novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Прикладная космонавтика. » Российские спутники связи


Российские спутники связи

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

По подсказке Salo
http://www.raaks.ru/docs/doc20181010_001.pdf
http://s3.uploads.ru/t/dCMtE.jpg
http://sg.uploads.ru/t/C3po2.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Mue1b.jpg

Отредактировано zandr (14.10.2018 00:07:44)

2

там же
http://s5.uploads.ru/t/1CAre.jpg

3

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-455.pdf

...Компания «ИСС» выступила стратегическим партнёром XXIII международной конференции SATCOMRUS 2018.
...Также глава «Россвязи» озвучил пла­ны восполнения отечественной геоста­ционарной группировки спутников связи до 2022 года. Четыре из пяти аппаратов, которые займут свои позиции на орбите по истечении этого периода, сейчас нахо­дятся в производстве. Их созданием зани­мается компания «ИСС». Руководитель ве­домства особо подчеркнул, что спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103», запуск которых состоится в 2019 году, изготавли­ваются в полном соответствии с контрак­том – без какой-либо напряжённости по срокам. Ещё два новых телекоммуника­ционных аппарата – «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», которые фирма Реше­тнёва создаёт в интересах национального оператора, планируются к запуску в 2020 году. Работы по их созданию стартовали согласно контракту, 2 октября. «Сегодня мы уже оплачиваем нашей кооперации контракты и будем делать эти космиче­ские аппараты в беспрецедентно корот­кие для нашей отечественной промыш­ленности сроки», – заявил глава «ИСС» Николай Тестоедов в своём выступлении.
В ходе пленарной сессии SATCOMRUS также обсуждалась постав­ленная перед отраслью масштабная зада­ча по разработке и созданию глобальной российской спутниковой системы «Сфе­ра», которую президент России предста­вил во время прямой линии в июне 2018 года. Система «Сфера» будет комплексно решать задачи связи, навигации и дис­танционного зондирования Земли. Пред­полагается в рамках проекта к 2028 году запустить на орбиту не менее 600 косми­ческих аппаратов. Одно из направлений, рассматриваемых в рамках комплексной программы «Сфера», – создание группи­ровки спутников связи «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите. Планы её развёртывания с трибуны SATCOMRUS озвучили руководители «Россвязи» и ГП «Космическая связь».
Несмотря на то, что по прогнозам аналитиков спутники на геостационарной орбите сохранят в ближайшем будущем доминирующее положение в отрасли фиксированной спутниковой связи, со­здание дополнительной группировки на высоком эллипсе позволит обеспечить ка­чественную связь и доступ в интернет на подвижных объектах на всей территории Российской Федерации, включая Арктику. При этом совместное использование кос­мических аппаратов на геостационарной и высоких эллиптических орбитах не менее чем в три раза повысит пространственную доступность спутниковых услуг.
В интересах национального операто­ра Решетнёвская фирма проработала воз­можность создания и технические пара­метры аппаратов «Экспресс-РВ». Николай Тестоедов акцентировал в своём докладе, что сибирское космическое предприятие обладает многолетним опытом производ­ства высокоэллиптических связных спут­ников для государственных нужд. «И по­этому проект «Экспресс-РВ» подготовлен полностью технически, технологически и производственными мощностями», – пояс­нил глава «ИСС». При этом он порекомен­довал рассмотреть для группировки «Экс­пресс-РВ» частотный S-диапазон, который позволит принимать её сигнал на устрой­ства размером со спутниковый телефон.
В своём выступлении Николай Тесто­едов также представил возможности пред­приятия по разработке и производству ап­паратов различного назначения для всех типов околоземных орбит. Он напомнил о возможностях, которые предоставляет в части организации персональной спут­никовой связи низкоорбитальная система «Гонец». Аппараты для неё компания соз­даёт с начала 90-х годов прошлого века. Также для решения задач Минкомсвязи может быть полезна геостационарная многофункциональная система ретрансля­ции «Луч». Благодаря крупногабаритным трансформируемым антеннам, которыми оснащены спутники-ретрансляторы, воз­можна организация телемостов в инте­ресах МЧС и других заинтересованных ведомств.
Для обеспечения связи и высоко­скоростного доступа в Интернет в труд­нодоступных регионах России может быть использован и ресурс среднеорбитальной навигационной системы ГЛОНАСС. Ком­пания «ИСС» совместно с предприятием «Зонд-холдинг» проработала предложе­ние по созданию на её базе спутниковой системы связи «Скиф» на средневысотной круговой орбите. Таким образом, на се­годняшний день в «ИСС» аккумулирован весь необходимый опыт для разработки и создания космических аппаратов, которые могут войти в состав орбитального флота глобальной национальной спутниковой системы.
Формирование будущих российских группировок связи и вещания происхо­дит на фоне глобальной цифровизации мировой экономики. О темпах перехода отечественных компаний на цифровые системы управления говорили спикеры международной конференции. Николай Тестоедов в своём докладе отметил, что деятельность Решетнёвской фирмы ба­зируется на повсеместном внедрении цифровых технологий. «Мы занимаемся этим уже несколько десятков лет, и ядром нашего процесса является цифровая мо­дель космического аппарата, – рассказал руководитель «ИСС» на SATCOMRUS. – Это электронный документооборот, это замена многих испытаний на моделирование и прогнозирование, это различные системы управления не только в аппарате, но и все­ми процессами на предприятии».
Цифро­визация всех аспектов деятельности ком­пании приводит к сокращению издержек и снижению стоимости космических ап­паратов, что в свою очередь обеспечивает большую доступность и востребованность услуг спутниковой связи.

