novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Прикладная космонавтика. » Ямал-601 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24 – 30.05.2019


Ямал-601 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24 – 30.05.2019

Сообщений 31 страница 60 из 64

31

SGS_67 написал(а):

"У космического спутника "Ямал-601" возникли проблемы с двигателем."
            https://ria.ru/20190604/1555250400.html

МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Компания "Газпром космические системы" сообщила о проблемах с двигателем космического аппарата "Ямал-601".
"В процессе подготовки к переводу спутника на геостационарную орбиту специалисты Thales Alenia Space сочли необходимым провести дополнительные проверки. Эти проверки касаются апогейного двигателя. Речь о его отказе не идет", — заявила пресс-служба компании.
Как уточняется, на проверку уйдет некоторое время, поэтому программа полета может быть скорректирована.
По информации источника РИА Новости в ракетно-космической отрасли, проблемы связаны с двигателем S400, произведенным в Германии на предприятии Airbus. Так, после первого включения для корректировки орбиты и вывода спутника на целевую орбиту вскрылись ошибки в работе двигательной установки.
Сам спутник изготовлен во французской компании Thales Alenia Space.
Согласно планам, в среду будет принято решение, использовать основную двигательную установку или проводить коррекцию с использованием малых двигателей немецкого производства. Довыведение спутника на рабочую орбиту в этом случае займет время, так как химические двигатели имеют более низкую тягу, чем апогейные, кроме того, будет израсходован трехлетний запас топлива. Однако это не скажется на сроке работы аппарата.

ранее

Самый мощный российский гражданский телекоммуникационный космический аппарат "Ямал-601", был выведен на целевую орбиту 31 мая ракетой-носителем "Протон-М". Он заменит на орбите спутник "Ямал-202".
"Ямал-601" будет предоставлять услуги связи на территории ЕС, европейской части России, включая Калининградскую область, Урала и Западной Сибири. Также в зоне покрытия лучей "Ямала-601" будут находиться регионы Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

32

Факт в том, что проблема имеет место.
А про "речь об отказе не идёт" уместнее рассказывать каком-нибудь менее разборчивой публике.
Особенно с учётом вот этого:

Согласно планам, в среду будет принято решение, использовать основную двигательную установку или проводить коррекцию с использованием малых двигателей немецкого производства.

Речь не о коррекции (орбиты), а о довыведении спутника с ГПО в точку стояния на ГСО.

...Довыведение спутника на рабочую орбиту в этом случае займет время, так как химические двигатели имеют более низкую тягу, чем апогейные,

Охренеть...
Апогейник там атомный, что ли?

кроме того, будет израсходован трехлетний запас топлива. Однако это не скажется на сроке работы аппарата.

Не, ну я так не играюсь...
Придётся признать идиотом либо автора сего откровения, либо себя...
:(

Отредактировано SGS_67 (05.06.2019 03:27:46)

33

"Источник: "Ямал-601" не вышел на рабочую орбиту из-за ошибки в векторе тяги его двигателя".

"После отделения от разгонного блока апогейный двигатель "Ямала-601" выдал ошибочный вектор тяги, который невозможно было компенсировать двигателями малой тяги спутника. Двигатель был отключен"

https://tass.ru/kosmos/6508461

Если так, то дело даже и не в двигателе.

