novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Средства выведения и другие технические вопросы. » Электрореактивные двигатели


Электрореактивные двигатели

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

http://engine.space/press/pressnews/2374/

Эксперты НТС обсудили перспективы электроракетных двигателей 
На прошедшей неделе в НПО Энергомаш состоялось очередное заседание Президиума Научно-технического совета интегрированной структуры АО «НПО Энергомаш» (НТС).
В работе НТС под председательством Владимира Сергеевича Рачука приняли участие: Владимир Константинович Чванов (АО «НПО Энергомаш»), Юрий Матэвич Урличич (Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации), Борис Александрович Соколов, Юрий Иванович Сухов, Леонид Сергеевич Бурылов (РКК «Энергия»), Павел Александрович Дронов (АО КБХА), Михаил Анатольевич Лыткин (ФГУП «НПО Техномаш»), Владимир Алексеевич Обухов, Виктория Витальевна Свотина (Научно-исследовательский институт прикладной механики и электродинамики МАИ) и другие.
С докладом «Перспективы развития электроракетных двигателей в АО КБХА» выступил руководитель направления по ЭРД АО КБХА Павел Александрович Дронов.
Он рассказал о проводимых в АО КБХА работах, связанных с разработкой электроракетных двигателей большой мощности. По его словам, имеющийся задел АО КБХА по электроракетным двигателям и электроустановкам позволит реализовать разработку и изготовление макета безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД) большой мощности (сотни кВт).
Эксперт заявил о необходимости начала работ по проектированию и экспериментальным исследованиям прототипа первой ступени БПРД. Для проведения соответствующих исследований АО КБХА планирует создать стенд большой мощности с большим объемом вакуумной камеры для отработки элементов и оптимизации параметров прототипов и летных образцов БПРД.
Доклад Владимира Алексеевича Обухова, заместителя директора Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ (НИИ ПМЭ МАИ), был посвящен проектированию и испытаниям высокочастотных ионных двигателей (ВЧИД) большой мощности.
Он рассказал о перспективе применения ВЧИД мощностью 15-20 кВт для использования в системах довыведения тяжелых космических аппаратов.
Для проведения доводочных испытаний таких двигателей в НИИ ПМЭ МАИ проведена подготовка стендовой базы. В результате выполнения опытно-конструкторских работ на макетах уменьшенного размера получены характеристики, позволяющие использовать такой макет в качестве прототипа двигателя мощностью 2-3 кВт при выполнении совместных работ с АО КБХА.
Президиум НТС одобрил результаты работы АО КБХА и НИИ ПМЭ МАИ. По результатам состоявшегося обсуждения работы по созданию БПРД определены одним из приоритетных направлений в области электроракетных двигателей большой мощности, признана актуальной проработка применения ВЧИД мощностью 15-20 кВт в составе космических аппаратов.

2

http://s7.uploads.ru/t/qha7S.jpg

https://vk.com/photo-75699206_344144561

Электрические ракетные двигатели космических аппаратов
Год выпуска: 1989
Автор: Гришин С. Д., Лесков Л. В.
https://vk.com/doc-75699206_338913995 djvu

Издательство: Машиностроение
ISBN: 5-217-00595-5
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 109
Описание: В книге изложены физико-технические основы современной теории электрических ракетных двигателей (ЭРД). Рассмотрены результаты теоретических и экспериментальных исследований рабочих процессов основных разновидностей ЭРД. Приведены конструкции ЭРД, используемых на отечественных и зарубежных космических аппаратах. Проанализированы области рационального применения ЭРД в перспективных космических программах. Для научных работников и инженеров, занимающихся исследованием и разработкой космических энергодвигательных установок.

3

http://s9.uploads.ru/t/tOCc3.jpg

https://vk.com/photo-75699206_456239214

Электрические ракетные двигатели космических аппаратов и их влияние на радиосистемы космической связи
Н.А.Важенин, В.А.Обухов, А.П.Плохих, Г.А.Попов
"Физматлит"
2013
https://vk.com/doc-75699206_441734153 djvu

В монографии рассмотрены вопросы построения современных радиосистем космической связи и их интеграции с ЭРД космических аппаратов ближнего и дальнего космоса. Представлены технические характеристики современных ЭРД.