4

https://www.comnews.ru/content/115202/2 … kspress-rv

"Экспресс-РВ" прикрылся "Сферой"
Анна Устинова, Леонид Коник © ComNews
04.10.2018
Высокоэллиптическая орбитальная группировка "Экспресс-РВ", которую ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) намерено вывести на орбиту в 2023 г., потребует инвестиций в размере 105,4 млрд руб., из которых 58,8 млрд руб. должен вложить федеральный бюджет. При этом "Экспресс-РВ" имеет шансы стать первым этапом проекта глобальной спутниковой системы "Сфера", о планах создания которой "Роскосмос" объявил в июне 2018 г.
Эта информация прозвучала с трибуны конференции SАTCOMRUS 2018, которую ГПКС провело в Москве 3 октября. Необходимый объем инвестиций в создание группировки "Экспресс-РВ" озвучил генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров. Он уточнил, что средства федерального бюджета потребуются для строительства пяти космических аппаратов (один из которых будет находиться на Земле в качестве резерва), покупки ракеты-носителя и оплаты пусковой услуги, а также на страхование запуска и первого года нахождения четырех спутников на орбите. Оставшуюся часть суммы для реализации проекта "Экспресс-РВ" (46,6 млрд руб.), по словам Юрия Прохорова, планируется привлечь из внебюджетных источников: 16,6 млрд руб. готово выделить ГПКС (на создание наземного сегмента и эксплуатационные расходы), а 30 млрд руб. - от частных инвесторов (на создание абонентских приемных устройств, новых услуг связи и передачи данных).
За последние полгода оценка стоимости проекта "Экспресс-РВ" уменьшилась почти на 27 млрд руб.: в январе 2018 г. руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег Духовницкий в интервью агентству ТАСС говорил, что объем необходимого финансирования всей программы "Экспресс-РВ" составляет 132,08 млрд руб., из которых 75,76 млрд руб. приходятся на бюджетные средства. Выступая на SАTCOMRUS 2018, глава Россвязи подчеркнул, что принятие решения о финансировании группировки "Экспресс-РВ" на государственном уровне требуется в 2018 г.
В беседе с корреспондентом ComNews Олег Духовницкий отметил, что государственное финансирование проекта "Экспресс-РВ" может быть выделено в рамках проекта концепции ФЦП "Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптических орбитах, для решения задач обеспечения безопасности, государственного управления и развития экономики РФ на 2017-2025 гг.". Правда, в докладе на SАTCOMRUS 2018 Олег Духовницкий посетовал, что этот документ был подготовлен еще четыре года назад. "Но мы топчемся на месте, - добавил он. - Есть ряд федеральных органов исполнительной власти, которые - как бы выразиться помягче - не совсем нас поддерживают". По данным ComNews, речь идет о Минфине, который просит указать все источники финансирования проекта, и Минэке. При этом руководитель Россвязи сообщил, что в последние месяцы работа по финализации проекта концепции ФЦП активизировалась - ее поддержало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций во главе с Константином Носковым.
Специалисты Россвязи и ГПКС представили дорожную карту создания системы "Экспресс-РВ". Как рассказал Олег Духовницкий, на 2018 г., помимо решения вопроса о госфинансировании, намечено завершение работ по радиочастотному обеспечению "Экспресс-РВ". С июля 2019 г. начнется создание космических аппаратов серии "Экспресс-РВ" и абонентского оборудования. Согласно представленному плану, запуски первых двух аппаратов (РВ-1 и РВ-2) произойдут в 2022 г., а запуски спутников РВ-3 и РВ-4 - в 2023 г.
АО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" - основной партнер ГПКС по созданию космических аппаратов - подтвердило техническую реализуемость данного проекта, а также готовность технических и технологических мощностей для его выполнения. При этом генеральный директор этого предприятия Николай Тестоедов порекомендовал рассмотреть для группировки "Экспресс-РВ" новый частотный S-диапазон, который позволит принимать ее сигнал на устройство размером с мобильный телефон. В новом облике проекта "Экспресс-РВ" спутники планируется вывести на четыре разных высокоэллиптических орбиты (ВЭО) типа "Молния", при этом на каждом космическом аппарате будет 12 перенацеливаемых лучей. "Создание группировки "Экспресс-РВ" - это возможность для России занять лидирующие позиции в мире и обеспечить инфраструктуру для цифровой трансформации внутри страны", - заявил Юрий Прохоров.
Проекту "Экспресс-РВ" уже более 10 лет. В частности, приказ Мининформсвязи №116 от 16 октября 2007 г. "Об утверждении перечня мероприятий по обновлению и развитию гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения" предписывал запустить три спутника "Экспресс-РВ" в 2009-2010 гг. Однако отсутствие в этом проекте явно выраженной коммерческой составляющей постоянно, выражаясь чиновничьим языком, сдвигало сроки его реализации вправо. Новый импульс проекту "Экспресс-РВ" может придать его вхождение в глобальную спутниковую систему "Сфера", которую президент России Владимир Путин представил во время прямой линии в июне 2018 г. К 2028 г. эта система должна насчитывать свыше 600 космических аппаратов на низкой околоземной орбите.
На конференции SATCOMRUS 2018 заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Юрий Урличич (который, по слухам, вот-вот может перейти в "Роскосмос") заявил: "Сфера" - это группировка, которая обеспечит будущее для нашей страны в космосе. "Экспресс-РВ" может стать первой и показательной частью проекта "Сфера", в том числе из-за возможных международных продаж". По его словам, проект "Сфера" стартует в 2020 г. или 2021 г., а для его финансирования предполагается привлечь средства НТИ и венчурного фонда "Роскосмоса" (Юрий Урличич выразил надежду, что во исполнение распоряжения Владимира Путина такой фонд будет создан). Юрий Урличич заметил, что срок действия ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" заканчивается в 2020 г., и уже есть предварительная договоренность с 2021 г. включить и ГЛОНАСС в программу "Сфера".
Заместитель директора ФГУП "Организация "Агат" Елена Крившич призвала не относиться к "Экспресс-РВ" как к коммерчески окупаемой группировке: "Она предназначена для решения социальных задач". Заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ГПКС Евгений Буйдинов указал, что проект "Экспресс-РВ" является не окупаемым разве что с точки зрения методов, которые преподают на программах MBA, но "с позиций государства и кумулятивного эффекта этот проект - выгодный".
Елена Крившич рассказала, что ныне во всем мире действует 37 спутников на ВЭО: 19 принадлежат Соединенным Штатам, семь - России, шесть - Франции и пять - Японии; 27 из них гражданские, а 14 - военные. Большинство гражданских космических аппаратов на ВЭО являются научными (лишь у Японии есть три навигационных спутника на такой орбите), а военные распределяются на связные (четыре - у России и три - у США) и разведывательные (у РФ - два, у Штатов - пять). Елена Крившич напомнила, что американская компания Sirius XM Satellite Radio, предоставляющая услуги спутникового радио, столкнулась с неудобством перенацеливания антенны на стационарных объектах и запустила геостационарный космический аппарат. Действительно, такой спутник - Radiosat 5 был выведен в орбитальную позицию 96° з.д. в июне 2009 г. В декабре 2010 г. Sirius XM Satellite Radio запустил еще один геостационарный космический аппарат - XM-5 в точку 85,2° з.д.
Немалая часть затрат в любом космическом проекте приходится на страхование. Вице-президент СПАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров рассуждает: "Программа страхования спутников на геостационарной орбите - это наиболее изведанный предмет, хорошо знакомый международному страховому рынку. А орбита группировки "Экспресс-РВ", которая на 500 км выше орбиты "Молнии", - неизвестна, и как поведет себя на ней спутниковая платформа, пусть даже и хорошо зарекомендовавшая себя на геостационаре, тоже неизвестно". По его мнению, за четыре года, которые остаются до планового запуска космических аппаратов "Экспресс-РВ", нужно понять это самим и донести до международного страхового рынка, чтобы "получить хорошие ставки и надежное возмещение".
Среди потенциальных частных инвесторов проекта "Экспресс-РВ" - ООО "Небо Глобальные коммуникации" ("Небо ГК"). Эта компания договорилась с ГПКС о совместной работе над проектом два года назад. Система связи, которую разрабатывает на базе спутников "Экспресс-РВ" компания "Небо-ГК", называется "Росинфоком" (см. новость ComNews от 26 апреля 2016 г.). "Мы занимаемся разработкой клиентских решений и услуг на базе "Экспресс-РВ", - сообщил председатель совета директоров ООО "Небо ГК" Вячеслав Камнев. По его данным, компания ориентируется как на групповых клиентов (перемещающихся в автобусах, на поездах, самолетах и проч.), так и на тех, кто передвигается в автомобиле, а также на иные мобильные применения - например, для связи с беспилотными летательными аппаратами. Вячеслав Камнев рассказал также, что "Небо ГК" создает абонентский терминал, работающий в Ku-диапазоне, розничная цена которого должна оказаться менее 10 тыс. руб. Для завершения этой работы "Небо ГК" надеется привлечь госфинансирование через НТИ.
В мае 2018 г. ГПКС договорилось о совместных шагах по развитию и использованию системы "Экспресс-РВ" с ФГУП "Морсвязьспутник" (см. новость ComNews от 31 мая 2018 г.). "Система "Экспресс-РВ" вызывает большой интерес как с точки зрения развития связи у нас в стране - прежде всего для развития Арктики и Северного морского пути, - так и в целом", - заявил генеральный директор "Морсвязьспутника" Андрей Куропятников. По его информации, интерес к проекту проявляет британская компания Inmarsat, в портфеле которой подобные сервисы отсутствуют. "На следующей неделе мы будем встречаться с руководством Inmarsat и предложим ему участие в проекте "Экспресс-РВ", - сообщил Андрей Куропятников.

