novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Российская пилотируемая Лунная программа


Российская пилотируемая Лунная программа

Сообщений 31 страница 57 из 57

31

На начальном этапе пилотируемых полётов к Луне я бы исходил из следующего:
1. Водорода нет и не предвидится в ближайшие годы.
2. Больших самолётов нет и не скоро постоят.
3. Единственный пилотируемый корабль, который летает - "Союз-МС".
4. Топливо, которое есть и самое лучшее - керосин.
5. Самые лучшие двигатели- РД-171М и РД-0124 и пр.
6. Габарит для перевозки ракет - железнодорожный.
7. Лучшие разгонные блоки - серии ДМ.

Что из этого получилось бы - минимальными средствами и в максимальные сроки:
- 3-ступенчатая РН с пакетом из унифицированных блоков для 1 и 2 ступеней под РД-171МВ - блоки 1 ступени "Сункар"/"Союз-5"/"Иртыш", 2 ступень - сдвоенный  РД-0124МС, хотя может и не сдвоенный подошел бы, надо считать
- масса ПН в диапазоне 45-50 т на НОО.
- к Луне летит что-то типа 7К только в современной 3-местной версии на базе доработанного и унифицированного с обычным транспортным кораблём "Союз-МС" с увеличенным запасом топлива и массой порядка 10 т
- разгонный блок - 2-ступенчатый, сдвоенный вариант на базе ДМ-03, обеспечивающий как разгон с НОО, так и торможение на ОИСЛ, "чистый" груз - порядка 10 т
- РН обеспечивает полёты на ОИСЛ 3-местного пилотируемого КК "Союз-МС" в лунной версии, грузового корабля снабжения и доставку блоков ОС на ОИСЛ.

Доставка лунного модуля - или ионным буксиром, или 2-пусковая схема со стыковкой на НОО - лунный ВПК и 3 блока ДМ-03 - 2 для разгона с НОО и 1 для торможения на ОИСЛ. 1 ракета выводит сдвоенный ДМ-03, 2 ракета - лунный ВПК+1 ДМ-03, стыковка на НОО.

32

SB написал(а):

https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/08/2019/5d64b83e9a79471c8822ee79?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_campaign=gism_top5

«Роскосмос» объявил тендер на исследования для полета на Луну
Первая высадка российских космонавтов на Луне запланирована на 2030 год, говорил ранее Рогозин. «Роскосмос» направит 373 млн руб. на исследование проблем с пилотируемым полетом на спутник ЗемлиГоскорпорация «Роскосмос» объявила тендер на проведение исследований, связанных с обеспечением безопасного пребывания и работы космонавтов на Луне.
«Прикладные исследования проблемных вопросов реализации пилотируемых полетов на Луну» — так говорится в описании объекта закупки. Речь идет о создании технологий, в том числе медико-биологического направления и жизнеобеспечения, которые должны обеспечить безопасное пребывание и работу на спутнике и его орбите.
Исполнитель должен будет заняться разработкой рекомендаций, требований и предложений по технологиям, элементам и системам изделий ракетно-космической техники, в том числе по тем из них, которые могут быть использованы для полетов на Луну или окололунную орбиту.
Стоимость контракта составляет 373,3 млн руб. Заявки будут принимать до 18 сентября.
В январе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью РБК говорил, что запуск космических аппаратов на Луну планируется осуществить в 2021 году. Позже он заявлял, что пилотируемые полеты к спутнику начнутся в 2029 году, а высадка человека запланирована на 2030 год. В дальнейшем планируется создать модуль лунной базы.
США также планируют осуществить полет на Луну в ближайшие годы. Президент Дональд Трамп поставил перед NASA задачу доставить астронавтов на спутник до 2024 года «любыми необходимыми средствами». Вице-президент США Майк Пенс говорил, что в 2024 году на Луне начнут строить базу, которая позволит в будущем осуществить полет на Марс. Для реализации этих планов Трамп обещал выделить NASA дополнительные $1,6 млрд. По данным The Wall Street Journal, всего на 2020 год NASA рассчитывает получить из бюджета $21 млрд.

Тендер: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ … 0219000098

33

https://ria.ru/20191013/1559716502.html … pi_OxuCGR8

Предприятие Роскосмоса планирует сдавать в аренду лунную базу с мини-АЭС

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости. Корпорация "Стратегические пункты управления" (предприятие Роскосмоса) разрабатывает проект лунной базы с небольшой атомной электростанцией за 462 миллиона долларов, на которой смогут жить 50 человек, места на ней предлагается сдавать в аренду, чтобы окупить за год.
Согласно материалам предприятия, имеющимся в распоряжении РИА Новости, проект базы для колонизации Луны получил название Patron Moon. Она представляет собой заглубляемое в грунт сооружение, внутри которого имеются универсальный стыковочный люк, многофункциональные буры, три выдвижных цилиндра с отсеками для проживания людей и стволопроходческая буровая установка на конце.
Разработка и создание лунной базы с мини-АЭС оценивается предприятием в 462 миллиона долларов. Ее предлагается отправить на Луну в 2028 году на ракете-носителе сверхтяжелого класса "Енисей". После прилунения Patron Moon дистанционно заглубится в грунт, затем на него доставят людей.
Сооружение имеет следующие характеристики: масса — 70 тонн, глубина максимального погружения в грунт — 41 метр, суммарный объем цилиндров — 624 кубических метра, вместимость - до 50 человек.