4

http://s5.uploads.ru/t/syZ5d.jpg

https://vk.com/photo-75699206_344142376

Электрические ракетные двигатели
Год выпуска: 1975
Автор: Гришин С.Д., Лесков Л.В., Козлов Н.П.
https://vk.com/doc-75699206_338909159 djvu

Издательство: Машиностроение
ISBN: Нет
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 272
Описание: В книге изложены основы теории и общие особенности электрических ракетных двигателей. Рассмотрены современные физические представления об ускорении заряженных частиц и плазмы в электрическом и магнитном полях, положенные в основу классификации электрических ракетных двигателей. Последовательно проанализированы наиболее перспективные электрические ракетные двигатели: электростатические, электротермические, сильноточные, холловские и импульсные. Дано сравнение электрических двигателей и ускорителей различных типов, указаны оптимальные области их практического применения.
Доп. информация: Книга рассчитана на научных работников и инженеров, занимающихся исследованиями и разработкой ЭРД и плазменных ускорителей.
Из предисловия:
Электрические ракетные двигатели (ЭРД) открывают новое перспективное направление в космическом двигателестроении. Они отличаются от существующих космических двигателей, работающих на химических топливах, более высокой экономичностью, но одновременно значительно меньшей тяговооруженностью. Оба эти свойства органически связаны между собой. В ЭРД используется принцип ускорения заряженных частиц электромагнитным полем, на создание которого расходуется электрическая энергия. Источником этой энергии обычно служит либо ядерная энергоустановка космического корабля, либо находящийся на его борту фотоэлектрический преобразователь солнечной энергии. В обоих случаях удельная масса (масса, приходящаяся на единицу вырабатываемой мощности) космических энергоустановок достаточно велика. Поэтому отношение силы тяги к массе космического корабля (тяговооруженность) оказывается невысоким. Вместе с тем разделение источников энергии и рабочего вещества в ЭРД и использование электромагнитного ускорения позволяют значительно — на один-два порядка по сравнению с двигателями на химических топливах повысить удельный импульс и соответственно экономичность двигателя.
Значительный вклад в совершенствование электрических ракетных двигателей внесли советские ученые. Идея использования электрических сил для разгона рабочего вещества, обладающего электрическим зарядом, была впервые высказана К.Э. Циолковским еще в 1911 году. Первые исследования по созданию электрического ракетного двигателя были проведены в Советском Союзе в 1929—1931 гг. основоположником отечественного ракетного двигателестроения В. П. Глушко. Эти исследования были завершены разработкой наземного прототипа

5

http://s7.uploads.ru/t/zDojJ.jpg

https://vk.com/photo-75699206_351685666

Электрические ракетные двигатели
Год: 1968
Автор: Гильберг Л.А.
https://vk.com/doc-75699206_359623425

Издательство: Воениздат
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 79
Описание: Больших успехов достигла наша Родина в освоении космоса. Непрерывно развивается и совершенствуется ракетная техника, появляются новые силовые установки. Созданы десятки лабораторных образцов термоэлектрических, плазменных и ионных двигателей. Первые образцы этих двигателей прошли успешные испытания в космосе на борту космических аппаратов.
Предлагаемая вниманию читателей брошюра рассказывает о принципах действия и особенностях конструкции электрических ракетных двигателей, о задачах в освоении космоса, которые предстоит разрешить с их помощью.
Брошюра предназначена для солдат, сержантов и молодежи, интересующейся ракетными двигателями.
Она написана по материалам открытой отечественной и иностранной печати.

6

http://sd.uploads.ru/t/GV41h.jpg

https://vk.com/photo-75699206_357277912

Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов
Горшков О.А. и др.
2008
https://vk.com/doc-75699206_373045611 pdf

Представлены результаты современных исследований проблем создания наиболее востребованных в настоящее время типов электрических ракетных двигателей (ЭРД) - холловских и ионных плазменных двигателей, предназначенных для применения в составе космических аппаратов различного целевого назначения.
Рассмотрены подходы к моделированию основных физических процессов в двигателях, описаны схемы, конструкции и характеристики двигателей (состояние отработки - от лабораторных моделей до летных образцов).
Для специалистов в области ракетно-космической техники, аспирантов и студентов.

7

http://s3.uploads.ru/t/lMXPo.jpg

https://vk.com/photo-75699206_344716879

Системы питания и управления электрическими ракетными двигателями
Год: 1981
Автор: Глибицкий М.М.
https://vk.com/doc-75699206_340397111 pdf
https://vk.com/doc-75699206_437574675 djvu

Издательство: Машиностроение
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 136
Описание: В книге изложены теоретические и инженерные проблемы создания оптимизированных систем источников питания и управления (СПУ) для электрических ракетных двигателей (ЭРД) космических летательных аппаратов (КЛА). Рассмотрены наиболее отработанные типы ЭРД и функциональные схемы их питания и управления. Освещены вопросы защиты СПУ и ЭРД различных типов в аномальных и аварийных ситуациях. Книга рассчитана на специалистов, занимающихся исследованиями и разработками электрических ракетных двигателей.