34

https://www.gazprom-spacesystems.ru/ru/m/news/9045/

Полет продолжается: cпутник «Ямал-601» на пути к цели
Сегодня состоялся первый маневр спутника «Ямал-601» с использованием двигателей малой тяги, и спутник начал переход на геостационарную орбиту по резервной схеме.
Ранее сообщалось, что первого июня в процессе проведения маневра по переводу спутника «Ямал-601» с геопереходной на геостационарную орбиту произошло прерывание маневра из-за нарушения ориентации спутника, предположительно вызванного отклонением вектора тяги апогейного двигателя.
После этого спутник перешел в безопасный режим солнечной ориентации, все бортовые системы спутника продолжали работать штатно.
Специалисты Thales Alenia Space для исключения рисков предложили использование резервного режима довыведения с использованием двигателей малой тяги, предусмотренного эксплуатационной документацией. Реализация режима довыведения началась 06 июня. В 12.27 московского времени были включены четыре двигателя малой тяги. Первый маневр продлился около двух часов.
Программа полета предусматривает многократное повторение подобных маневров. Ориентировочное время прихода в требуемую позицию на геостационарной орбите (49 град. в.д.) – начало июля 2019 года.
Требование технического задания по сроку эксплуатации спутника на орбите (15 лет) при реализации резервной схемы выполняется.

Если ДМТ справляются с задачей довыведения (месяц вместо одних суток при 15-летнем САС - ерунда), то зачем, вообще, тащить в космос апогейник? Не лучше ли вместо него горючки взять побольше, или ещё что полезное?

35

zandr
говорят переход через рад пояса затянется

36

zandr написал(а):

https://www.gazprom-spacesystems.ru/ru/m/news/9045/

Если ДМТ справляются с задачей довыведения (месяц вместо одних суток при 15-летнем САС - ерунда), то зачем, вообще, тащить в космос апогейник? Не лучше ли вместо него горючки взять побольше, или ещё что полезное?

1. По сравнению с апогейником, у ДМТ меньше УИ, раза эдак в 1,5.
2. Включение ДМТ происходит не вблизи апогея, а на протяжённых участках орбиты.

Эти 2 фактора приведут примерно к двукратному перерасходу топлива. Ну, и ещё, как уже писали выше...

3. Требуется минимизировать суммарное пребывание КА в радиационных поясах Земли.

37

SGS_67 написал(а):

Эти 2 фактора приведут примерно к двукратному перерасходу топлива...

если при этом

https://www.gazprom-spacesystems.ru/ru/m/news/9045/
...
Требование технического задания по сроку эксплуатации спутника на орбите (15 лет) при реализации резервной схемы выполняется.

значит, на борту весьма существенный, избыточный при основной схеме, запас рабочего тела!

38

zandr
нам сложно судить
видимо 15 лет и запас
а так будет 15 лет и без запаса, а если спутник проработает 16-17-18 лет это же неплохо ?
плюс видимо запас и кладут на вот такой вот случай, а вдруг чего. вот запас и пригодился
не было бы его от 15 лет отнимали бы.

39

zandr написал(а):

если при этом

значит, на борту весьма существенный, избыточный при основной схеме, запас рабочего тела!


Не устаю удивляться наличием верующих.  Хотя, казалось бы...

Нету там никакого запасу, делать его просто глупо.

А вот я погорячился насчёт европейских двигателей. УИ ДМТ  составляет примерно 0,9 от апогейника.
То есть, перерасход топлива будет меньше обозначенной мной величины. Но все равно большой, по ранее обозначенным причинам, и ещё к тому из-за множественности включений.
Заложившись сроком перехода с ГПО на ГСО, можно прикинуть оптимальный алгоритм перехода.(когда доберусь до компуктера)
ПМСМ, сперва надо занулить наклонение, а потом уже поднимать перигей.
но, по тлешкам, наклонение орбиты аппарата не меняется. уже 3 суток. Что нехорошо.

Думаю, что не выведут. Ошибиться рад.

40

SGS_67 написал(а):

3. Требуется минимизировать суммарное пребывание КА в радиационных поясах Земли.

То есть по вашему, на ГСО ЕРПЗ нет?

41

SGS_67 написал(а):

Не устаю удивляться наличием верующих.  Хотя, казалось бы...
Нету там никакого запасу, делать его просто глупо.

Есть САС и есть технический ресурс. Запас топлива должен на технический ресурс рассчитываться.