Предприятие предлагает сдавать места на базе в аренду. При этом средняя стоимость аренды места площадью десять квадратных метров для одного человека (с учетом полета с Земли и обратно не более трех суток) составит от 10 до 30 миллионов долларов. Разработчики полагают, что это позволит окупить Patron Moon за год.

34

В «Роскосмос» не хотят ажиотажа «лунной гонки»

Осуществленние лунных программ будет проводиться «без ажиотажа», заявил руководитель пресс-службы ГК «Роскосмос» Владимир Устиненко, 28 ноября сообщает пресс-служба Объединенной ракетно-космической корпорации.

«Лунные программы у нас есть и будут, но не в том ажиотаже и ритме, которые нам пытаются навязать другие страны», — отметил Устименко, отвечая на вопросы Центра социального проектирования «Платформа». Он напомнил, что «в будущем году мы отправляем совместный аппарат ExoMars к Красной планете».

Напомним, в мае глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин назвал «лунную программу» долгосрочной, пояснив, что в планах не только прилунение, но и использование Луны как научной лаборатории для исследования дальнего космоса и площадки для развития средств наблюдения и контроля поверхности Земли и околоземного космического пространства.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/news/034ce586


Слив засчитан!

Отредактировано SB (30.11.2019 06:27:10)

35

https://lenta.ru/news/2019/12/16/lift/? … 0P23fOgCK4

Рогозин захотел создать «лифт» на Луну

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил о планах создания универсального посадочного модуля для доставки на Луну грузов. Об этом пишет ТАСС.

Рогозин рассказал, что этот «лифт» обойдется в «колоссальные средства», но не стал называть точную сумму: «Мы создадим универсальный лифт, который с окололунной станции сможет посадить нагрузку по заказу партнеров».

По его словам, окупить проект можно будет с выполнением частных зарубежных заказов. Он добавил, что сейчас многие страны «рвутся в космос» и созданные «Роскосмосом» универсальный модуль поможет этим странам.

Во время пресс-конференции на космодроме Восточный Рогозин также рассказал, что Научно-энергетический и узловой модули, которые созданы для использования на Международной космической станции, могут применяться в качестве прообраза окололунной станции.

36

Россия решила вернуться к проекту американской окололунной станции

Москва и Вашингтон договорились о строительстве станции в 2017 году, однако затем между сторонами возникли разногласия. Ранее глава «Роскосмоса» говорил, что Россия не может участвовать в проекте на американских условиях

Россия вернется к переговорам об участии в проекте NASA по созданию окололунной станции Lunar Orbital Platform-Gateway (ранее называлась Deep Space Gateway). Об этом «РИА Новости» сообщил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

«Мы подтвердили американским коллегам, которые прислали нам проект меморандума, что мы готовы участвовать в переговорах», — заявил он. По словам Рогозина, для госкорпорации важны «не только вопросы, связанные с железом, а прежде всего — с принципом».

Россия и США договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны осенью 2017 года. Ее строительство планировалось начать в 2022 году. Как ожидалось, первые модули космической станции могут быть выведены на орбиту в 2024–2026 годах. Однако между сторонами возникли разногласия, касающиеся условий.

В частности, писало «РИА Новости» со ссылкой на источник, США предложили использовать для выхода со станции в открытый космос скафандры собственного производства вместо российских «Орланов». При этом опрошенные РБК эксперты указывали, что существенных преимуществ у американских скафандров нет, так как при их создании используются общие требования.

В сентябре 2018 года Рогозин заявил, что Россия не может позволить себе участвовать в проекте создания лунной научной станции на условиях Соединенных Штатов. По словам гендиректора «Роскосмоса», Москва может предложить альтернативный проект, над которым она будет работать самостоятельно, либо с дружественными странами БРИКС.

Спустя два месяца он рассказал, что Россия планирует создать на Луне долгосрочную посещаемую базу для изучения с помощью роботов-аватаров, назвав эту задачу более масштабной чем ту, которая стояла перед США во время их луной программы в 1960-е и 1970-е годы.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/12/2019/5e02b4ca9a7947320cc14918?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

37

https://tass.ru/kosmos/7565545

РКК "Энергия" предложила независимую от США систему полета к Луне "Рывок-2"
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" предложила проект "Рывок-2", предусматривающий прямой полет многоразового корабля к Луне, без промежуточной посадки на международную окололунную станцию. Об этом говорится докладе специалиста предприятия Рафаила Муртазина, опубликованном к XLIV Королёвским чтениям.
Ранее РКК "Энергия" рассматривала проект корабля "Рывок" для доставки космонавтов к Луне с Международной космической станции (МКС). Необходимым звеном той программы являлась международная окололунная платформа, к которой должен стыковаться корабль.
В новой концепции транспортной системы "Рывок-2" "в качестве средства перемещения экипажа предлагается многоразовый лунный корабль с возможностями прямой посадки на поверхность Луны", говорится в докладе.
Этот вариант, отмечает автор, исключает необходимость развертывания и поддержания работоспособности окололунной орбитальной станции, что существенно снизит транспортные расходы на обеспечение лунной базы. Основой системы "Рывок-2" должен стать многоразовый лунный корабль, курсирующий между станцией на орбите Земли и базой на поверхности Луны. Запускать корабль предлагается с помощью ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".
Новая система не предполагает промежуточную посадку корабля на предложенной США окололунной станции Deep Space Gateway (новое название Lunar Orbital Platform-Gateway).

