25,7 млн. грн.) для этого аппарата, и наземную экспериментальную отработку частей и управления научного спутника «Микросат-М».

Столичный «Арсенал» получил 8,5 млн. грн. на разработку образца оптического сканера с разрешением 2,5 метра для «Сич-2М».

ГНПЦ «Природа» за 3 млн. грн. должна усовершенствовать систему архивации и распространения данных «Сич-2М», а «дочка» харьковского «НИИРИ» (НИИ Радиотехнических измерений) за столько же модернизирует наземную станцию для обработки данных «Сич-2.1».

Спутниковые разработки КБ «Южное» позволяют получать снимки в различных диапазонах, и могут использоваться в самых разных целях, в том числе для определения потенциальной урожайности, плотности застройки, выявления незаконных посевов или убытков от лесных пожаров. Но они обладают недостаточным для сегодняшней техники метровым разрешением: 2 м в оптическом черно-белом и 5,7 м в панхроматическом диапазонах.

Украина все ближе к космосу: отрасль выросла на 26%

Поэтому, не дожидаясь создания более мощных инструментов, разработчики концепции космической деятельности предусмотрели закупку космических снимков у зарубежных компаний. Они будут, в первую очередь, использоваться в интересах обороны.

Как утверждает директор «Научно-исследовательского института индустриализации космического пространства» Александр Левенко, хотя разработанная ГКАУ программа явно не успевает за темпами развития мировой космической отрасли, некоторые подвижки в отрасли все же наблюдаются. Это и разделение гражданских и военных контрактов на предприятиях ГКАУ, и начало подготовки ведущих предприятий отрасли к корпоратизации, и разрешение частным компаниям заниматься космической деятельностью. Раньше это было исключительной прерогативой государства».

Учитывая, нынешний характер российско-украинских отношений туманным остается вопрос выведения на орбиту украинских спутников. Однако, в мире с этим сейчас нет проблем. Поэтому при желании можно воспользоваться услугами американских, индийских или китайских партнеров. Были бы деньги.

16

Украина, ты просто космос: есть ли у нас конкуренты Илону Маску

http://sg.uploads.ru/t/TrtHF.jpg

Разбираем украинский космический рынок. Кто же сейчас создает нам имидж "космической державы"?

Обычный зимний вечер, начало рабочей недели. Люди спешат домой, заскакивают к друзьям в гости, собираются за столиками в кафе, заходят в бары и располагаются за стойками. А потом все открывают ноутбуки и…ждут. Чего? Пуска ракеты Falcon Heavy, той самой, на борту которой полетел родстер Илона Маска с манекеном на борту и примечанием "made on Earth by humans".

За трансляцией в Украине только на канале Alpha Centauri следили более 30 тысяч человек. В кафе, где собирались транслировать онлайн-пуск, столы были забронированы еще за неделю до начала. За последние полгода тема космоса стала среди украинцев очень популярной. Ивенты, лекции, конференции, новые space издания стали расти, как на дрожжах. Взгляните на свою ленту в соцсетях, там наверняка найдется статья о темной материи или лекция о программе Copernicus. Это временная мода, как криптовалюты, или что-то более существенное?

Дела государственные
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании космических предприятий — это компании, которые строят ракеты и запускают спутники. Это не совсем так. Международные аналитические агентства делят предприятия сектора в основном по направлениям работы. Есть производители — те, кто поставляет "железо" или электронику. Есть компании, которые производят тестовое оборудование, например, специальные комнаты или симуляторы, фирмы направления Software&Engineering обеспечивают рынок IT решениями и инженерными разработками.

Отдельное место занимают те, кто работает с данными: наблюдают за Землей (Earth observation), обрабатывают спутниковые снимки, работает для IoT (Internet of things). Есть и разработчики готовых продуктов и услуг: например, сервис 3D-моделирования или создания карт, определения месторасположения или даже проведения маркетинговых исследований.

Все вышеперечисленное — это огромный многомиллиардный space market. На нем работает как минимум несколько десятков отечественных компаний. Довольно успешно работают. По нашим подсчетам, только в 2016 году общий доход предприятий космического сектора составил около 4 млрд грн.