42

https://tass.ru/kosmos/6540813

Источник: довыведение спутника "Ямал-601" проходит штатно по разработанной программе
МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Маневры по довыведению спутника связи "Ямал-601", у которого ранее возникли проблемы с апогейным двигателем, на рабочую орбиту проходят штатно. Об этом сообщил во вторник ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
"У спутника все штатно. Все маневры по разработанной программе ", - сказал собеседник агентства.
По словам источника, завершить их, как и было заявлено ранее, планируется в начале июля.

Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником "Ямал-601" состоялся 30 мая с космодрома Байконур. Позже в пресс-службе компании - заказчика спутника "Газпром космические системы" сообщили ТАСС, что производитель "Ямала-601" (европейская компания Thales Alenia Space) принял решение провести дополнительные проверки апогейного двигателя. Оператор космического аппарата отмечал, что о его отказе речь не идет.
Ранее другой источник сообщил ТАСС, что на "Ямале-601" произошел сбой в работе этого двигателя, который выдал неправильный вектор тяги, после чего был отключен с Земли. В результате аппарат на рабочую орбиту не вышел.
6 июня специалисты выполнили первый маневр по довыведению спутника связи. Программа полета "Ямала-601" предусматривает многократное повторение подобных маневров, отмечается в сообщении.

43

tnt22 пишет:

0 YAMAL 601
1 44307U 19031A   19162.65013147 -.00000064  00000-0  00000+0 0  9998
2 44307   8.1915 161.3617 3354202   1.3954 212.4963  1.55110581   206

44307 / 2019-031A : 14572 x 35720 km x 8.192°, 2019-06-11 15:36:11

44

tnt22 пишет:
Ещё +1.5

0 YAMAL 601
1 44307U 19031A   19163.41384553 -.00000074  00000-0  00000+0 0  9996
2 44307   7.0697 160.9124 3029733   1.7025 274.4342  1.49497557   214

44307 / 2019-031A : 16142 x 35719 km km x 7.070°, 2019-06-12 09:55:56

45

thunder26 написал(а):

То есть по вашему, на ГСО ЕРПЗ нет?

С чего вы решили, что это именно "по-моему"?

Практически, радиационное воздействие там на порядок-два меньше, чем на орбите с перигеем в 6000 км.
Утверждалось лишь это, и ничего более.

thunder26 написал(а):

Есть САС и есть технический ресурс. Запас топлива должен на технический ресурс рассчитываться.

Речь шла о том, что довыведение на ДМТ якобы не повлияет на САС.

46

Выводят довольно успешно. Наклонение по последним данным 1,9 град., эксцентриситет - 0,1, что соответствует перигею примерно в 27950 км для апогея на высоте ГСО.

YAMAL 601               
1 44307U 19031A   19169.16744573 -.00000107  00000-0  00000-0 0  9994
2 44307   1.8722 162.2396 1018396   0.3149 157.2917  1.16251960   298

Видимо, худшее всё же позади.

47

SGS_67 написал(а):

С чего вы решили, что это именно "по-моему"?

Фраза «Требуется минимизировать суммарное пребывание КА в радиационных поясах Земли» ваша, а не моя.

48

SGS_67 написал(а):

Речь шла о том, что довыведение на ДМТ якобы не повлияет на САС.

На САС может и не повлиять, а на технический ресурс вполне

49

thunder26 написал(а):

Фраза «Требуется минимизировать суммарное пребывание КА в радиационных поясах Земли» ваша, а не моя.

Прочитайте её ещё раз, и скажите, наконец, что в ней не так.

thunder26 написал(а):

На САС может и не повлиять, а на технический ресурс вполне

Это утверждение не соответствует действительности.
Если избыточный расход топлива повлияет на технический ресурс КА, он точно в той же степени повлияет и на его САС. Обратное тоже верно. Ибо:

технический ресурс КА: Срок активного существования КА, при котором необратимое снижение выходного эффекта достигается из-за перехода в предельное состояние по причине наступления деградационных (ресурсных) отказов, включая исчерпание расходуемых компонентов (ресурсов) бортовых систем КА...