8

http://s3.uploads.ru/t/bBZPh.jpg

https://vk.com/photo-75699206_370718212

Основы теории космических электрореактивных двигательных установок
Фаворский О.Н., Фишгойт В.В., Янтовский Е.И.
1978
"Высшая школа", Москва
http://vk.com/doc-75699206_401542386 pdf

9

http://s8.uploads.ru/t/2eM01.jpg

https://vk.com/photo-75699206_366263391

Космические электрореактивные двигатели
Морозов А.И, Шубин А.П
1975
https://vk.com/doc-75699206_389865843 pdf

Брошюра посвящена актуальной проблеме космонавтики - разработке электрореактивных двигателей и их применению в современных космических программах.С этими двигателями связано будущее космических исследований, в частности, осуществление полетов космических аппаратов к далеким планетам Солнечной системы, а также обеспечение длительного функционирования искусственных спутников Земли, находящихся на низких орбитах. Рассказывается об использовании космического "электрокара" в будущих транспортных системах многократного использования. Брошюра рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами космической техники.

10

https://ria.ru/science/20181022/1531165833.html

"Роскосмос" заказал разработку облика буксира с электрическими двигателями
МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Роскосмос поручил КБ "Арсенал" проработать облик космического буксира не только с ядерной энергоустановкой, но и с электрореактивными двигателями, дополнительная задача внесена изменением в контракт от ноября 2017 года.
"При разработке проектного облика космического комплекса и технического облика космического аппарата для решения задачи межорбитальной транспортировки грузов должны быть проведены расчетно-экспериментальные исследования применения электрореактивных двигателей различных типов…" — говорится в документации.
Ранее в документации было указано, что "Арсенал" должны был проработать облик космического буксира на основе работ по созданию транспортно-энергетического модуля с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса. Эта задача остается, но добавился пункт с электроракетными двигателями.

11

https://ria.ru/space/20181123/1533336261.html

Российские космонавты проведут на МКС испытания двигателей на иоде
МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Эксперименты по исследованию электроракетных двигателей, использующих в качестве рабочего тела иод, будут в будущем проводиться на российском сегменте МКС, соответствующая заявка находится на рассмотрении, следует из информации, опубликованной головным научным институтом Роскосмоса ЦНИИмаш.
Как сообщает ЦНИИмаш, целью эксперимента является "разработка и отработка технических решений, исследование технологий запуска и работы электроракетной двигательной установки (ЭРДУ) на рабочем теле иод в космосе" и "отработка технологии испытаний ЭРДУ в составе МКС и транспортного грузового корабля "Прогресс".
Отмечается, что электроракетные двигатели с иодом в качестве рабочего тела никогда еще не испытывались в условиях реального космического полета. Кроме того, по словам специалистов ЦНИИмаш, такие двигатели уже через три-пять лет могут стать самыми массовыми среди космических ЭРДУ.
Сейчас в электроракетных двигателях используется ксенон, который, несмотря на все свои энергетические преимущества, стоит дорого и добывается в небольших количествах (около 20 тонн в год). Кроме того, технология производства ксеноновых двигателей на Земле достаточно сложная – требуется установка в вакуумной камере гелиевых криопанелей, что значительно повышает стоимость и усложняет испытания.
"Для отработки электрореактивной двигательной установки мегаваттного уровня затраты только на систему откачки превысят миллиард рублей. Поэтому большой практический интерес представляет использование в качестве рабочего тела ЭРДУ иода", — отмечают в ЦНИИмаш.