Тройная заправка корабля
Согласно докладу, система "Рывок-2" построена на принципе последовательной заправки многоразового корабля в трех ключевых точках ("бензоколонках") маршрута между орбитальной станцией и лунной базой. В частности, одна из "заправок" должна располагаться непосредственно в районе лунной базы. Туда, еще до полета многоразового корабля, должен доставляться заправочный модуль. Еще одна точка заправки будет находиться на окололунной орбите, где также предполагается наличие заправочного модуля. Третья заправка должна произойти на высокоэлептической орбите вокруг Земли, куда будет доставлен тормозной блок-заправщик.
"В перспективе, после освоения технологии получения топлива из местных ресурсов, например льда, добытого в кратерах Южного полюса Луны, можно будет отказаться от доставки к лунной базе лунного заправочного модуля. Это позволит сократить число потребных ракет-носителей до двух, что дополнительно повысит эффективность предлагаемой системы "Рывок-2", - отмечается в докладе.

38

Интересно - те кто придумывает такие проекты как "Рывок-2", сами в них верят?

39

OSV написал(а):

Интересно - те кто придумывает такие проекты как "Рывок-2", сами в них верят?


Лукашевич о "Рывке"

https://www.facebook.com/vadim.lukashev … 9543060738

Это из серии "не читайте перед едой советских газет", в данном случае - сообщений ТАСС.
В этой новости, с моей точки зрения, самое ценное - названия. Как самой транспортной системы "Рывок", так и ее варианта прямого полета на Луну "Рывок-2". Хотя название "Времени на раскачку нет" было бы политкорректнее.
Ну а если серьезно, то отмечу несколько моментов:

- во-первых, это доклад на Королевских чтениях, т.е. одно из возможных теоретических решений баллистической задачи высадки на Луну и возврата обратно. Чтобы вам было понятна практическая ценность "Рывка-2" - среди других докладов Королевских чтений есть, к примеру, и такие - "Концепция создания обитаемой базы на Фобосе" и "Глобальная оптимизация траекторий для заселения Галактики";

- во-вторых, безграмотность автора этой публикации в ТАСС, у которого "многоразовый лунный корабль", устремляясь к Луне, не делает "промежуточную посадку на международную окололунную станцию". Не стыковку с ней на окололунной орбите, а именно посадку на нее. При этом "посадка" применительно к стыковке повторяется неоднократно. Соответственно, из-за такой вопиющей плюхи доверие ко всему остальному тоже обнуляется. Поэтому анализируя это сообщение, следует смотреть не ТАСС, а тезисы докладов самих Королевских чтений.

- во-вторых, даже если принимать все за чистую монету, то предлагаемая схема полета на Луну должна быть реализована на этапе создания постоянно обитаемой лунной базы, т.е. сильне не завтра и даже не послезавтра - до этого еще как "до Луны пешком". Это рассуждения из серии "какое вино будет иметь спрос на Марсе?"
в "Рывке-2" задачу прямого полета к Луне и обратно с орбитальной станции на низкой околоземной орбите предлагается выполнить с помощью трех дозаправок по дороге, при этом первая - на поверхности Луны, вторая - на окололунной орбите по возвращении к Земле, и третья - на высокоэллиптической околоземной орбите. В общем, для того, чтобы куда-то доехать, вам сначала нужно создать сеть заправок вдоль маршрута, и как-то организовать доставку топлива на эти заправки. В итоге получается громоздкая, сложная, хлипкая и крайне ненадежная схема. Из Парижа в Лондон можно доехать на скоростном поезде, а можно, как д'Артаньян, многократно меняя лошадей в трактирах вдоль маршрута.
Напомню, как был реализована высадка на Луну по программе "Аполлон". Лунный корабль (командный отсек) и посадочный модуль вместе стартуют с Земли одной ракетой и вместе прибывают на окололунную орбиту. Там два астронавта переходят в посадочный модуль и высаживаются на Луне, а один астронавт ждет их на окололунной орбите. Затем два астронавта взлетают с Луны и стыкуются на окололунной орбите с ожидающим их там командным отсеком, переходят в него, лунный корабль сбрасывается, а три воссоединившихся астронавта прямиком возвращаются на Землю. В этой схеме был только один критический момент - стыковка взлетевшего с Луны корабля с двумя астронавтами с ожидавшим их на орбите Луны командным модулем. Любой промах - смерть. А в "Рывке-2" предлагается три таких момента - дозаправка на лунной поверхности и еще две - в космосе по пути назад.
Теоретически задача решается, практически так никто делать не будет. Хотя бы потому, что при подобной схеме полета у экипажа "Аполлона-13" (у которого возникли серьезные неполадки на борту) не было бы никаких шансов вернуться назад. В итоге американцы летали на Луну на одной ракете "Сатурн-5" грузоподъемностью 130 тонн на низкой орбите, а здесь предлагается старт с околоземной орбиты, куда все необходимое доставляется тремя (!) ракетами с грузоподъемностью по 37,5 тонн каждая, все это добро стыкуется, летит к Луне, и трижды где-то заправляется по дороге обратно.