Традиционно большинство украинских предприятий, работающих на рынке космических технологий, — государственные и находятся в сфере управления Государственного космического агентства Украины (ГКАУ). Созданная в 1992 году, эта структура, по сути, определяет государственную политику в сфере освоения космоса. Через нее проходят все основные проекты, которые Украина реализует в данной сфере.

В подчинении ГКАУ — 5 конструкторских бюро, 8 производственных компаний и 10 научных центров, центров стандартизации, представительств ГКАУ в разных регионах.

Крупнейшие игроки — "Конструкторское бюро "Южное" и "Южный машиностроительный завод им. Макарова" ("Южмаш"). Это предприятия с давней историей, созданные еще в 50-х годах прошлого века. Обычно их рассматривают в паре: бюро — разрабатывает, завод — воплощает в жизнь. Проекты "Морской старт", ракеты-носители класса "Зенит", "Антарес", спутники "Сич" — все это в том числе их разработки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Метан на Марсе: что значит это открытие для Земли

При этом "Южное" — одно из самых доходных предприятий сектора. Согласно данным, размещенным в YouControl, доход компании в 2016 году составил почти 1,6 млрд грн, в 2017 — около 2 млрд грн.

Как отмечают в самом бюро, с 2011 по 2017 год предприятие заплатило в бюджет более 2 млрд грн. Для сравнения, от государства "Южное" получило 223,8 млн грн. Доходы "Южмаша" в 2016 году составили 750 млн грн.

Осторожно, частная собственность
Наряду с государственными в Украине представлены и частные космические компании. Среди них есть как старожилы, так и те, кого принято относить к сектору new space.

В первой категории — приватные акционерные общества "НПК "Курс" и "Элмиз". Созданные на базе "Киевского радиозавода" как частные структуры компании были официально оформлены в середине 90-х. Можно сказать, что предприятия работают в паре. "Курс" занимается разработкой, являясь конструкторским бюро, "Элмиз" — завод, и воплощает в жизнь то, что создали коллеги.

Одна из главных разработок "Курса" — уникальная одноименная система сближения и стыковки космических аппаратов. Каждый раз, когда вы видите, как с Международной космической станцией стыкуется пилотируемый "Союз" или беспилотный "Прогресс", знайте, что происходит это благодаря данной навигационной системе. Увидеть систему можно будет уже на этих выходных в Днепре, куда разработчики привезут ее на Interpipe TechFest.

"Система "Курс" используется на МКС в течение всего ее существования, — рассказывает Сергей Матвиенко, Главный конструктор КБ. — Это единственная штатная система, которая сейчас функционирует на станции для проведения автоматической стыковки".

С компаниями нового космоса дела обстоят немного иначе. New Space — это относительно молодое концептуальное явление в индустрии. Грубо говоря, это космические стартапы. Самые яркие и громкие примеры — SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса и Virgin Galactic Ричарда Бренсона. 

Именно к таким компаниям приковано внимание инвесторов в последнее время. Если до 2009 года, по данным Space Angels, частное финансирование сектора было практически на нуле, то в 2017 году суммарные негосударственные инвестиции составили почти $4 млрд, а получили их более 300 компаний.

В Украине зарегистрированных работающих космических стартапов нет, что связано прежде всего с издержками законодательства. В США или Европе запускать стартап намного выгоднее. Зато у нас выгодно открывать R&D лаборатории и департаменты, привлекая для работы местных ученых и студентов.

Так, например, работает американский стартап EOS DA. По данным Сrunchbase, EOS DA был основан в 2015 году украинским бизнесменом Максимом Поляковым и его партнером Марком Уаттом. В Украине у компании три подразделения, в которых работает 150 человек, расположенные в Киеве, Харькове и Днепре — крупных университетских центрах. Компания разрабатывает наукоемкий продукт — EOS Platform. Это одновременно и облачная платформа, и инструмент для анализа спутниковых, а точнее оптических и радарных снимков, которая позволяет проводить геопространственный анализ (GIS).