Досье ComNews
Система "Экспресс-РВ" позволит обеспечить спутниковую связь и доступ в интернет на всей территории России, включая Арктическую зону РФ. Среди приоритетных задач спутниковой системы "Экспресс-РВ" - обеспечение президентской, правительственной и специальной подвижной связи, развертывание цифрового непосредственного спутникового радиовещания, организация сетей ШПД на подвижных платформах (самолеты, суда, автомобили, ж/д транспорт), развитие корпоративных и ведомственных сетей и магистральных каналов спутниковой связи и расширение резервных каналов при ЧС, а также расширение возможностей международной системы поддержки поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ.

5

https://www.energia.ru/ru/news/news-201 … 11-26.html

«Ямалы-200» – на орбите «Энергии»
Исполнилось пятнадцать лет со дня запуска двух российских телекоммуникационных спутников «Ямал-200». Они были созданы и изготовлены в корпорации «Энергия» на базе универсальной космической платформы собственной разработки по заказу Газкома.
Космический аппарат «Ямал-200» – более мощная модификация космических аппаратов (КА), вошедших в состав системы спутниковой связи и вещания «Ямал», чем КА «Ямал-100», который в это время уже работал на геостационарной орбите.
«Ямалы-200», предназначенные для передачи больших объемов данных, стали обеспечивать современными видами связи предприятия российской газовой промышленности, предоставлять телекоммуникационные услуги российским и зарубежным пользователям. В том числе благодаря им появилась возможность пользоваться качественной телефонной и факсимильной связью, видеоконференц-связью, передавать цифровые данные, программы телевидения, подключаться к интернету.
Не случайно на возрастающий спрос мирового рынка на качественные телекоммуникационные услуги ответила корпорация «Энергия». Еще во времена С.П. Королёва именно здесь был создан первый советский спутник связи «Молния». Работа над «Ямалами» восстановила направление деятельности Корпорации в области автоматических КА различного назначения.
Для изготовления «Ямалов» была проведена работа по подготовке производства, отвечающего международным требованиям и стандартам. Работали сборочно-испытательный центр, цех повышенной промышленной чистоты (не имевший аналогов в отечественной ракетно-космической промышленности). Экспериментальная база позволяла проводить все виды испытаний собранных космических аппаратов: прочностные, вибрационные, акустические, термовакуумные, комплексные электрические и т.д.
При проведении работ по КА «Ямал-200» максимально был учтен опыт создания и эксплуатации «Ямала-100», но применены и новые технические решения, благодаря которым были обеспечены более высокая надежность и живучесть КА.

Оценку работе коллектива корпорации «Энергия» по этому направлению поставило само время. КА «Ямал-100» находился на орбите с 6 сентября 1999 года по август 2011 года, впервые превысив десятилетний проектный ресурс активной работы на ГСО. Расчетный полетный ресурс превысил и один из КА «Ямал-200» («Ямал-202»), до сих пор работающий на орбите. По сообщению Газкома, резервы оборудования и запасы топлива позволят «Ямалу-202» проработать в стабильном состоянии до середины 2019 года, когда ему на смену придет новый спутник «Ямал-601».
Космические аппараты серии «Ямал», созданные в «Энергии», – яркий пример реализации передовых наукоёмких космических технологий XXI века.
Запуск спутников «Ямал-200» осуществлен 24 ноября 2003 года в 9 ч 22 мин по московскому времени. Ракета-носитель «Протон-К» вывела космическую головную часть на опорную орбиту. Доставка блока из двух космических аппаратов с опорной орбиты на целевую осуществлялась космическим разгонным блоком типа ДМ (11С861-01). После разделения блока космических аппаратов «Ямал-200» на КА-1 и КА-2 был осуществлен переход космических аппаратов с целевой орбиты в рабочие точки стояния на ГСО, выполненный автономно. Контроль работоспособности систем КА осуществлялся ЦУПом. Масса КА-1 – 1360 кг, масса КА-2 – 1320 кг. Расчетный полетный ресурс спутников – чуть более 12 лет.

6

По видимому, не только для спутников связи, но и для них тоже.
https://tass.ru/kosmos/5834567

Роскосмос определил два предприятия по созданию бортовых систем спутников
МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Два предприятия стали победителями в тендере Роскосмоса на разработку и создание линейки унифицированных бортовых информационных систем для модернизируемых и перспективных космических аппаратов. Цена контракта составит 9,084 млрд рублей, следует из информации на сайтегосзакупок.
Создавать новые системы будут АО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем" и АО "Научно-исследовательский институт точных приборов".
"Целями выполнения ОКР являются: разработка и создание линейки унифицированных интегрированных бортовых информационных систем для перспективных космических аппаратов... на электронной компонентной базе отечественного производства", - говорится в техническом задании к проекту.
Сроки выполнения работ - с даты заключения государственного контракта до 25 ноября 2025 года. Финансирование предполагается из бюджетных средств: в 2018 году - 264 млн рублей, в 2019 году - 194,7 млн рублей, в 2020 году - 204 млн рублей, в 2021 году - 8,421 млрд рублей.
Также предполагается разработка и создание программного обеспечения, в том числе для функционального базового модуля (ФБМ), блоков и систем новых спутников. Планируется изготовить и провести наземную экспериментальную отработку опытных образцов ФБМ, блоков и систем, подготовить документацию для серийного производства опытных образцов ФБМ и блоков.

Технические детали и сроки
Новые системы будут разрабатываться для модернизируемых и перспективных спутников, создаваемых в рамках Федеральной космической программы на период до 2025 года. Разработанные системы помогут сократить количество базовых спутниковых платформ за счет перехода к открытой конфигурации этих платформ, построенных на принципах модульности и унификации интерфейсов.
Согласно техническому заданию, с 15 января 2021 года по 30 июня 2023 года предполагается изготовление опытных образцов ФБМ, блоков и систем для проведения наземной экспериментальной отработки.
Изготовление опытных образцов интегрированных бортовых информационных систем для новых спутников для проведения летно-конструкторских испытаний предполагается осуществить с 16 января 2023 года по 30 октября 2024 года. Кроме того, с 1 октября 2024 года по 1 октября 2025 года планируется изготовить программно-аппаратный комплекс в рамках проекта.

7

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-140119-1

15 лет спутнику производства «ИСС»
  Космический аппарат «Экспресс-АМ22», созданный компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», перешагнул 15-летний рубеж работы на орбите.
Телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ22» был выведен на геостационарную орбиту 29 декабря 2003 года. Он стал первым аппаратом в своей серии, созданным компанией «ИСС» для модернизации российской орбитальной группировки. Предназначение космического аппарата – обеспечение услуг цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к сети Интернет, а также создания сетей связи на основе технологии VSAT.
В настоящее время спутник используется по целевому назначению в составе орбитальной группировки национального оператора ФГУП «Космическая связь». При этом аппарат «Экспресс-АМ22» эксплуатируется за пределами гарантированного срока активного существования, который составлял 12 лет.