В общем, ралли Париж-Дакар на самокате. Я когда читаю подобные исследования, то вспоминаю научное предостережение о радиоактивности бананов - чтобы не получить от них лучевую болезнь, их нужно съедать меньше миллиарда в день. Или научное исследование по возможности нагрева кофе сильным криком - этого можно достичь, если кричать на кофейную чашку год и семь месяцев, чтобы произвести суммарную звуковую энергию нужной силы.

Странно только, что ТАСС выдает академический доклад за какой-то реальный проект...

40

Ну я так и понял

41

OSV написал(а):

Интересно - те кто придумывает такие проекты как "Рывок-2", сами в них верят?


Я верю, что это наиболее реальный вариант нам попасть на Луну. Не особо согласен с деталями. Не нравится мне раздутый жилой модуль. 30куб м комфортно конечно, но куча дозаправок. Надо бы осетра урезать, а число заправок сократить. Также не нравится обязательность выхода на орбиту МКС. при возврате.

Нужно уже сейчас тестировать высокоатмосферные тормозные щиты. Они все равно пригодятся. ИМХО

42

persey4ik написал(а):

Я верю, что это наиболее реальный вариант нам попасть на Луну. Не особо согласен с деталями. Не нравится мне раздутый жилой модуль. 30куб м комфортно конечно, но куча дозаправок. Надо бы осетра урезать, а число заправок сократить. Также не нравится обязательность выхода на орбиту МКС. при возврате.

Нужно уже сейчас тестировать высокоатмосферные тормозные щиты. Они все равно пригодятся. ИМХО


А почему нельзя идти по пути чем проще тем лучше? Например использовать доработанный блок семейства ДМ, модернизированный корабль "Союз" и блок "Фрегат" и пр? 2 пуска РН"Ангара-А5М" позволит выводить порядка 40-45 т груза на монтажную орбиту. Этого вполне достаточно для пилотируемого полёта 3-местного лунного корабля на базе "Союз" на орбиту ИСЛ. А грузы возить ионными буксирами с солнечными батареями

43

OSV написал(а):

А почему нельзя идти по пути чем проще тем лучше?


Да можно. Только Союз тесный. И хочется многоразовую межпланетную систему, которая в дальнейшем может масштабироваться на Марс или еще куда.

44

В нулевых годах сидел без работы и от нечего делать рассчитал систему с производством топлива (кислород - водород) на Луне и станциями дозаправки на окололунной орбите, точке либрации Земля-Луна, геостационарной и низкой околоземной орбите.

Очень красиво получается.
Система полностью многоразовая, позволяет решать любые задачи в системе Земля - Луна- Марс, доставка топлива даже на низкую околоземную орбиту с Луны выгоднее чем с Земли.
Недостатки - много стыковок и дозаправок, необходимость создания и содержания танкерного флота и завода на Луне (большие первоначальные затраты) и довольно большой объем топлива (десятки тысяч тон в год), которое нужно добывать на Луне.

45

persey4ik написал(а):

Да можно. Только Союз тесный. И хочется многоразовую межпланетную систему, которая в дальнейшем может масштабироваться на Марс или еще куда.


Зато реальный в отличии от десятка проектов которые остались только проектами

46

OSV написал(а):

Зато реальный в отличии от десятка проектов которые остались только проектами


Да как вам сказать. Сколько прожектов что в России, что на Украине, а реальных КК или РН за многие годы так и не появилось.  :dontknow:

47

persey4ik написал(а):

Да как вам сказать. Сколько прожектов что в России, что на Украине, а реальных КК или РН за многие годы так и не появилось.


У нас таких задач нет. Хотя да - есть украинский проект строительства базы на Луне и проект полётов на орбиту ИСЛ людей. Но я в него не верю

48

SB написал(а):

В нулевых годах сидел без работы и от нечего делать рассчитал систему с производством топлива (кислород - водород) на Луне и станциями дозаправки на окололунной орбите, точке либрации Земля-Луна, геостационарной и низкой околоземной орбите.

Очень красиво получается.
Система полностью многоразовая, позволяет решать любые задачи в системе Земля - Луна- Марс, доставка топлива даже на низкую околоземную орбиту с Луны выгоднее чем с Земли.
Недостатки - много стыковок и дозаправок, необходимость создания и содержания танкерного флота и завода на Луне (большие первоначальные затраты) и довольно большой объем топлива (десятки тысяч тон в год), которое нужно добывать на Луне.

Не могли бы поделиться.Эта тема меня очень интересует.Если конечно  не трудно.Можно в личку.

49

А есть картинка проекта "Рывок-2"?

50

OSV написал(а):

У нас таких задач нет. Хотя да - есть украинский проект строительства базы на Луне и проект полётов на орбиту ИСЛ людей. Но я в него не верю


Не до жиру. Вы хоть бы Циклон в Канаде запустили.

51

persey4ik написал(а):

Не до жиру. Вы хоть бы Циклон в Канаде запустили.


Запускать его будем не мы. Такой проект можно сравнивать со строительством старта для РН "Союз-СТ А/Б" в Куру. Юрисдикция запуска - ЕКА, а у РН "Циклон-4М" -  частная американская компания Maritime Launch Services. Да и тема не о нас и не о наших проектах.