Сервис используется в самых разных отраслях, например, аграриями. "EOS Platform позволяет получить актуальную карту расположения десятка основных сельскохозяйственных культур за считанные часы и задолго до того, как урожай будет собран, а данные о площади попадут в статистические органы", — объясняет Степан Климов, продакт-менеджер компании EOS DA. "Эта информация полезна агротрейдерам, страховщикам, биржевикам и экспортерам сельскохозяйственной продукции по всему миру", — добавляет он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О чем астронавт НАСА рассказывал на встрече в Киеве: тесный "Союз" и крепкий сон в космосе

Еще одно предприятие, у которого есть украинское R&D подразделение — американская Firefly. Компания строит собственные ракеты для обеспечения запусков малых спутников. Обычно они отправляются в космос в качестве вторичного груза. Это проблема, ведь те, кто заинтересован в их запуске, вынуждены подстраиваться под крупных игроков. Ракета Firefly A сможет доставлять груз массой до 1000 кг на Низкую околоземную орбиту.

"Низкие цены, современные материалы, глубокие технические возможности, совместимые с политикой США в отношении Украины", — объясняют в Firefly выбор места для центра. На будущее у компании обширные планы для деятельности и сотрудничества между США и украинским подразделением.

От еще одного частного ракетостроителя, британской Skyrora, которая также работает с инновационным центром в Днепре, комментарии на момент написания материала получить не удалось.

Без России и молодежи
В современных реалиях космос — бизнес интернациональный. Успеха добиваются те, кому удается работать с международными заказчиками, участвовать в международных программах. Скажем, "Южное" в период с 2011 по 2017 гг. получило почти 10 млрд грн по таким контрактам. Только за 2016 и 2017 года КБ отправило на экспорт товаров и услуг на 1,3 и 1,6 млрд грн соответственно.

Проблема в том, что многие проекты украинские предприятия вели в довольно тесной кооперации с Россией, сотрудничество с которой с 2014 года стало практически невозможным. Раньше Украина продавала "Курсы" россиянам, которые отправляли грузы на МКС. Сейчас, по словам Матвиенко, никаких коммерческих отношений с Россией нет. Аналогичная ситуация и у других игроков.

Предприятиям приходится искать выходы из ситуации. Основной путь, по их мнению, заключается в поиске зарубежных заказчиков и создании альтернативных продуктов. "Мы за собственные ресурсы разработали аппаратуру сближения "Азимут", которая по своим характеристикам не уступает "Курсу", — рассказывает Матвиенко. Компания работает над созданием измерителя угловых скоростей, участвует в международных выставках и даже планирует развиваться на внутреннем рынке.

Еще одна беда украинских "спейс" компаний, прежде всего государственных, — отсутствие молодых кадров. Средний возраст сотрудников "Южного" — 45 лет.

И это при том, что, как говорят в компании, зарплаты у них далеко не самые низкие по рынку и постоянно растут. В "Курс" молодые инженеры тоже идти не стремятся — компания находится в Киеве и не может предложить ту зарплату, которую сходу хотят молодые специалисты, сетует Матвиенко.

Не последнюю роль в проблемах с поиском персонала играет недопонимание между участниками: с одной стороны, бытует мнение, что крупные космические предприятия не нуждаются в многочисленном пополнении, с другой — что у них недобор, поскольку молодежь не хочет приходить на работу. Например, по статистике портала vstup.info, в 2017 г. на специальность "Авиационная и ракетно-космическая техника" в 6 вузах Украины подали заявления 560 абитуриентов. Получили свое место лишь 155. В текущем же году государство пролицензировало более 1200 мест по этому направлению, но госзаказ едва покрывает четверть от этого объема.

"При выборе профессии молодежь в первую очередь руководствуется пониманием, где можно работать после выпуска, а не насколько трендовой стала тема. Проблему, по моему мнению, может разрешить дерегуляция отрасли и появление большего количества частных компаний в этой сфере", — считает Михаил Рябоконь, сооснователь Noosphere Engineering School. Школа — один из проектов Noosphere, общественной организации, ориентированной на популяризацию технических, инженерных профессий, в том числе и в сфере ракетостроения, исследований космоса. Начиная с весны 2017 года, в проектах школы приняли участие около 200 студентов.

Новая экосистема
Космический рынок — это экосистема, и она в Украине довольно активно формируется. Ежегодно, начиная с 2016 года, в стране проходят спейс хакатоны, высокотехнологические конкурсы идей и решений. 2018 год вообще стал рекордным по их проведению. В конце мая киевский НАУ впервые принял международный хакатон ActInSpace, организованный Европейским и Французским космическими агентствами. В результате команда-победитель отправилась на международное космическое шоу в Тулузу. В начале мая в Днепре Noosphere Engineering School провела студенческий Star Track. А осенью уже третий раз в Украине состоится SpaceApp Challenge — крупнейшее международное соревнование от NASA, в котором участвует более 20 тысяч человек по всему миру. Именно на нем в 2016 г. украинская команда Mars Hopper получила приз зрительских симпатий.   