12

https://www.energia.ru/ru/news/news-201 … 11-29.html

РКК «Энергия»: продолжаются работы по созданию нового электроракетного двигателя
В РКК «Энергия» проводятся наземные эксперименты по исследованию работы нового электроракетного двигателя (ЭРД), работающего на иоде.
Специалисты лаборатории проектирования перспективных двигательных установок Корпорации исследовали запуск двигателя на иоде в различных режимах: как со штатным ксеноновым катодом, так и впервые – с новым безрасходным катодом-нейтрализатором.
Изучение свойств нового ЭРД продолжится на орбите. Координационный научно-технический совет Госкорпорации «Роскосмос» включил в долгосрочную программу научно-прикладных исследований, планируемых на РС МКС, эксперимент «Островский». Он будет осуществлен в два этапа.
Сначала экипаж российского сегмента МКС изучит работу безрасходного катода-нейтрализатора, запуская ЭРД на ксеноне. Двигатель, работающий на иоде, разработчики в целях безопасности протестируют без участия космонавтов: на втором этапе эксперимента ЭРД установят на грузовом корабле «Прогресс», который после отстыковки будет в течение 30 суток находиться в автономном полёте. Следить за запуском двигателя и режимами его работы планируется по видеосвязи. Учёные также исследуют влияние иода на материалы космических аппаратов.
Постановщиком эксперимента выступает РКК «Энергия», его научный руководитель – академик Российской академии наук Г.А. Попов.
Космический эксперимент «Островский» назван в честь Валерия Георгиевича Островского – старшего научного сотрудника «Энергии», который впервые предложил использовать в качестве так называемого рабочего тела ЭРД иод. Преимущество такого двигателя прежде всего в его экономичности. Иод значительно дешевле ксенона и не требует сложной системы хранения и подачи. При этом по основным параметрам двигатели на иоде не уступают аналогичным ЭРД на ксеноне.
Разрабатываемая специалистами «Энергии» перспективная двигательная установка может использоваться как для коррекции орбиты космических аппаратов, так и в качестве маршевого двигателя, а также при решении транспортных задач в ходе изучения дальнего космоса.
https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/im/photo_11-29-01.jpg
https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/im/photo_11-29-02.jpg

13

https://ria.ru/20190102/1548981297.html … um=desktop

В Сибири начнут эксперименты, позволяющие создать плазменный двигатель

НОВОСИБИРСК, 2 янв — РИА Новости. Ученые Института ядерной физики сибирского отделения Российской академии наук начнут в январе новую серию экспериментов на новейшей установке по удержанию термоядерной плазмы с параметрами, пригодными для создания ракетного двигателя, сообщил журналистам замдиректора организации Александр Иванов.
https://cdn25.img.ria.ru/images/98213/21/982132163_0:0:2000:1333_1440x900_80_1_1_8d72f4e8b9e8ce849fe4a7a585b7f270.jpg

Первые эксперименты уже подтвердили такую возможность, отметил он.
Институт в конце 2018 года запустил уникальную научную установку СМОЛА (Спиральная Магнитная Открытая ЛовушкА), приближающую Россию к созданию термоядерного реактора. Это плазменная ловушка, которая позволит проверить принципиально новую концепцию улучшенного удержания термоядерной плазмы в линейных магнитных системах. Установка ориентирована на решение нескольких задач, в том числе на создание прототипа двигателя для космических перелетов.
Холдинг "Энергомаш" в октябре сообщал, что планирует создать макет безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД) большой мощности и стенд для его испытаний, такие двигатели хорошо могли бы себя проявить в космосе.

"Первые эксперименты показали, что эффект существует. И космический мотор работает, и средство для уменьшения потерь плазмы тоже. Сейчас установлено штатное оборудование. Мы готовимся к началу экспериментов на ней в январе 2019 года, которые должны в полном объеме продемонстрировать возможности", - сказал Иванов.
Он пояснил, что установка является демонстратором технологий. Ученым удалось достичь в ней температуры плазмы в 100 тысяч градусов и добиться достаточно большой плотности, то есть получить параметры, пригодные для создания ракетного двигателя.
Предлагаемый принцип работы двигателя основан на новом способе ускорения потоков плазмы, который связан со специальной конфигурацией магнитного поля, где плазма приводится во вращение. При этом в зависимости от направления вращения плазма либо тормозится, либо ускоряется, что создает реактивную тягу.

14

SB написал(а):

Воронеж космический  Создание и испытание высокочастотного электроракетного двигателя в Воронеже прошло успешно.
4:01 https://www.youtube.com/watch?v=tppo9J5KVrs

Отредактировано zandr (25.02.2019 23:49:58)

15

https://tass.ru/kosmos/6621079

Российская компания намерена в 2023 году разместить рекламу в космосе
МОСКВА, 2 июля. /ТАСС/. Российская компания Avant Space, участник рынка "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ), планирует запустить в космос группу микроспутников, оснащенных миниатюрной ионной двигательной установкой и ярким источником света, для проецирования рекламных логотипов в ночном небе. Рой спутников будет запущен на орбиту в 2023 году, сообщили ТАСС во вторник в информбюро НТИ.
"Рабочая группа рынка Аэронет НТИ поддержала проект компании Avant Space, которая среди прочего разрабатывает энергоэффективные ионные двигатели для малых космических аппаратов. Рой микроспутников создаст новые "созвездия"-баннеры, различимые с Земли. Пролетающий над всеми крупными мегаполисами планеты "космический баннер", по расчетам разработчиков, увидят более чем 1 млрд человек", - сообщили ТАСС в информбюро НТИ.
В основе технологии, аналогов у которой в мире пока нет, - разработка миниатюрной энергоэффективной системы управления группой микроспутников, позволяющей использовать для реализации проекта сверхмалую космическую платформу Cubesat 16U. Авторы проекта уже разработали алгоритмы системы управления, позволяющие автоматически перестраивать спутниковую группировку в комбинации новых рекламных логотипов.