Отредактировано OSV (23.01.2020 20:39:05)

52

persey4ik написал(а):

Я верю, что это наиболее реальный вариант нам попасть на Луну.

Хорошо, если так - покажите картинку. Мне реально интересно. Хотя я реалист. В нынешней ситуации я не верю в возможности РФ осуществлять такие проекты. И сужу по тому, как реализуются проекты ракет "Ангара" или корабль "Федерация/Орел".

Вы говорите что "Союз" для Луны тесный. Я согласен. Но что бы запустить у Луне "Федерацию/Орел" нужно создать РН способную выводить грузы 75-100 т - в зависимости от топлива РБ для старта к Луне. Но и с применением водорода в ракетостроении в РФ проблемы. И даже обычная "Ангара-А5" летала только один раз. И хорошо если она все же будет летать к концу 20-х с космодрома "Восточный". Потому перспективы российского ракетостроения у меня вызывают большой скепсис. А отсюда и вывод - использовать то что есть - имеющийся парк РБ "Фрегат" и ДМ, имеющийся транспортный корабль. И это только для полёта на орбиту ИС Луны и обратно экипажа состоящего из 3 космонавтов. Теоретически можно выводить небольшие грузы к Луне путем сборки грузового корабля на монтажной орбите ИС Земли. Но опять таки - ограниченное производство РН - хорошо если "Ангару-А5М" в год будут выпускать в количестве 10-12 ракет. А то и 7-8 единиц. Этим ограничатся в пределах потребностей МО РФ и так называемыми федеральными запусками. И на этом все планы лететь куда-то дальше ОИСЗ останутся только планами. Нужна более-менее серьезная программа, лунная ракета, лунные пилотируемые корабли и пр.

53

Наиболее реальный вариант попасть на Луну и Там Остаться ;описан в теме Крылья для  КОРОНЫ.

Отредактировано темников юрий (24.01.2020 17:31:01)

54

По-хорошему надо делать лунную ракету. Какой минимум она должна выводить на ОИСЛ за 1 пуск? Исходя из минимальных задач посадки с орбиты ИСЛ на Луну и возвращения обратно 2-4 космонавтов модуль должен быть 15-16 т. Если учесть что водорода нет, а есть керосин, то для отправки к Луне аппарата такой массы нужно созда РН способную выводить на НОО около 75 т. Это 5-блочная РН со стартовыми РД-171МВ на блоках 1 и 2 ступени и двигатель тягой под 60 т на 2 ступени. РБ с двигателем семейства РД-0124 и блок на базе "Фрегата" для перевода грузов на ОИСЛ. Если в год осуществлять 2 экспедиции то это 4 ракеты + еще отправка как минимум 1 грузового корабля снабжения. Скорее всего минимальная ОС на ОИСЛ - это 2-4 пуска. Ну и база - это 10-15 пусков. Это реально в нынешних условиях?

55

https://twitter.com/anik1982space
http://forumuploads.ru/uploads/0019/c5/0a/13/79380.jpg
http://forumuploads.ru/uploads/0019/c5/0a/13/10926.jpg

56

https://tass.ru/interviews/7861121

Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
Российская лунная программа должна быть реализована до 2040 года. Пока Роскосмос окончательно не решил, будет ли Россия осваивать спутник Земли сама или в рамках международного сотрудничества. Но уже ясно: в XXI веке люди намерены вернуться на Луну, чтобы там остаться и закрепиться. О создании около Луны посещаемой станции, а также о том, какие корабли и ракеты будут доставлять людей и грузы к Луне, рассказал в интервью ТАСС гендиректор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Севастьянов.
— Нужно ли создавать станцию на орбите Луны?
— Если летать с продолжительностью пребывания на поверхности Луны от одних до трех суток и с высадкой одного-двух космонавтов, то можно обойтись без окололунной станции. Так было в американской программе "Аполлон" 50 лет назад.
Но если нужно обеспечить длительное пребывание на Луне в разных областях больших групп космонавтов-астронавтов для строительства лунных баз и проведения обширных работ, то окололунная станция позволит значительно улучшить логистику миссий.
Наличие окололунной станции можно сравнить с промежуточным лагерем при освоении Эвереста. Физически, наверное, можно сразу добраться от подножия горы до вершины, но это потребует гигантских усилий отдельных альпинистов. При этом они весь путь должны нести с собой грузы, необходимые для жизнедеятельности. Промежуточный лагерь позволяет накапливать необходимые ресурсы на промежуточных высотах и подготовиться к более эффективному восхождению больших групп альпинистов. Промежуточные базы и порты также используются при освоении Арктики и Антарктики.
Задачи исследования и освоения Луны сегодня рассматриваются значительно более широко, чем, скажем, 50 лет назад. Для их решения необходима эффективная транспортная инфраструктура, которая обеспечит доступ в различные наиболее интересные районы поверхности Луны, необходимую длительность миссий, оптимальную (непереразмеренную) грузоподъемность ракет, а также в перспективе — применение многоразовых средств. Решение как раз состоит в создании транзитной станции на орбите Луны.
На окололунной станции будут находиться ресурсы, доставляемые с Земли, а также находящийся в режиме ожидания ранее доставленный, лунный взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК). Прилетев на окололунную станцию, космонавты будут переходить в ЛВПК, осуществлять посадку на Луну, при этом корабль будет ожидать экипаж в составе лунной станции, используя ее энергетические возможности.
Саму концепцию окололунной станции мы (РКК "Энергия") предложили еще в 2006 году. Эта концепция также была представлена на главной конференции NASA в Хьюстоне. Тогда эта идея подверглась критике, так как многие считали, что можно сразу с Земли лететь на Марс. Но сегодня NASA приняло новую концепцию, которая предусматривает использование окололунной станции, поскольку она позволяет значительно расширить возможности, накапливая необходимые ресурсы для последовательного создания межпланетных комплексов достаточной размерности как для пилотируемых полетов к Луне, так и к Марсу и астероидам.