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зачем Маск и NASA запускают аппарат для поиска новой Земли

Сейчас, как никогда много проходит тематических конференций и лекций, причем как с представителями из отечественного сектора, так и с представителями ESA (Европейское космическое агентство) или NASA. Только в 2018 г. пройдет два крупных ивента по теме: минувший весенний SpaceOnUkraine, зимой пройдет Space Summit, а осенью состоятся крупная научная конференция от INSCIENCE и Interpipe TechFest. Последний, к слову, соберет в Днепре, который уже называют космическим кластером, крупнейших представителей космоиндустрии. Там также можно будет увидеть и лунную базу КБ "Южное", погулять по ней и "пощупать" новейшие разработки украинцев.

Растет спрос и на информацию о космосе: тематический проект Alpha Centauri, который комментирует пуски ракет, собирает десятки тысяч зрителей на своем YouTube канале, а также с конца 2017 года появилось около десятка медиапроектов, посвященных спейс-тематике. Хочется верить, что такой неподдельный интерес украинцев к космосу получит зеркальное отражение в мире, и Украиной станут больше интересоваться как космической державой.

https://delo.ua/business/ukraina-ty-pro … ma-346270/

17

Шотландская компания с офисом в Днепре провела тестовый полет ракеты

http://sd.uploads.ru/t/0OFLb.jpg

Компания Skyrora, которая базируется в Эдинбурге (Шотландия) и имеет R&D-центр в Днепре, провела успешный тестовый полет ракеты Skylark Nano. Об этом сообщает ВВС.

Согласно информации компании, запуск прошел в регионе Росс (Шотландия). Тесты прошли после того, как один из шотландских округов, Сатерленд, был выбран как потенциальное место для строительства космодрома. Skyrora планирует получить контракт на новом объекте.

В компании заявляют, что запуск позволил протестировать систему в небольших масштабах с использованием имеющихся в продаже силовых установок. "Это эффективный с точки зрения затрат и быстрый способ протестировать что-то реальное, до того, как появится большая ракета с жидкостным двигателем", — прокомментировали в Skyrora.

Напомним, Skyrora владеет предприятиями в Эдинбурге и Глазго (Шотландия), а ее научно-исследовательский центр находится в Украине — в Днепре. По словам лондонской компании, это позволяет минимизировать эксплуатационные расходы, грамотно использовать космические наработки Украины и привлекать квалифицированных украинских сотрудников.

Старт британско-украинского носителя, предназначенного для запуска наноспутников, произойдет с площадки, расположенной в Шотландии. Согласно плану, тяга Skyrora 1 на уровне моря составит 30 килоньютонов. Двигатель носителя работает на керосине и перекиси водорода.

Как сообщалось ранее, в Канаде намерены построить космодром для запуска ракет "Циклон-4", которые производят в Днепре.

По их данным, строительство обойдется в 148 млн канадских долларов. Всего же на строительство, запуск первой ракеты и развитие проекта потребуется 304 млн канадских долларов.

Строительство космодрома планируют начать в 2018 году, а первый коммерческий запуск должен состояться в 2020 году. Ожидается, что к 2022 году с космодрома будут запускать 8 ракет ежегодно.

https://delo.ua/lifestyle/shotlandskaja … et-345996/

18

OSV написал(а):

Шотландская компания с офисом в Днепре провела тестовый полет ракеты

вот только дату забыли

https://www.bbc.com/news/uk-scotland-highlands-islands-45367640

'First' commercial rocket launched from Scotland

31 August 2018

Skyrora's Skylark Nano was used in the test
What has been described as the first commercial rocket test launch has successfully taken place in the Highlands.

Edinburgh-based Skyrora launched its Skylark Nano on land at Kildermorie, north-west of Evanton in Easter Ross.

The trial comes after land at Moine on the north coast of Sutherland was chosen for a proposed commercial satellite launch site.

Skyrora plans to bid for a contract at the new facility.