"Все аппараты мы запускаем в космос и на орбите выстраиваем их таким образом, что для наблюдателей это будет выглядеть как созвездие в виде рекламного изображения. То есть из звезд фактически будет собран любой знак, символ или бренд компании. Стоимость такой рекламы в пересчете на тысячу увидевших ее людей (CPM - Cost per mile) будет в несколько раз ниже, чем у существующих на сегодняшний день каналов, среди которых билборды, интернет и ТВ", - говорит руководитель направления Avant Space Александр Малинин, которого цитирует информбюро НТИ.
Группа спутников, каждый из которых представляет собой одну световую точку (пиксель), будет перемещаться по орбите на высоте около 600-800 км над Землей. Запуск первых спутников-демонстраторов будет проведен в течение 2021 и 2022 годов, а к концу 2023 года планируется запуск первой спутниковой группировки.
"Ключевая технология проекта и основное ноу-хау - это высокоэффективный электроракетный двигатель новой конструкции. Он очень компактный, весит порядка 8 кг и за несколько лет активного существования космического аппарата он будет расходовать всего порядка 1-1,5 кг топлива. Его особенность в том, что тяга маленькая, но постоянная и с помощью этой постоянной тяги можно осуществлять перестроение спутников. До сих пор таких компактных и высокоэффективных двигателей не было", - считает ведущий специалист Инфраструктурного центра "Аэронет" НТИ Роман Жиц, которого цитирует информбюро НТИ.
Национальная технологическая инициатива (НТИ) - долгосрочная программа по созданию новых рынков и обеспечению условий для технологического лидерства России к 2035 году.

16

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-469.pdf

Йод не мёд
«Известно, что в корпорации «Энергия» ведётся отработка опытных образцов двигатель­ных установок, работающих на йоде (вместо ксенона). Интересно, планирует­ся ли в перспективе внедрение данного типа двигателей на космических аппара­тах АО «ИСС»?
За ответом мы обратились к на­чальнику отделения проектирования и испытаний систем коррекции косми­ческих аппаратов Евгению Якимову. По его словам, интерес к йоду обуслов­лен, в первую очередь, существенно бо­лее низкой ценой по сравнению с ксено­ном. Но не всё так просто. Преимущества двигателей на йоде перед двигателями на ксеноне не доказаны: работы ведут­ся на уровне опытных образцов, срав­нительных испытаний не проводилось. По оценкам специалистов характеристики двигателей на йоде вряд ли будут лучше, чем на ксеноне.
Стоимость заправки ксеноном ти­пового геостационарного спутника достаточно мала. При внедрении более эко­номичных двигателей она станет ещё меньше. Поэтому экономическое пре­имущество применения йода с учётом дополнительных затрат на разработку новых систем хранения и подачи, скорее всего, будет близким к нулю или отрица­тельным.
Система хранения и подачи йода в составе спутника усложнится по срав­нению с уже имеющейся аналогичной системой на ксеноне, поскольку потре­буется дополнительный нагрев баков для возгонки йода и нагрев трубопроводов, а также понадобится отработка новых элементов автоматики.
У йода есть и другие отличия от ксе­нона, затрудняющие его использование. Во-первых, он является ядовитым веще­ством. Во-вторых, выброшенный из дви­гателя йод может оседать на поверхности космического аппарата с образованием плёнок. При этом оптические коэффи­циенты терморегулирующих покрытий могут существенно измениться, что при­ведёт к нарушению теплового режима спутника.
Таким образом, становится очевид­ным, что переход на йод в качестве ра­бочего тела для двигателей космического аппарата может быть целесообразен при условии решения отмеченных проблем и только при очень больших масштабах заправок. Например, при полётах на даль­ние расстояния космического аппарата очень большой массы. Такого рода задачи перед «ИСС» в настоящее время не стоят.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Средства выведения и другие технические вопросы. » Электрореактивные двигатели