8

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-210119

Юбилей спутника «Галс»
Одной из революционных разработок компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» – космическому аппарату «Галс» – исполняется четверть века.
Спутник непосредственного телевещания «Галс» был выведен на орбиту 20 января 1994 года. Этот космический аппарат был первым, созданным Решетнёвской фирмой в период социально-экономических реформ после распада Советского Союза. «Галс» был предназначен для передачи многоканального телевещания непосредственно на индивидуальные приёмные устройства.
В ходе создания спутника были внедрены новые технологии, ставшие прорывными как для отечественного, так и зарубежного спутникостроения. На «Галсе» были установлены плазменные двигатели, что позволило уменьшить массу заправленной системы коррекции и увеличить срок службы отечественных геостационарных спутников. В его составе впервые в стране была применена бортовая система коррекции орбиты для удержания спутника по широте и долготе с точностью до ±0,05°. Также «Галс» стал первым отечественным спутником, на котором были использованы антенны для высокого диапазона частот с узкими диаграммами направленности. Впервые система наведения антенн работала не только по двум осям, но и могла осуществлять поворот, проводя перенацеливание антенны на другую зону обслуживания.
Управление космическим аппаратом «Галс» впервые велось гражданскими специалистами из специально созданного ЦУПа на территории города Железногорска.
Всего на орбиту было выведены два спутника «Галс». Оба показали высокую надёжность, отработав более семи лет каждый вместо пяти лет гарантированного срока активного существования.

9

https://www.comnews.ru/content/115740/2 … artnerstvo

Panasonic, ГП КС и AltegroSky заключили воздушное партнерство
Анна Устинова  © ComNews  13.11.2018
Panasonic Avionics Corporation и ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) заключили соглашение о сотрудничестве по предоставлению услуг спутниковой связи на самолетах во время полета над территорией Евразии. Услуги будут предоставляться через спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" с использованием Ku-диапазона. ГК AltegroSky займется инфраструктурным обеспечением проекта.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГП КС Ксения Дроздова отметила, что связь на подвижных объектах является для предприятия одним из главных драйверов роста. Она добавила, что рада возможности реализовать проект с использованием спутникового ресурса ГП КС совместно с корпорацией Panasonic Avionics, которая является одним из крупных игроков мирового рынка предоставления услуги связи на борту пассажирских авиалайнеров (сервис inflight entertainment and connectivity, IFEC).

Инфраструктурным обеспечением по проекту займется ГК AltegroSky. Согласно контракту, компания выполнит комплекс работ по предоставлению Panasonic Avionics инфраструктурной платформы для организации сервиса IFEC через российские спутники.
"Altegrosky предоставляет своим партнерам широкий спектр технологических возможностей, среди которых - антенные системы больших диаметров, передатчики высокой мощности, разнообразное каналообразующее оборудование и спутниковые сетевые платформы практически всех ведущих производителей, а также круглосуточная мультиязычная техническая поддержка и команда высококлассных сертифицированных инженеров", - рассказал корреспонденту ComNews генеральный директор ЗАО "Рэйс Телеком" (ГК AltegroSky) Виталий Крамарь.
Финансовые подробности соглашения с Panasonic Avionics AltegroSky не раскрывает.

В проекте будут задействованы ресурсы двух телепортов ГК AltegroSky в Москве и Хабаровске для приземления транзитного трафика и его доставки до узла стыковки с оператором на ММТС9 по наземным каналам связи. "Часть нашей инфраструктуры на узлах в Москве и Хабаровске оптимально подошла для этого проекта по большому перечню критериев, по которым наши партнеры оценивали множество телепортов на территории России", - рассказал Виталий Крамарь.
"Подобные проекты позволяют AltegroSky не только получить опыт сотрудничества с глобальными операторами и лидерами нашего рынка, но и быть в технологическом авангарде отрасли, двигаться вперед в развитии собственной инфраструктуры для предоставления нашим заказчикам в России инновационных услуг, в том числе широкополосного доступа на летательных аппаратах и морских судах", - подчеркнул акционер AltegroSky Сергей Пехтерев.

Представитель AltegroSky отметил, что в данный момент ведутся переговоры и с другими компаниями о предоставлении аналогичных услуг. "Для российских авиакомпаний сервисы IFEC интересны обширными возможностями сопутствующих доходов: от организации доступа к сети интернет, актуальным фильмам, музыке, играм до новых форм электронной коммерции и новых рекламных инструментов. Немаловажно и получение дополнительных "звезд" в отраслевых исследованиях и рейтингах", - рассказал Виталий Крамарь.

ГП КС также ведет переговоры о реализации аналогичных проектов по обеспечению связи в самолетах с другими международными компаниями. Однако названия компаний, финансовые условия и иные подробности предприятие не разглашает.
Как рассказали корреспонденту ComNews в ГП КС, в конце 2019 г. предприятие планирует запустить космический аппарат "Экспресс-103" (на текущий момент находится в производстве) в позицию 103º в.д. "Конфигурация нового спутника связи и вещания позволяет экономично и с учетом уже созданных линеек оборудования организовать доступ к сети интернет на российских и зарубежных пассажирских самолетах, пролетающих над территорией нашей страны", - подчеркнул представитель пресс-службы ГП КС.

С учетом принятых решений о развитии в России региональных авиационных пассажирских хабов, протяженности маршрутов транзитных авиалиний Европа - Дальний Восток/ЮВА/Южная Азия ГП КС видит потенциал развития в оказании услуг связи на пассажирских воздушных судах. "Относительно приоритетности - еще два года назад доступ в интернет для морских судов мы оценивали как "эксклюзивную услугу", а сегодня ГП КС в этом сегменте рынка занимает долю более 25% от судов, подключенных к системе передачи данных типа VSAT, и мы еженедельно наращиваем наш парк. Сегодня объем передаваемого трафика в сети морского VSAT составляет ежемесячно 11 Тбайт", - рассказал представитель пресс-службы ГП КС.

Также с Panasonic Avionics с 2011 г. в рамках направления IFEC сотрудничает оператор спутниковой связи "РуСат". Генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов в разговоре с корреспондентом ComNews сообщил о том, что оператор успешно сотрудничает с Panasonic Avionics до сих пор. Для оказания телекоммуникационных услуг пассажирам самолетов "РуСат" заключил договор об аренде спутниковой емкости с АО "Газпром космические системы" (ГКС).

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Газпром космические системы" Игорь Кот подтвердил ComNews, что спутниковый ресурс компании уже много лет используется для предоставления услуг спутниковой связи на самолетах. "Начало этому положил еще спутник "Ямал-201". А сейчас речь идет о спутниках "Ямал-401", широкий луч которого покрывает практически всю территорию России, и "Ямал-300К", который имеет такой же луч над Тихим океаном. Два крупнейших мировых провайдера услуг связи и доступа в интернет на авиалайнерах - Panasonic Avionics и Gogo используют емкость на этих спутниках для своего бизнеса, - поделился информацией Игорь Кот. - Ресурс "Газпром космические системы", реализуемый для услуг IFEC, приносит ощутимый вклад в общий доход компании".
По словам Игоря Кота, для оказания услуг на базе спутников "Ямал" задействован телепорт компании "РуСат" в Москве (для спутника "Ямал-401") и телепорт компании USEI (США) в Брюстере (для спутника "Ямал-300К").