The 2.5m (9ft) long Skylark Nano accelerated to Mach 1.45 and reached an altitude of four miles (6km).

Robin Hague, the company's lead engineer, said this week's test was the beginning of its launch experiments in Scotland.

He told BBC Radio Scotland: "This particular launch enabled us to test a system on a small scale using commercially available propulsion systems.

"It is a cost-effective and a quick way for us to try things out for real in advance of a big liquid-powered rocket coming together."

Image copyrightSKYRORA
Image caption
The rocket was launched from land near Evanton in Easter Ross
Rockets have previously been launched from Scotland as part of military training.

Two years ago, a rocket from the Hebrides missile range in the Western Isles became the first vehicle to be launched into space from UK soil.

It happened in October during an international military exercise in the Atlantic.

The following year, a new record for the largest and highest object launched into space from the UK was set.

The Terrier Oriole rocket was launched from the same range in the Western Isles during Nato exercise Formidable Shield.

The rocket, used by US space agency Nasa and almost 4m (13ft) long, reached an altitude of 155.6 miles (250km).

The Terrier Oriole was used to represent a ballistic missile and was tracked and then destroyed.

Отредактировано pnetmon (2018-10-01 17:50:20)

19

КБЮ обновило свой сайт в разделе "Техника". Официально "признаны" двигатели РД-840, РД-805, РД-835, РД-870, РД-815, РД-880.
РД-870 (http://www.yuzhnoye.com/technique/rocke … ng/rd-870/) имеет довольно высокую степень готовности (TRL 6).

http://s3.uploads.ru/t/YJuQj.jpg

Двигательный блок (ДБ) РД870, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. ДБ разрабатывается на базе отработанных технологий РН «Зенит». На его базе может быть создан двигатель РД872 для второй ступени РН с тягой ~90 тс.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, кг 1353
Компоненты топлива: О2+ керосин
Тяга на земле, тс 79,3
Тяга двигателя в пустоте, тс 89,4
Удельный импульс тяги на земле, с 301,5
Удельный импульс тяги в пустоте, с 340,0
Коэффициент соотношения компонентов 2,684
Число включений 1

РД-840

http://s9.uploads.ru/t/XpFra.jpg

Апогейный маршевый двигатель – однокамерный, однорежимный, многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Предназначен для довыведения КА, в том числе на геостационарную орбиту.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 4,3 кг
Компоненты топлива: АТ+НДМГ                         
Тяга двигателя в пустоте, 40,7 кгс
Удельный импульс тяги в пустоте, 315 с
Коэффициент соотношения компонентов 2,05
Число включений 100

Разработан с участием специалистов Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского"

РД-860, РД-860L, ДУ-802

http://s9.uploads.ru/t/DV5Gu.jpg

Двигатели РД860 и РД860L с пневмонасосной системой подачи компонентов топлива предназначены для верхних ступеней РН, космических буксиров и беспилотных взлетно-посадочных модулей.

Двигатель РД860L  – состоит из двух блоков (ДБ-1 – двухкамерный, стационарный, ДБ-2 – двигатель РД860 с качанием в карданном подвесе).

Двигатели разрабатываются на базе отработанных технологий ДУ802, обеспечивают многократный запуск.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модель двигателя                                РД860 РД860L
Масса двигателя, кг                                  4.3            106
Компоненты топлива:   АТ+НДМГ
Тяга двигателя в пустоте,тс (основ/дрос.) 0,5/0,25  1/0,25
Удельный импульс тяги в пустоте, с          322,5       316
Коэффициент соотношения компонентов            2,32
Число включений                                               2

ДУ-802

http://s5.uploads.ru/t/GvH5V.jpg

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигательной установки, кг 165,4
Компоненты топлива:                    АТ+НДМГ
Тяга двигателя в пустоте, тс          0,45
Удельный импульс тяги в пустоте, 322,5 с
Коэффициент соотношения компонентов 2,25
Число включений                                    10

20

РД-805
http://s3.uploads.ru/t/i7urt.jpg

Маршевый двигатель - однокамерный, однорежимный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Двигатель разрабатывается на базе отработанных агрегатов высоконадежного серийного рулевого двигателя РД-8 РН «Зенит».