— Какие сейчас рассматриваются схемы полета к Луне?
— Сейчас есть две практические схемы. Прямая, когда корабль с экипажем прибывает на низкую окололунную орбиту (примерно 200 км) совместно с ЛВПК. Космонавты переходят в ЛВПК и высаживаются на Луну. Но для этого нужно привозить все ресурсы с собой. Требуется очень высокая грузоподъемность ракеты, как это было в американской программе "Аполлон". Это позволило присутствовать двум астронавтам не более трех суток на поверхности Луны.
Второй путь — иметь окололунную станцию, например на высоте 10 тыс. км. Это устойчивая орбита, не требующая высоких затрат на поддержание орбиты станции. Значительно снижаются требования к ракете по грузоподъемности. Значительно снижаются риски. Можно привезти с собой дополнительные ресурсы, можно заранее доставить туда ЛВПК, чтобы после прилета экипаж спокойно мог высадиться на Луну, отработать программу до 30 суток, а затем вернуться на окололунную станцию, перейти на корабль и вернуться на Землю.

— Могут ли Россия или США вести освоение Луны в одиночку?
— США не будут вести программу Gateway в одиночку. Скорее, они видят ее как продолжение программы МКС и будут привлекать партнеров из Европы, Японии, Канады и др. Россия пока не присоединилась к этому проекту. Рассматриваются два варианта: либо в одиночку, либо совместно. Безусловно, совместное владение станцией значительно снизит риски освоения Луны и повысит эффективность инвестиций стран-участниц. В этом случае партнеры смогут использовать взаимные ресурсы. Кроме того, будет обеспечено резервирование транспортной системы, что особенно важно.

— Что РКК "Энергия" может предложить зарубежным партнерам по линии проекта Gateway?
— РКК "Энергия" не уполномочена что-то предлагать, это входит в полномочия Роскосмоса. Что касается технической части, то РКК "Энергия" может создать модуль, способный стать частью окололунной станции, а также пилотируемый корабль "Орел", который предназначен для полетов в дальний космос, в том числе и на окололунную орбиту. Также "Энергия" является головной организацией по созданию сверхтяжелой ракеты (СТК). Комбинация СТК, ПТК и модуля может быть российским вкладом в международную окололунную станцию.

— Если рассматривать вариант с созданием станции около Луны, на какой орбите она будет размещаться?
— Американцы предлагают размещать ее на орбите NRHO, это орбита с перигеем примерно 3 тыс. км и апогеем более 70 тыс. км. Чем она удобна? Для того чтобы туда долететь, нужны наименьшие энергетические затраты. Но она неустойчива, и ее требуется постоянно поддерживать. Поэтому в американской концепции Gateway первым модулем на станцию доставляется двигательная установка на электрореактивной тяге, что позволит экономить топливо для поддержки орбиты. Эта орбита может быть использована как для высадки на Луну, так и как отлетная орбита к астероидам и Марсу.
Однако электродвигательная установка при необходимости позволит формировать и более выгодную для освоения Луны орбиту, например круговую (10 тыс. км). Эта орбита очень устойчива и не требует постоянной поддержки.

— Может ли станция около Луны строиться на принципах, заложенных сотрудничеством по линии МКС?
— Это, может быть, наиболее удобный на сегодня организационный подход. Он долго формировался. В рамках создания МКС отработаны не только организационно-технические, но и финансовые и правовые принципы. Если данный подход будет использован, то это будет наиболее быстрый путь к совместному созданию окололунной станции.

— Из каких модулей станция может состоять? Могут ли доработанные российские модули МКС стать основой лунной базы?
— Старые модули, которые создавались ГНПЦ им. Хруничева под станции "Салют", "Мир" и российский сегмент (РС) МКС, мы использовать не сможем. Но технологии, которые разработаны РКК "Энергия" для нового научно-энергетического модуля, который должен войти в состав РС МКС после 2023 года, могут позволить на его базе создать окололунный модуль. Здесь использован современный цифровой приборный состав, а также новые технологии при создании конструкции модуля. Этот модуль может стать основой для российского сегмента окололунной станции.

— Какие ракеты должны будут использоваться для создания посещаемой окололунной базы?
— Для доставки экипажа на орбиту Луны и лунного взлетно-посадочного комплекса, а также модуля для окололунной станции, нужно использовать сверхтяжелые ракеты-носители. Для доставки других грузов, таких как научное оборудование и топливо, можно также использовать ракеты полутяжелого и тяжелого класса с меньшей грузоподъемностью.