Другой оператор спутниковой связи - АО "КБ "Искра" пока не занималось проектами с подвижными объектами. Председатель совета директоров "Искры" Андрей Ромулов полагает, что проектами по предоставлению услуг спутниковой связи в самолетах должен заниматься кто-то один и компания пока не планирует этого делать.
При этом Андрей Ромулов обращает внимание корреспондента ComNews на то, что перспектива в развитии таких услуг, как предоставление спутниковой связи в самолетах, есть. Например, в качестве сопутствующего сервиса на российских авиалиниях или для выполнения требований по транзитным маршрутам через территорию РФ. Кроме того, добавил он, уже сегодня отдельные детали самолетов передают телеметрию о своем состоянии. Заглядывая в будущее, представитель "Искры" сказал, что летательные аппараты могут стать беспилотными, и, соответственно, потребуется дистанционное управление. Андрей Ромулов, шутя, назвал такое являение "интернетом очень больших вещей".
Представитель ГКС поддерживает мнение коллег о том, что связь в полете будет одной из основных движущих сил развития спутниковых телекоммуникаций.

Добавим, что, согласно результатам исследования, представленного Juniper Research летом текущего года, в мировом масштабе активное внедрение систем IFEC будет способствовать тому, что сервисная выручка на этом рынке вырастет с ожидаемых $3,7 млрд в 2018 г. до более $8,4 млрд к 2023 г.

10

https://www.comnews.ru/content/117476/2 … ya-na-more

AltegroSky усиливается на море
Юлия Мельникова  © ComNews
Группа компаний AltegroSky и ФГУП "Космическая связь" подписали соглашение об аренде оператором емкости на КА "Экспресс-АМ8". В AltegroSky уточнили, что, рассматривая вопрос о включении в сеть дополнительного спутника, компания ориентировалась прежде всего на растущие потребности заказчиков спутниковой связи в движении - морские коммерческие перевозки и рыбодобывающую отрасль. Емкость на спутнике обеспечит AltegroSky покрытие всех водных акваторий под юрисдикцией России, стран Европы и Северной Африки.
С 1 февраля 2019 г. ГК AltegroSky предоставляет спутниковые сервисы через КА "Экспресс-АМ8". Оператор провел инженерно-технические работы по расширению возможностей собственной спутниковой сети связи, модернизировав комплекс оборудования на платформе iDirect ЦУСа "Медвежьи озера".
КА "Экспресс-АМ8" (14° з.д.)  - часть космической группировки "Экспресс" ФГУП "Космическая связь".
Представитель пресс-службы AltegroSky сказал корреспонденту ComNews, что с учетом расширения спутникового сегмента сети и сформированного запроса от текущих клиентов с международными маршрутами, в текущем году оператор планирует как минимум вдвое увеличить количество подключений. "Это одно из активно развивающихся направлений в нашей компании: за прошедшие два года темп прироста продуктов COTM (Communications on the move - связь на движущихся объектах - Прим. ComNews) удерживается на отметке в 50%. Мы считаем, что партнерство с глобальными операторами и владельцами ресурсов обеспечит значительный рост доли продуктов в продажах компании в ближайшем периоде", - сказал представитель пресс-службы AltegroSky.
На данный момент VSAT-сеть ГК AltegroSky базируется на семи отечественных и четырех зарубежных спутниках связи: "Ямал-401" (90° в.д.), "Ямал-402" (55° в.д.), "Ямал-300К" (183° в.д.), "Ямал-202" (49° в.д.),  "Экспресс-АМ6" (53° в.д.), "Экспресс-АМ5" (140° в.д.), "Экспресс-АМ8" (14° з.д.), "Экспресс-АМ33" (96,5° в.д.), Ka-Sat (9° в.д.), Eutelsat 172B (172° в.д.), NSS-12 (57° в.д.), JCSAT-3A (128° в.д.). Общая пропускная способность сети превышает 6 Гбит/с.

Представитель пресс-службы AltegroSky сообщил, что в сети ГК AltegroSky работает несколько десятков судов. На всех предоставляется сервис спутникового интернета, передачи real-time-трафика (сводок, телеметрии, мониторинг судового оборудования), VoIP-телефонии. "За прошедший год выполнено несколько проектов по организации корпоративной сети "офис - море", где судно представляет часть локальной сети заказчика. Активно растет спрос на услугу удаленного видеонаблюдения в режиме реального времени и улучшения условий пребывания экипажа на судне: создание зон Wi-Fi с авторизированным доступом в сеть интернет, прием ТВ-каналов. Если рассматривать рынок COTM в России, то наиболее перспективным нам кажется морской сегмент. Рзвитие остальных направлений связано с большим количеством препятствий: сегмент авиации - лицензирование оборудования, его монтаж и обслуживание, запрос на глобальное покрытие; наземный транспорт - конкуренция со стороны сотовых сетей", - объясняют в AltegroSky и отмечают, что VSAT для движущихся объектов может стать драйвером для всего международного рынка VSAT, но в российском сегменте ситуация зависит от кооперации локальных игроков с операторами, имеющими глобальное покрытие.

Заместитель генерального директора по развитию АО "Газпром космические системы" (ГКС) Игорь Кот сказал, что ресурс спутников "Ямал" широко используется для услуг VSAT в движении. "Прежде всего речь идет о спутнике "Ямал-401", имеющем широкий луч в Ku-диапазоне, который покрывает практически всю территорию России. Спутник "Ямал-300К" имеет такой же луч над Тихим океаном. Panasonic Avionics и Gogo - известные провайдеры услуг связи и доступа в интернет на воздушных судах, используют большой объем ресурса на этих спутниках. Спутниковую емкость ГКС потребляет также несколько зарубежных поставщиков услуг для морских судов. ГКС рассчитывает и на то, что ресурс Ka-диапазона на готовящемся к запуску спутнике "Ямал-601" также будет востребован для такого рода приложений. Ожидается устойчивое повышение спроса на спутниковый ресурс в этом сегменте рынка благодаря увеличению количества обслуживаемых самолетов и судов, росту потребляемого трафика и новому техническому уровню оборудования, позволяющему на порядок увеличить скорость доступа", - комментирует Игорь Кот.

Менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ Алексей Афонин рассказал корреспонденту ComNews, что компания предоставляет услуги VSAT для движущихся объектов, и прежде всего на морском транспорте. Он говорит, что существующие размеры антенн VSAT (диаметры антенн от 80 см) позволяют их использовать только на крупном транспорте - морских и речных судах.

Отметим, что для поездов и самолетов используются антенны более компактных конфигураций - урезанное зеркало. Также сейчас на рынке появились новые типы VSAT-антенн - фазированные решетки. А для автотранспорта VSAT в движении не используется совсем.

"Особый интерес к VSAT сейчас у морского транспорта в связи с появлением большого количества систем мониторинга на борту судов и, следовательно, потребности передавать на берег большое количество информации в режиме онлайн. Также причины увеличения количества трафика - в распространении онлайн-приложений для экипажа, организации видеоконференций и потребности в телемедицине. Также к высокоскоростному доступу в интернет проявляют интерес и крупнейшие авиакомпании РФ. Стоит отметить, что в мире уже многие компании оснастили таким доступом свои борта, в частности Air France оснастил решением от Orange 130 самолетов. Но на российском рынке такие решения пока не сильно распространены", - рассказал Алексей Афонин.