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 80 кг
Компоненты топлива: О2+ керосин
Тяга двигателя в пустоте, 2,15 тс
Удельный импульс тяги в пустоте, 345 с
Коэффициент соотношения компонентов 2,5
Число включений                                    1

РД-809К
http://s8.uploads.ru/t/eNHnF.png

Двигатель РД809К – предназначен для создания тяги и управления полетом в составе верхних ступеней РН семейства «Маяк». Разрабатывается на основе камеры маршевого двигателя РД861К третьей ступени космической РН «Циклон-4» и агрегатов рулевого двигателя РД-8 второй ступени РН «Зенит». Двигатель – однокамерный, однорежимный, с турбонасосной подачей компонентов топлива. Управление полетом ступени осуществляется качанием двигателя в двух плоскостях. Двигатель обеспечивает многократный запуск (до 4 включений) в полете.
Выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА – окислительный газ. Компоненты топлива в камере и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. На данном этапе двигатель находится в разработке.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 330 кг
Компоненты топлива: жидкий кислород - керосин
Тяга двигателя в пустоте, 10000 кгс
Удельный импульс тяги в пустоте, 352 кгс·с/кг
Массовое соотношение компонентов топлива 2,62
Угол качания двигателя, угл.  град ±5
Суммарное время работы в полете, с до 600

РД-835

http://s3.uploads.ru/t/Oz1wv.jpg

Маршевый двигатель РД835, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа и обеспечением двукратного запуска в полете. Двигатель обладает высокими энергомассовыми характеристиками. Данный двигатель предназначен для использования в большинстве перспективных РН типа «Маяк», разработки ГП «КБ «Южное». Двигатель разрабатывается на базе отработанных технологий РН «Зенит». На его базе может быть создан двигатель РД836 для первой ступени РН.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 830 кг
Компоненты топлива: О2+ керосин
Тяга двигателя в пустоте, 50 тс
Удельный импульс тяги в пустоте, 355 с
Коэффициент соотношения компонентов 2,6
Число включений 2

21

РД-801

http://s3.uploads.ru/t/aFfLI.png

Двигатель РД801 предназначен для создания тяги и управления полетом первой ступени РН «Маяк». Двигатель замкнутой схемы на базе отработанных технологий РН «Зенит». Двигатель – однокамерный, двухрежимный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива. Управление вектором тяги осуществляется поворотом двигателя в карданном подвесе, в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Компоненты топлива в камере и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. Выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА – газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. На базе двигателя РД801 возможно создание блочного двигателя тягой 492 тс, состоящего из четырех двигательных блоков РД801.
На данном этапе двигатель находится в разработке.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 1630 кг
Компоненты топлива: жидкий кислород + керосин
Тяга двигателя, кгс:
на Земле           122224
в пустоте          136566
Удельный импульс тяги, кгс·с/кг:

на Земле          300,7 
в пустоте          336
Массовое соотношение компонентов топлива 2,65
Угол качания двигателя, угл.  град                ±6
Время работы в полете, до 200 с

РД-810

http://sg.uploads.ru/t/9HuyW.png

Двигатель РД810 предназначен для создания тяги и управления полетом первой ступени РН. Двигатель замкнутой схемы на базе отработанных технологий РН «Зенит». Двигатель – однокамерный, двухрежимный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива. Управление вектором тяги осуществляется поворотом двигателя в карданном подвесе, в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Компоненты топлива в камере и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. Выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА – окислительный газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива.
На базе двигателя РД810 возможно создание блочного двигателя тягой 800 тс, состоящего из четырех двигательных блоков РД810.
На данном этапе двигатель находится в разработке.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, кг, не более 2800
Компоненты топлива: жидкий кислород + керосин
Тяга двигателя, кгс:
на Земле           191314
в пустоте          214639
Удельный импульс тяги, кгс·с/кг:
на Земле          299
в пустоте         335,5
Массовое соотношение компонентов топлива 2,65
Угол качания двигателя, угл.  град  ±8
Время работы в полете, до 300 с