— Может ли быть как-то задействована ракета "Союз-5" в лунной программе? На каком этапе создания находится эта ракета?
— Ракета "Союз-5" создается как коммерческая, но технологии (диаметр баков 4,1 м, двигатель РД-171 с тягой 800 т) будут применены и для создания сверхтяжелого носителя. По сути, первая ступень РН "Союз-5" будет использоваться как ускоритель РН СТК. Таких ускорителей будет шесть, и центральный модуль будет работать на базе двигателя РД-181 с тягой 400 т. Также РН "Союз-5" сможет выводить на орбиту Луны аппараты небольшой массы, например научные зонды.

— Корабль "Орел" станет единственным пилотируемым российским кораблем в лунной программе или идут работы по модернизации корабля "Союз" под лунный вариант?
— ПТК "Орел" разрабатывается для дальнего космоса, в том числе для полетов к Луне, а "Союз" пока будет эксплуатироваться для полетов на околоземные орбиты к МКС, в том числе для коммерциализации пилотируемых полетов на орбиту Земли.

— Ранее Дмитрий Рогозин заявил о создании "лунного лифта" — транспортного лунного модуля, который сможет совершать посадку на поверхность естественного спутника Земли и затем взлетать. Основное назначение аппарата — доставка грузов как со станции на Луну, так и обратно. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Речь идет о том, что если будет создана окололунная станция, то взлетно-посадочный комплекс может иметь частично многоразовую основу. Космонавты будут прилетать на станцию, пересаживаться в ЛВПК, совершать посадку на Луну, работать нужное время и взлетать, стыковаться со станцией, чтобы затем пересесть на корабль "Орел" и вернуться на Землю. Это и есть основная идея "лифта", о котором говорил наш руководитель.
Беседовала Милена Синева

57

http://www.trud.ru/article/06-03-2020/1 … URVGpgjCrA

Луна нам только снится
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
http://www.trud.ru/userfiles/gallery/86/b_86297bb1a04b9719868d8da172524e4c.jpg

Американцы ускоряют свою лунную программу. А чем ответить нам?

Решение американского президента о высадке астронавтов на Луне не в 2028-м, как планировалось, а в 2024 году принципиально изменило ситуацию на лунном направлении. Новая гонка в дальнем космосе внезапно вышла на финишную прямую. А что же Россия? Неужели мы не намерены участвовать в этом марафоне и готовы соскользнуть на обочину космического прогресса?

Обращаюсь с этими вопросами к специалисту, обычно излагающему официальную точку зрения.

— Все неплохо, — говорит мой собеседник. — В нашей космонавтике после длительного кризиса начались позитивные перемены. Идет финансовое оздоровление предприятий. Есть сдвиги в технологиях, в прошлом году не было ни одного аварийного запуска. Представлены планы освоения Луны, создания лунной базы, идет разработка сверхтяжелых ракет «Енисей» и «Дон». Изготавливается из алюминия корпус первого экземпляра космического корабля нового поколения «Орел»...

Есть повод для оптимизма? Диктофонную запись показал давнему знакомцу, конструктору с 30-летним стажем, который остудил надежды.

— Это всего лишь бумажные планы, — заметил конструктор. — А отрасль по-прежнему пребывает в системном кризисе. Одна из острейших проблем — дефицит таких кадров, которые могли бы не только заниматься текущими задачами, но и генерировать прорывные идеи, необычные решения, ноу-хау. Десятки штучных специалистов были выдавлены из отрасли. К примеру, экс-руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота. В свое время он показывал мне макет сверхтяжелой ракеты, расчеты, интереснейшие решения. А сейчас ракета будет в лучшем случае в 2032-2035 годах...

Впрочем, даже если у России появится супертяж и новый корабль, для строительства лунной станции этого недостаточно. Это требует огромного финансирования. Стоимость новой ракеты сверхтяжелого класса оценивается в 1-1,7 трлн рублей (для сравнения: бюджет госкорпорации Роскосмос в открытой части, без учета оборонного заказа, на нынешний 2020 год составляет 176 млрд — в 10 раз меньше). Причем речь идет только о разработке первого летного изделия. А в общей сложности потребуется более 150 млрд долларов.

Таких денег у страны нет. Как нет у Роскосмоса и четких расчетов, пошаговых планов, детальных проработок. При обсуждении проекта ракеты на расширенном заседании научно-технического совета Роскосмоса и бюро совета РАН по космосу были высказаны десятки замечаний. И это уже не впервые. Заминки случаются и с обычными аппаратами. Две недели назад запуск метеоспутника «Метеор-М» № 2-3 перенесен на 2021 год — понадобились дополнительные испытания. А другой спутник — «Ресурс-П» — отложен из-за задержки в производстве. Мы более 40 лет не можем запустить аппарат на поверхность Луны, хотя первая мягкая посадка нашей «Луны-9» была произведена в далеком 1966-м. Сегодня многие компетенции в нашей космонавтике просто утрачены — и отправка станции «Луна-25» к ночному светилу переносится уже восемь лет.

В космосе сегодня летают более 2 тысяч аппаратов различного назначения. У американцев свыше 900, у Китая более 300, у России свыше 150 спутников гражданского, военного и двойного назначения. Я уж не говорю о том, что зарубежные автоматические аппараты улетают в дальний космос, проводят там уникальные исследования, передают интереснейшие данные на Землю. Россия здесь давно отстала от лидеров. За общими цифрами очевидно: Россия утрачивает одну позицию за другой. Мы стремительно теряем мировой космический рынок.