PR-менеджер АО "РТКомм.РУ" Алексей Пентегов отметил, что группа компаний "РТКомм" предоставляет услуги VSAT в движении в первую очередь для морских и речных судов, а кроме того, для железнодорожного и автомобильного транспорта. "Зона покрытия услуги "VSAT в движении" от "РТКомм" - вся территория Евразийского континента, включая прибрежные и морские зоны. Увеличение количества запросов на подключение услуги и растущий трафик в этих каналах передачи данных позволяет нам считать услуги VSAT на транспорте востребованными, а направление бизнеса - перспективным", - говорит он.

Руководитель департамента спутниковой связи и услуг J’son & Partners Consulting Валентин Анпилогов говорит о том, что морской сегмент VSAT в предыдущие 10-15 лет являлся одним из быстроразвивающихся сегментов применения VSAT (Ku/Ka-диапазонов) для создания локальных систем ШПД на подвижных средствах. Он объясняет, что, по сути, станции VSAT создают транспортные каналы для локальных сетей ближнего радиуса действия (зачастую Wi-Fi).

"Предполагается, что тенденция роста этого сегмента сохранится в ближайшие пять-семь лет. Этот рост будет обеспечен за счет экстенсивного развития, то есть снижения цены оборудования и цены трафика, но без существенного развития технологий. Дело в том, что оптимистические прогнозы, которые в течение последних пяти лет с высокой интенсивностью публиковались в части создания дешевых плоских ФАР/АФАР (активная фазированная антенная решетка - Прим. ComNews) не оправдались. Принципиального технологического скачка не получилось. Технические и ценовые параметры сканирующих антенн компаний Kymeta, Phasor и др. могут изменить рынок, который в основном потребляет обычные полноповоротные зеркальные антенны. К примеру, цена такой механической антенны размером 0,6-0,7 м снизилась, но остается высокой и достигает $20-24 тыс., а предложение аналогичной ФАР компании Kymeta - $36 тыс. при существенно более низких технических параметрах - например, КИП такой ФАР - 0.182, против КИП механической антенны 0.65. Сегодня можно констатировать, что развитие VSAT для обслуживания подвижных средств, и морских в том числе, нельзя назвать оптимистическим, поскольку нет в ближайшей перспективе надежд на новые технологические прорывы. Развитие сопряжено исключительно со снижением цен для поддержания развития рынка, который приближается к своему насыщению. При этом особые надежды возлагаются на систему "Экспресс РВ", которая позволяет принципиально изменить подходы к созданию сканирующих антенн для VSAT. Но зона обслуживания этой системы ограничена в основном континентальной частью России, включая Арктические регионы. Соответственно, нет оснований полагать, что малообитаемые территории создадут вектор роста сегмента морского VSAT", - говорит Валентин Анпилогов.

11

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-190219-2

Рефлектор для спутника «Экспресс-АМУ7»
  Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» впервые изготовит рефлектор по заказу европейской компании для коммерческого спутника связи.
В «ИСС» началось изготовление лётной модели рефлектора С-диапазона для телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМУ7». Заказчик рефлектора – компания Thales Alenia Space Italia S.p.A. – отвечает за производство полезной нагрузки нового российского спутника.
Рефлектор диаметром 2,4 м с контурной диаграммой направленности, который Решетнёвская фирма поставит в TAS, послужит для антенны С-диапазона, которая станет частью полезной нагрузки космического аппарата «Экспресс-АМУ7».
К настоящему времени стороны провели рассмотрение результатов внутренней квалификации, а также дополнительных испытаний инженерно-квалификационной модели рефлектора, которые проводились в г. Тулуза (Франция) в компаниях космической индустрии Европы. Результаты испытаний признаны успешными.
Космический аппарат «Экспресс-АМУ7» создаётся компанией «ИСС» для российской орбитальной группировки на базе собственной платформы «Экспресс-1000» и оборудования полезной нагрузки разработки и изготовления Thales Alenia Space.

12

В продолжение темы 25-летия спутника "Галс"
https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-459.pdf
http://s9.uploads.ru/hqGN6.jpg

13

Не совсем про РСС, но ближе темы не придумал:
https://www.interfax.ru/russia/652179

Глобальных спутниковых операторов обязали использовать российские станции при работе в РФ
Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - Правительство РФ ужесточило правила работы иностранных спутниковых операторов на территории РФ, а также российских спутниковых операторов фиксированной связи.

Постановление обязывает операторов фиксированной связи, работающих с использованием спутников, принадлежащих другим государствам, формировать российский сегмент системы связи в составе станции сопряжения с сетью связи общего пользования на территории РФ.
Соответствующее постановление от 21 февраля размещено на сайте правительства.

Также документ обязывает международных спутниковых операторов подвижной связи (прежде всего это глобальные операторы Globalstar, Iridium, Inmarsat, Thuraya - ИФ) пропускать трафик всех своих абонентов, находящихся на территории РФ, через наземные станции сопряжения российского оператора связи. Если сейчас такие правила действуют только для абонентов, заключивших договоры с российскими операторами спутниковой связи, то с момента вступления постановления в силу (через шесть месяцев) оно будет касаться и иностранных абонентов, которые находятся на территории РФ в роуминге.

В ноябре сенаторы Людмила Бокова и Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект, ограничивающий ввоз в РФ оборудования для спутниковой связи лицами, не имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи. Такую лицензию может получить только российское юридическое лицо. Сенаторы пояснили, что законопроект призван помешать росту "серого" рынка при участии иностранных сервис-провайдеров и повысить уровень национальной безопасности.

14

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/№3(460).pdf
Все – в цифру
Возможности по предоставлению услуг на базе телекоммуникационного космического аппарата «Ямал-300К» на Дальнем Востоке были существенно рас­ширены с развёртыванием в Хабаровске новой мультисервисной платформы – хаба.
Созданный распределительный хаб представляет собой специальную управ­ляющую станцию сетей различных тех­нологий. Через неё с использованием ёмкости связного спутника «Ямал-300К» услуги широкополосного доступа в ин­тернет будут предоставляться потребите­лям в труднодоступных и северных тер­риториях Хабаровского края и Приморья.
Расширенные возможности по предоставлению услуг на базе «Яма­ла-300К» будут направлены на развитие телекоммуникационной инфраструктуры на востоке России и устранение цифро­вого неравенства – обеспечение связью жителей региона, различных учреждений и организаций, находящихся в удалён­ной местности, где не развиты наземные сети.
Созданный компанией «ИСС» кос­мический аппарат «Ямал-300К» является самым восточным спутником связи в рос­сийской орбитальной группировке. Он расположен в позиции 183 градуса в. д., откуда помимо дальневосточной части страны охватывает сигналом также се­верную часть Тихого океана и западное побережье Северной Америки.