ГОСТы читать полезно иногда. Особенно перед употреблением специальной терминологии. :)
http://docs.cntd.ru/document/1200123509

-----------------
А тем тем временем...

Perigee: 30,451.8 km 
Apogee: 35,726.8 km 
Inclination: 1.2 °
https://www.n2yo.com/satellite/?s=44307#results
Аппарат "ползёт на восток". Орбитальную позицию по долготе он уже проскочил, теперь, видимо, будет делать виток. Во всяком случае, это выгоднее энергетически, чем "вернуться" назад.

Отредактировано SGS_67 (21.06.2019 00:12:08)

50

SGS_67 написал(а):

Прочитайте её ещё раз, и скажите, наконец, что в ней не так.

Аппарат пребывает в ЕРПЗ весь САС и минимизировать его пребывание там невозможно

51

SGS_67 написал(а):

Это утверждение не соответствует действительности.

Отчего же, если САС 15 лет, а технический ресурс 17? Сокращение технического ресурса из за уменьшения запасов топлива не обязано приводить к уменьшению САС.

52

thunder26 написал(а):

Аппарат пребывает в ЕРПЗ весь САС и минимизировать его пребывание там невозможно

С формальной точки зрения вы правы. А с практической - на ГСО отсутствуют высокоэнергетические захваченные частицы, от которых электронику не мог бы защитить алюминиевый экран толщиной в пару миллиметров.
Тогда, как сабджу на ГПО несколько раз пришлось окунуться в самую каку. Выше я подразумевал именно этот аспект, хотя замечание принимаю.

thunder26 написал(а):

Отчего же, если САС 15 лет, а технический ресурс 17?

Скажите, вы действительно можете заглянуть в будущее и узнать, какой у Ямала САС и технический ресурс? ;)

Сокращение технического ресурса из за уменьшения запасов топлива не обязано приводить к уменьшению САС.

Именно обязано, поскольку эти понятия относительно запаса топлива - эквивалентны.
Остаётся лишь посетовать, что совет почитать ГОСТы пропал всуе.

Отредактировано SGS_67 (21.06.2019 11:11:13)

53

SGS_67 написал(а):

С формальной точки зрения вы правы. А с практической - на ГСО отсутствуют высокоэнергетические захваченные частицы, от которых электронику не мог бы защитить алюминиевый экран толщиной в пару миллиметров.

Формально спектр частиц что на ГСО, что на ГПО задается до 10 МэВ. Наклон спектра примерно одинаков. Разница в потоках.

54

SGS_67 написал(а):

Скажите, вы действительно можете заглянуть в будущее и узнать, какой у Ямала САС и технический ресурс?

Я могу заглянуть в ТУ на космические аппараты. Не на Я601, конечно же.

55

SGS_67 написал(а):

Именно обязано, поскольку эти понятия относительно запаса топлива - эквивалентны

Нет, не эквивалентны.

56

thunder26 написал(а):

Формально спектр частиц что на ГСО, что на ГПО задается до 10 МэВ. Наклон спектра примерно одинаков. Разница в потоках.

Нет, и "наклон спектра" не одинаков. Концентрация ЕРПЗ протонов любых энергий на ГСО ничтожна, а электронов с энергией более 100 кэВ - также очень мала. Захваченные частицы с энергией 1 МэВ и выше там практически отсутствуют, появляясь только во времена наивысшей солнечной активности.
Иными словами, при обеспечении простейшей защиты (те же несколько мм алюминия), излучение собственно ЕРПЗ вносит меньший вклад в радиационные условия существования КА на ГСО, чем другие факторы (солнечные и галактические космические лучи, например).
На ГПО - совсем другое дело. Там и протоны более 100 МэВ, и электроны более 10 МэВ имеют место быть на высотах примерно до 15-20 тыс. км.

thunder26 написал(а):

Я могу заглянуть в ТУ на космические аппараты. Не на Я601, конечно же.