На этом невеселом фоне Дмитрий Рогозин через месяц будет вести на Байконуре переговоры с NASA об участии или неучастии России в окололунной станции и создании лунной базы. В одиночку нам с этой задачей не справиться. А тем временем американцы громко заявили о вступлении США в новую лунную гонку XXI века — с Китаем и Россией. Этому посвятил свое выступление вице-президент Майкл Пенс. «Срочность здесь должна быть нашим лозунгом, — сказал Пенс. — Соединенные Штаты должны оставаться первыми в космосе в этом столетии, как и в прошлом. Не только для того, чтобы продвигать американскую экономику и обеспечивать безопасность нашей нации, но, прежде всего, потому что правила и ценности космоса, как и всякая великая граница, будут написаны теми, кто имел мужество добраться туда первым и обязательно остался».

На днях американское популярное интернет-издание The Daily Beast сообщило: «Мощная ракета «Енисей» позволила бы России планировать самостоятельные полеты на Луну. Но здесь важный нюанс: потенциальный ценник составляет 22 млрд долларов, осилит ли его Россия? Возможно, российское правительство просто хочет, чтобы ракета «Енисей» использовалась в переговорах с США для поднятия ставок... NASA может назвать переговоры с Роскосмосом блефом. Для создания ракеты «Енисей» потребуется много денег, которых у России нет. Тем более в освоении дальнего космоса Россия не имеет большого опыта».

Впрочем, дело не только в нехватке денег.

— Беда нашей космонавтики сегодня — некомпетентность управленцев на разных уровнях, — сетует экс-министр Борис БАЛЬМОНТ, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, с 1976 по 1981 год председатель Межведомственного координационного совета по созданию комплекса «Энергия» — «Буран». — Допускаются серьезнейшие ошибки, атмосфера на предприятиях оставляет желать лучшего. Куда уж дальше, если руководитель РКК «Энергия» своим приказом освобождает от должности генерального конструктора, чье назначение подписывал президент страны. Пришлось выпускать еще один приказ, восстанавливать в должности...

А странная ситуация, касающаяся экспериментов на МКС? В конце прошлого года «эффективные менеджеры» решили провести кардинальную реформу. Раньше ученые занимались исследованиями, экспериментами. Они знают тонкости, учитывают международный опыт. Но сотрудники института ЦНИИмаш почему-то решили, что им виднее, какие научные темы перспективные, а какие нет. Вместо решения реальных проблем с научной аппаратурой, расходными материалами «энтузиасты» из ЦНИИмаша стали разрабатывать странные методики оценки эффективности экспериментов. А в результате...

— Из 17 важнейших экспериментов оставили только три, — недоумевает ученый с мировым именем, академик РАН, научный руководитель Института географии РАН Владимир Михайлович КОТЛЯКОВ. — В недавнем прошлом все эксперименты на российском сегменте МКС оценивались ведущими учеными и специалистами. Теперь «новаторы» от науки предлагают прекратить важнейшие исследования. И непонятно, чем хотят их заменить. А что, собственно, значимого и полезного сделали эти специалисты на МКС, неясно. Их бы самих не мешало проверить на компетентность.

А вот что рассказал о закрытии экспериментов один из опытнейших специалистов Института медико-биологических проблем РАН:

— Почти 20 лет мы занимаемся международными экспериментами, в которых весьма заинтересованы и российские ученые, и зарубежные партнеры. Если Россия хочет оставаться передовой космической державой, то стране нужны не только ракеты и корабли, но и умение поддерживать здоровье космонавтов. Благодаря сотрудничеству нам удавалось создавать не имеющую аналогов научную аппаратуру. Полученные результаты мы с гордостью докладывали на международных конференциях, эти результаты опубликованы и являются общим достоянием. И вот нам объявляют, что все, что мы раньше делали, неправильно, Родине такие эксперименты не нужны. «Эффективные менеджеры» создали целую систему странных показателей. Все эксперименты делятся на три категории, и выдается вердикт: надо это стране или не надо. Например, если в эксперименте много этапов, на каждом из которых вводится какой-либо новый научный прибор, то это плохо. Почему? Или: если иностранные коллеги хотят с нами сотрудничать, пусть платят. Но при таком подходе, когда роль научного сообщества сводится к нулю, а все решения принимают дилетанты, мы точно останемся в гордом одиночестве.

При таком раздрае в космической отрасли Луна нам только снится.

А в это время

Уже нынешней осенью на Луну будет отправлен первый роботизированный комплекс американской компании OrbitBeyond для участия в подготовке строительства лунной базы. Две другие компании Astrobotic и Intuitive Machines запустят свои роботизированные комплексы в июне-июле следующего года. Не так давно NASA отобрало девять компаний для участия в этой программе. В докладе говорится, что два 150-килограммовых робота с дистанционным управлением могли бы построить посадочную площадку для лунного аванпоста менее чем за шесть месяцев. Это более безопасный и дешевый вариант по сравнению с использованием астронавтов. Затраты составят от 200 до 300 млн долларов.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Российская пилотируемая Лунная программа