15

https://tass.ru/ekonomika/6235440

Три страховщика застрахуют восемь спутников "Экспресс" на 33,654 млрд рублей
МОСКВА, 19 марта. /ТАСС/. Совместная заявка трех страховых компаний - "Согаз", "Ингосстрах" и "Альфастрахование" признана соответствующей требованиям конкурса ФГУП "Космическая связь" по закупке услуг страхования эксплуатации на орбите восьми действующих космических аппаратов "Экспресс" на общую страховую сумму 33,654 млрд рублей. Соответствующая информация опубликована на сайте госзакупок.
Совместная заявка трех страховщиков была единственной, поступившей на конкурс. Они предложили цену контракта 460,6 млн рублей, что соответствует начальной (максимальной) цене договора.
Доля ответственности "Ингосстраха" в договоре составит 60%, "Согаза" 30%, "Альфастрахования" - 10%, следует из протокола закупки.
Страховая сумма по спутнику "Экспресс-АМ44" составит 34,6 млн рублей, по "Экспресс-АТ1" - 2,3 млрд рублей, по "Экспресс-АМ5" - 5,4 млрд рублей, по "Экспресс-АТ2" - 1,9 млрд рублей, по "Экспресс-АМ6" - 4,6 млрд рублей, по "Экспресс-АМ7" - 5,9 млрд рублей; по "Экспресс-АМ8" - 4,3 млрд рублей, по "Экспресс-АМУ1" - 9,2 млрд рублей.
Срок страхования - с 31 марта 2019 года по 31 марта 2020 года.

16

https://ria.ru/20190409/1552499442.html

ИСС имени Решетнева работает над созданием четырех новых спутников связи
НОВОСИБИРСК, 9 апр – РИА Новости. "Информационные спутниковые системы им. Решетнева" (Красноярск) планирует в ближайшие два года создать четыре новых космических аппарата связи, сообщил журналистам во вторник заместитель генконструктора по развитию и инновациям ИСС Решетнева Юрий Вилков.
"Группировка связи функционирует в полном объеме. Сегодня мы работаем над созданием еще четырех аппаратов связи геостационарных… Это совершенные, мощные аппараты. Мы готовы создавать аппараты, соответствующие мировому уровню", - сказал он.
Вилков уточнил, что эти космические аппараты предприятие изготавливает по заказу госпредприятия "Космическая связь".
"По своей насыщенности, производительности, по энергомассовым характеристикам это соответствует хорошему мировому уровню геостационарных космических аппаратов прямой ретрансляции", - отметил он.
Вилков добавил, что два новых аппарата планируется произвести в конце 2019-начале 2020 года, а выпуск еще двух запланирован на 2021 год. "При создании этих аппаратов существует очень серьезная кооперация, в том числе иностранная", - сказал он.
"Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнева - ведущее предприятие Роскосмоса по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации и геодезии.

17

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/№5(462).pdf

В компании «ИСС» прошёл Совет главных конструкторов.
Весенний Совет главных конструкторов собрал в железногорской спутникостроительной фирме около 200 представителей организаций-заказчиков и соисполнителей государственных и коммерческих проектов по созданию космической техники. Подобные мероприятия компания «ИСС» проводит дважды в год, чтобы обсудить с партнёрами ход текущих работ и спланировать совместную деятельность на ближайшую перспективу.
Одной из центральных тем обсуждений на Совете главных стало выполнение работ по восполнению и развитию орбитальной группировки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В ходе заседаний были представлены доклады о состоянии космических аппаратов «Глонасс-М», которые находятся на ответственном хранении в фирме Решетнёва и представляют собой наземный резерв системы. Помимо этого, участники Совета обсудили вопросы создания навигационных спутников нового поколения серии «Глонасс-К».

В числе ключевых на Совете также были рассмотрены вопросы разработки в компании «ИСС» модернизированных космических аппаратов для развития отечественной системы спутниковой ретрансляции, которая в настоящее время функционирует на базе трёх аппаратов серии «Луч-5», созданных в Решетнёвской фирме.
В части обсуждения коммерческих проектов главной темой стало завершение работ по изготовлению телекоммуникационных спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103», создаваемых компанией «ИСС» совместно с зарубежными партнёрами по заказу национального оператора ФГУП «Космическая связь». Их совместный запуск запланирован на конец 2019 года. В рамках работы Совета представители «ИСС», кооперации и ГП КС также рассмотрели ход работ по изготовлению ещё двух новых телекоммуникационных спутников – «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», которые планируется запустить в 2020 году.

18

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-463.pdf

С итальянским акцентом
«ИСС» и TAS обсудили развитие сотрудничества.
В делегацию Thales Alenia Space, посетившую компанию «ИСС», во­шли представители итальянского и французского подразделений евро­пейской фирмы. Возглавил делегацию исполнительный директор TAS Italia Донато Аморосо.
Для господина Аморосо это был пер­вый визит в Решетнёвскую фирму: «Для меня важно лично пообщаться с людьми, а не только в формате электронной почты и телефонных звонков, посетить цеха», – пояснил он.
Сотрудничество нашего предприятия с Thales Alenia Space длится уже четверть века. Однако её итальянское подразде­ление ранее было задействовано только в одном совместном проекте – по созда­нию подсистем ретранслятора и антенн для спутника KazSat-3. В настоящее время итальянские партнёры участвуют в проек­тах «Экспресс-80» и «Экспресс-103», для этих спутников они поставили ретрансля­торы и антенны. Также компания TAS Italia отвечает за подсистемы ретранслятора и антенны спутников «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», производство которых только началось в компании «ИСС». Важ­но отметить, что для полезной нагрузки спутника «Экспресс-АМУ7» рефлектор С-диапазона диаметром 2,4 метра создаёт Решетнёвская фирма. И это первый слу­чай, когда наше предприятие выступает одновременно заказчиком и подрядчиком европейского партнёра.
В рамках визита для делегации Thales Alenia Space была организована экскурсия в цеха «ИСС», для того чтобы продемон­стрировать процесс создания космических аппаратов и укрепить, таким образом, до­верие сторон друг к другу. Наши партнёры увидели, что поставленная ими полезная нагрузка уже интегрирована в спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103», и что работы по ним продолжаются. Также гости познакомились с образцами антенн, обо­рудованием систем терморегулирования, коррекции, электропитания и устройства­ми исполнительной автоматики, изготов­ленными решетнёвцами.
На совещании стороны рассмотрели текущие работы по изготовлению спут­ников «Экспресс-80», «Экспресс-103», «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» и признали динамику по ним положитель­ной. Помимо этого, представители «ИСС» и TAS обсудили возможности развития сотрудничества по созданию перспектив­ных спутников и вопросы по совместной разработке компонентов космических ап­паратов.
Стоит отметить, что итальянское под­разделение Thales Alenia Space, традици­онно больше занимавшееся тематикой дистанционного зондирования Земли, в последние годы наращивает своё присут­ствие в телекоммуникационных проектах. В связи с этим открывается широкое поле для сотрудничества TAS Italia с «ИСС», поскольку наше предприятие – основ­ной производитель связных спутников в России.

19

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-2019/10(467).pdf

Навигатор для спутника

Решетнёвцы стали пионерами в создании бортовой аппаратуры радионавигации.
В юбилейный для компании «ИСС» год мы отмечаем те направле­ния производственной деятель­ности, в которых решетнёвцы стали первопроходцами. Когда впервые фор­мируется целая спутниковая система или освоена новая орбита – это насто­ящий прорыв. Но есть и менее очевид­ные достижения, которые, возможно, не столь масштабны, но тоже значимы.