Было б очень интересно.

thunder26 написал(а):

Нет, не эквивалентны.

С ГОСТом спорить изволите? Гиблое это дело, уверяю вас...
.

Отредактировано SGS_67 (21.06.2019 17:33:15)

57

SGS_67 написал(а):

Нет, и "наклон спектра" не одинаков. Концентрация ЕРПЗ протонов любых энергий на ГСО ничтожна, а электронов с энергией более 100 кэВ - также очень мала. Захваченные частицы с энергией 1 МэВ и выше там практически отсутствуют, появляясь только во времена наивысшей солнечной активности.
Иными словами, при обеспечении простейшей защиты (те же несколько мм алюминия), излучение собственно ЕРПЗ вносит меньший вклад в радиационные условия существования КА на ГСО, чем другие факторы (солнечные и галактические космические лучи, например).

Наклон одинаков, ознакомтесь со стандартом TAS на ГПО и ГСО. Протоны ЕРПЗ как и ГКЛ вообще не учитывается во вкладе в поглощенную дозу на ГСО. Основную нагрузку дает тормозное излучение электронов ЕРПЗ при типовой защите ЭРИ. ОСТ 134-1044 вам в помощь

58

Блин, завернули взад таки! Топлива не пожалев... вероятно, не обошлось без включений апогейника (хоть я подозревал это и ранее - уж больно резво выкарабкался).
Аппарат практически на целевой орбите, и в расчётной точке стояния.

Perigee: 35,677.7 km 
Apogee: 35,755.1 km 
Inclination: 0.0 ° 
LONGITUDE: 47.52
https://www.n2yo.com/?s=44307&live=1

TLE:
YAMAL 601               
1 44307U 19031A   19171.90964538  .00000093  00000-0  00000-0 0  9997
2 44307   0.0086  69.4036 0009194 115.0945  98.1237  1.00548436   326
https://www.celestrak.com/NORAD/elements/tle-new.txt

Молодцы, чо... Можно поздравлять.
:)

Отредактировано SGS_67 (22.06.2019 04:19:47)

59

https://www.gazprom-spacesystems.ru/ru/news/9052/

Спутник «Ямал-601» установлен в требуемую орбитальную позицию на геостационарной орбите
26 Июня 2019
Схема выведения спутника «Ямал-601» на геостационарную орбиту с использованием двигателей малой тяги успешно реализована. 24 июня 2019 года спутник «Ямал-601» установлен в орбитальную позицию 48.8 градусов восточной долготы для проведения летных испытаний.
На спутнике раскрыты солнечные батареи, антенны полезной нагрузки, построена штатная ориентация на Землю, завершены проверки служебного оборудования и систем. Все системы спутника работают штатно, без замечаний.
Управление спутником передано из центра управления полетом Thales Alenia Space (Канны) в центр управления полетом «Газпром космические системы» (Щелково).
Начаты летные испытания полезной нагрузки.
В июле будет выполнена установка космического аппарата в штатную позицию 49 градусов восточной долготы и перевод действующих сетей со спутника «Ямал-202» на спутник «Ямал-601».

60

https://www.gazprom-spacesystems.ru/ru/news/9059/

Управление спутником «Ямал-601» передано специалистам «Газпром космические системы»
22 Июля 2019
19 июля компания Thales Alenia Space полностью передала управление спутником «Ямал-601» эксплуатационным подразделениям «Газпром космические системы».
В течение последнего месяца управление спутником осуществлялось совместно командами Thales Alenia Space и «Газпром космические системы» из центра управления в Щелково.
Несколько дней назад все сети, работавшие на спутнике «Ямал-202», были успешно переведены на новый спутник.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Прикладная космонавтика. » Ямал-601 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24 – 30.05.2019