РД-815

http://s3.uploads.ru/t/u9VZf.jpg

Маршевый двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Двигатель разрабатывается на базе отработанных технологий РН «Зенит». Двигатель обладает высокими энергомассовыми характеристиками.  Данный двигатель предназначен для использования в большинстве перспективных РН типа «Маяк», разработки ГП «КБ «Южное». На базе этого двигателя возможно создание линейки кластерных двигателей тягой от 500 до 1000 тс.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, 3200 кг
Компоненты топлива: О2+ керосин
Тяга на Земле, тс 251,3
Тяга в пустоте, тс     274,5
Удельный импульс тяги на Земле, с 306,7
Удельный импульс тяги в пустоте, с   335
Коэффициент соотношения компонентов  2,7
Число включений                                     1

РД-880

http://s9.uploads.ru/t/nOdMb.jpg

Двигатель - двухкамерный, двухрежимный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Двигатель разрабатывается на базе отработанных технологий РН «Зенит».
На базе двигателя РД880.2 может быть создан однокамерный двигатель РД880.1 тягой 500 тс.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса двигателя, кг 6179
Компоненты топлива: О2+ керосин
Тяга на Земле, тс 502,6
Тяга в пустоте, тс     549
Удельный импульс тяги на Земле, с 306,7
Удельный импульс тяги в пустоте, с   335
Коэффициент соотношения компонентов  2,7
Число включений                                     1

22

Такие РДТТ применяются в качестве первой и второй ступени РКН

http://s9.uploads.ru/t/juPsz.jpg

Основные характеристики:
Топливо смесевое, высокоэнергетическое
Наружный диаметр, мм до 2000
Тяга, тс                        до 150
Корпус                         углепластиковый, типа "кокон"
Сопло                          поворотное управляющее

МАРШЕВЫЙ РДТТ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ
http://s3.uploads.ru/t/T0ZX8.jpg

Основными функциями являются:
создание тяги;
выполнение всех характеристик МД при оговоренных внешних воздействиях на всех этапах эксплуатации.
Оперативно-тактические ракеты предназначены для поражения целей противника на оперативную глубину относительно линии фронта.

Основные характеристики:
Топливо смесевое, высокоэнергетическое
Наружный диаметр, мм до 1000
Тяга, тс                        до 20
Корпус                         углепластиковый, типа "кокон"
Сопло                          стационарное

МАРШЕВЫЕ РДТТ ЗЕНИТНЫХ РАКЕТ СРЕДНЕЙ/ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
http://s9.uploads.ru/t/ig0oZ.jpg

Основными функциями являются:
создание тяги;
выполнение всех характеристик МД при оговоренных внешних воздействиях на всех этапах эксплуатации.
Зенитные ракеты входят в состав зенитного ракетного комплекса и предназначены для поражения различных воздушных целей.

Основные характеристики:
Топливо смесевое, высокоэнергетическое
Наружный диаметр, мм до 450 до 300
Корпус высокопрочная сталь
Сопло стационарное

РДТТ СИСТЕМ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ

http://sd.uploads.ru/t/X00vo.jpg

Системы залпового огня являются одним из широко распространённых и перспективных видов тактического ракетно-артиллерийского вооружения сухопутных войск и в зависимости от головной части могут поражать различные цели и выполнять различные задачи.

Основные характеристики:
Топливо смесевое, высокоэнергетическое
Наружный диаметр, мм от 122 до 400
Корпус высокопрочная сталь
Сопло стационарное

МАРШЕВЫЙ РДТТ ДОРАЗГОННОЙ СТУПЕНИ
http://sd.uploads.ru/t/Pe2DO.jpg
Предназначается для увеличения массы полезной нагрузки, выводимой на орбиту РКН.

Основные характеристики:
Топливо смесевое, высокоэнергетическое
Наружный диаметр, мм до 1250
Тяга, тс  до 10
Корпус углепластиковый, типа "кокон"
Сопло поворотное управляющее

23

pnetmon написал(а):

вот только дату забыли


Так тогда еще нашего форума не было

24

КОСМИЧЕСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

ГП «КБ «Южное» обеспечивает разработку космических ракетных комплексов (КРК) с ракетами космического назначения (РКН) различного класса от формирования концепции до ввода в эксплуатацию.

Космический ракетный комплекс обеспечивает:
- сборку и проверку РКН;
- подготовку и пуск РКН;
- полный комплекс услуг для космических аппаратов (КА).