Одна из таких разработок Решетнёвской фирмы – бортовая аппаратура радионавигации (АРН). Она позволяет получить высокую точность координат­но-временного обеспечения спутников на геостационарной орбите без дополни­тельного радиоконтроля с Земли. То есть спутник сам контролирует своё местопо­ложение на орбите, и помогают ему в этом сигналы навигационных космических ап­паратов.
Впервые такая разработка была внедрена на нашем космическом аппарате в 2007 году. Решетнёвская фирма стала первопроходцем на этом пути в России, а по некоторым источникам – и в мире, так как в то время не было данных об исполь­зовании аналогичных приборов в зару­бежной космической отрасли.
За минувшие годы созданная специ­алистами «ИСС» аппаратура радионави­гации была существенно модернизиро­вана, благодаря сотрудничеству нашего предприятия с ведущими российскими вузами. В частности, оптимизированы её массогабаритные характеристики. Другим новшеством стало использование разных систем спутниковой навигации. Если ра­нее аппаратура радионавигации помога­ла спутнику ориентироваться в космическом пространстве по сигналам ГЛОНАСС и GPS, то теперь, в дополнение, успешно используются и другие мировые системы.
Высокая точность позиционирова­ния и степень автономности управления дают возможность телекоммуникацион­ным спутникам вещать с геостационар­ной орбиты строго на определённую зону и обеспечивать бесперебойную связь в зоне покрытия. Благодаря применению АРН управление спутниками на орби­те можно сделать более эффективным и оптимальным с точки зрения снижения затрат.
Аппаратура радионавигации, соз­данная решетнёвцами, стала не просто привлекательной для заказчиков, но в некоторых случаях и остро необходимой. Так, например, она является важной частью оборудования современных метео­рологических спутников, создаваемых в нашей стране.

20

там же

Центру космической связи «Железногорск» – 15 лет.
http://s7.uploads.ru/T49D1.jpg

История

История Центра космической свя­зи «Железногорск» тесно связана с деятельностью Решетнёвской фирмы. Идея его создания появилась в начале 1990-х, когда возникла необхо­димость организовать центр по управ­лению гражданскими спутниками связи. Сформировать новый ЦУП решено было на территории Решетнёвского пред­приятия. Решением оргвопросов заня­лась специально созданная для этого Научно-техническая фирма «Персей». Также в образовании ЦУПа деятельное участие приняли российский опера­тор «Космическая связь», организации «Информкосмос» и «Интерспутник».
Первым космическим аппаратом, которым начал управлять новый ЦУП, стал спутник непосредственного теле­вещания «Галс», выведенный на орбиту в январе 1994 года. «Когда «Галс» был запущен, мы привлекли дополнительных специалистов-управленцев из состава работников НПО ПМ и организовали сме­ны для круглосуточной работы, – вспо­минает Раис Муратов, директор Центра космической связи «Железногорск».
Объём работы, выполняемой кол­лективом, постепенно вырос. В конце 1994 года решетнёвцы запустили спут­ник «Экспресс». Затем – новый «Галс» и следующий «Экспресс». Со временем специалисты, работавшие с этими аппа­ратами в ЦУПе, перешли в фирму «Пер­сей». Таким образом, первыми «управ­ленцами» гражданскими спутниками связи в Железногорске стали выходцы из фирмы Решетнёва.
В 2003 году ЦУП обрёл новое местоположение – возле спорткомплекса «Радуга», а спустя год и новое название – Центр космической связи «Железно­горск». Приказ о его создании был под­писан 27 мая 2004 года. Он вошёл в состав наземной инфраструктуры пред­приятия «Космическая связь» (ГПКС).
С момента образования филиала ГПКС его техническая база значительно расширилась. Так, в 2007 году на пред­приятии был создан резервный комплекс для трансляции цифрового пакета феде­ральных программ и первого мульти­плекса на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это позволило обеспечить надёжность в распространении федеральных телерадиопрограмм через спутники «Экспресс-АМ» в случае отказа технических средств в другом ЦКС.

В железногорском Центре космической связи развёрнут большой парк со­временного оборудования. В него входят станции для приёма телеметрии, управ­ления и высокоточного измерения угло­вых координат спутников.
Располагающийся в ЦКС «Желез­ногорск» пункт автоматизированной системы мониторинга и измерений ис­пользуется для проведения испытаний на орбите и контроля полезной нагрузки аппаратов в С-, Ku- и L-диапазонах.
Помимо этого, оснащение желез­ногорского ЦКС позволяет поддержи­вать связь с Техническим центром «Ша­боловка» и другими филиалами ГПКС. И конечно, визитной карточкой ЦКС «Же­лезногорск» стали антенные системы, возвышающиеся над дорогой вдоль го­родского озера.
Поскольку наш город географически находится почти в центре страны, с его территории «видны» космические аппараты и на восточной части геоста­ционарной орбиты, и на западной. Тех­нический комплекс ЦКС «Железногорск» позволяет осуществлять управление и мониторинг спутников, находящихся в позициях от 32° до 154° восточной дол­готы и обеспечивающих услугами связи потребителей на территории Сибири, Дальнего Востока и Заполярья.
В составе орбитального флота ГПКС в настоящее время функционирует 11 космических аппаратов, из них девять созданы в компании «ИСС». Это и спут­ники непосредственного телевещания «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», и мощные телекоммуникационные аппа­раты «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Также во флот нацоператора входит ста­рейший на отечественном геостационаре спутник «Экспресс-А», отработавший на орбите вдвое больше гарантированного срока службы.
Специалисты Центра космической связи вплотную взаимодействуют с создателями спутников в плане изучения полезной нагрузки, программного обеспечения и других бортовых подсистем. И поскольку в «ИСС» продолжается работа по созданию новых телекоммуникаци­онных аппаратов по заказу ФГУП «Кос­мическая связь», сотрудничество нашего предприятия и ЦКС «Железногорск» бу­дет и дальше развиваться и крепнуть.

21

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-469.pdf

Орбита для Севера
«Неоднократно слышал про многофункциональную спутниковую систему «Арктика». Каково участие «ИСС» в этом проекте? Что из себя представляет эта система, и какую роль она должна выполнять для Арктического региона?»
Разъяснения мы получили от началь­ника управления разработок систем связи и ретрансляции информации Петра Сём­кина: «Разработки по системе «Арктика» были завершены нашей компанией в 2012 году. В её состав должны входить четыре спутника, работающих на высокой эллиптической орбите. Её отличает устой­чивое обслуживание районов Крайнего Севера и Арктики, в отличие от тради­ционных геостационарных космических аппаратов. Назначение разработанных «ИСС» спутников – фиксированная связь для стационарных абонентов с обеспече­нием широкополосного доступа в интер­нет, а также подвижная связь и органи­зация управления полётами воздушных судов на кросс-полярных маршрутах.
Однако в процессе формирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы система «Арктика» получила другое развитие и из связной превратилась в метеорологическую, в связи с чем участие в этом проекте «ИСС» прекратилось.
При этом наш опыт в создании кос­мических аппаратов связи, действующих на высокой эллиптической орбите, оста­ётся востребованным. Поскольку эта ор­бита важна для России, имеющей в своём составе большие территории Крайнего Севера и Арктики, сейчас ведётся прора­ботка создания двух систем на высоком эллипсе. Это многофункциональная те­лекоммуникационная система в рамках темы «Экспресс-РВ» (ГПКС совместно с «ИСС») и система спутниковой конфи­денциальной мобильной связи, для ко­торой наше предприятие выполняет тех­нический проект. Обе работы включены в Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы».


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Прикладная космонавтика. » Российские спутники связи