В зависимости от требований заказчика и конструкции РКН могут быть созданы КРК стационарного, мобильного, воздушного или морского типов.
Стационарное базирование КРК предназначено для проведения подготовки пуска РКН легкого, среднего и тяжелого классов как моноблочного, так и «пакетного» типа. Применение КРК стационарного базирования позволяет осуществить одиночные и групповые запуски КА различной массы на круговые, переходные к геостационарным, солнечно-синхронные орбиты, реализовывать максимальную производительность пусков с высокой надежностью.

http://sh.uploads.ru/t/u1vqW.jpg

Воздушное базирование КРК предназначено для подготовки и пуска РКН легкого класса. Применение самолета-носителя позволяет повысить энергетические возможности РКН, обеспечить безопасность пусков, уменьшить стоимость выведения КА. Наземная инфраструктура КРК может располагаться на существующих аэродромах.

http://sg.uploads.ru/t/aFjUH.jpg
http://s7.uploads.ru/t/u7dWw.jpg

Морское базирование КРК предназначено для проведения подготовки и пуска РКН среднего класса. Применение морской платформы позволяет осуществлять пуски в приэкваториальной зоне для повышения энергетических характеристик, обеспечивать безопасность пусков, так как трассы пусков не проходят над густонаселенными районами.

http://s8.uploads.ru/t/eVv8j.jpg

Мобильное базирование КРК предназначено для пуска метеорологических ракет с измерительной аппаратурой на высоту до 100 км. Применение КРК мобильного базирования позволяет осуществлять пуски метеоракет из безопасных районов, охватывающих большую площадь для проведения измерений.

http://s8.uploads.ru/t/KraSf.jpg

Для разных типов КРК может быть создано необходимое технологическое оборудование, включающее агрегаты стартовых комплексов, системы заправки, системы производства и обеспечения сжатым газом, системы термостатирования, системы и агрегаты нейтрализации съемного оборудования КА и заправочного вспомогательного оборудования, механотехнологическое оборудование, унифицированную автоматизированную систему управления подготовкой и пуском, системы электроснабжения и др.

http://www.yuzhnoye.com/technique/launch-vehicles/

Отредактировано OSV (2018-10-02 10:47:18)

25

pnetmon написал(а):

вот только дату забыли

Отредактировано pnetmon (Сегодня 15:50:20)

Сам форум недавно создан. У меня есть материал по системам космической всязи, созданной украинскими специалистами для других стран. На днях выложу. Материал не новый, но кому то может быть будет интересно

26

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЛУННОЙ ПРОМЫШЛЕННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БАЗЫ

Приоритетным направлением дальнейшего развития земной цивилизации является использование космического пространства для удовлетворения потребностей человечества в ресурсах. В настоящее время ведущие космические державы вернулись к идее освоения Луны. Будучи самым близким к Земле небесным телом, Луна рассматривается как составная часть будущей космической инфраструктуры Солнечной системы.

Лунная база, ресурсы которой обеспечат развитие космической деятельности человечества в ближнем и дальнем космосе, – один из самых глобальных, дорогостоящих, науко- и трудоемких проектов, который предстоит реализовать человечеству в обозримом будущем. Ведущие космические державы, такие как США, Европа, Япония, Китай и Россия, уже развернули работы по проектированию и созданию составных частей луной базы.

В свою очередь, ГП «КБ «Южное» были проведены работы по концептуальному проектированию лунной промышленно-исследовательской базы. В рамках концептуального проекта был сформирован ее облик, предварительно определена конфигурация и инфраструктура на разных этапах функционирования, сроки реализации проекта, а также основные технические характеристики разрабатываемых систем, таких как космическая транспортная система для доставки экипажа и грузов на поверхность Луны и возвращения на Землю, типовые конструкции лунных модулей, средства передвижения по поверхности Луны и т.п.
http://www.yuzhnoye.com/images/news/lib.pdf

27

OSV написал(а):

Такие РДТТ применяются в качестве первой и второй ступени РКН

Наверное можно, но при дооснащении рулевыми ДУ. Что совсем поставит крест на экономике проекта.

28

ZOOR написал(а):

Наверное можно, но при дооснащении рулевыми ДУ. Что совсем поставит крест на экономике проекта.


Сопло поворотное управляющее

29

Гм. Зачем здесь это?

30

Оффтоп удален. SB, предупреждение. Форум технический. Не надо его превращать в свалку всего околокосмического.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Планов громадьё. » Космические планы Украины.