novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РН "Ангара"

Сообщений 61 страница 90 из 188

61

Phantom написал(а):

РД-191М, +10% тяги


Я уж думал "метановая". )))

Вот что нашел:  http://tehnoomsk.ru/node/2518

Использование двигателей РД-191 предыдущего поколения обеспечивало вывод ракетой «Ангара-А5» на опорную орбиту 24 тонны полезной нагрузки. РД-191М позволит выводить 25,5 тонн груза той же ракетой.

Так что 27 тонн как то не бьется. Дофига прибавка. Чудес же не бывет?

Отредактировано AstroCat (27.01.2019 21:28:35)

62

AstroCat написал(а):

Я уж думал "метановая". )))

Вот что нашел:  http://tehnoomsk.ru/node/2518

Использование двигателей РД-191 предыдущего поколения обеспечивало вывод ракетой «Ангара-А5» на опорную орбиту 24 тонны полезной нагрузки. РД-191М позволит выводить 25,5 тонн груза той же ракетой.

Так что 27 тонн как то не бьется. Дофига прибавка. Чудес же не бывет?

Отредактировано AstroCat (Сегодня 18:28:35)

Я вот тоже думаю что 27 т - несколько завышенная величина

63

OSV написал(а):

Я вот тоже думаю что 27 т - несколько завышенная величина

Смотря как считать. ЦиХ придумал "приведенную ПН" - это все, что выше среза 3-й ступени. И это выводит.

В случае ПТК этот номер катит, для КА с ГО  - завышет выводимую массу на ~ тонну.

64

ZOOR написал(а):

OSV написал(а):

    Я вот тоже думаю что 27 т - несколько завышенная величина

Смотря как считать. ЦиХ придумал "приведенную ПН" - это все, что выше среза 3-й ступени. И это выводит.

В случае ПТК этот номер катит, для КА с ГО  - завышет выводимую массу на ~ тонну.

Предложение для Роскосмоса - считать в качестве полезной нагрузки третью ступень. (Она ведь тоже  на орбиту выходит) Представляете как у нас сразу грузоподъемность всех ракет вырастет!

Если уж мы стали к космическим запускам баллистические ракеты причислять, то это сам бог велел. А потом станем считать ПН все, что от стартового стола отрывается. Вот у нас и будет супертяж.

65

ZOOR написал(а):

Смотря как считать. ЦиХ придумал "приведенную ПН" - это все, что выше среза 3-й ступени. И это выводит.

В случае ПТК этот номер катит, для КА с ГО  - завышет выводимую массу на ~ тонну.


Это не ЦиХ придумал. Стародавний термин: Масса КА+масса адаптера, если грубо.

66

Дмитрий В. написал(а):

Это не ЦиХ придумал. Стародавний термин: Масса КА+масса адаптера, если грубо.

А в чём смысл термина? Интерес то лишь в конечной массе на нужной орбите, а всё остальное заказчику фияблетава.

67

Дмитрий В. написал(а):

Это не ЦиХ придумал. Стародавний термин: Масса КА+масса адаптера, если грубо.


Еще раз. ГО нет (или он не сбрасывается и входит в "приведенную массу")

Отредактировано ZOOR (28.01.2019 19:13:59)

68

ZOOR написал(а):

Еще раз. ГО нет (или он не сбрасывается и входит в "приведенную массу")

Отредактировано ZOOR (Сегодня 20:13:59)


Масса ГО входит в массу КГЧ. А если ГО не сбрасывается вплоть до орбиты, то его масса должна входить в "приведенную"

69

Дмитрий В. написал(а):

Масса ГО входит в массу КГЧ. А если ГО не сбрасывается вплоть до орбиты, то его масса должна входить в "приведенную"


Так в том-то и вся ссуть.

Приходит Заказчик (З) и говорит: мне нужна максимальная Мпг на НОО.
ЦиХ: а ГО тебе при выведении нужен?
З: Да
ЦиХ: ну тогда ГО входит в твою Мпг

70

Из соответствующего ГОСТ Р:
79 полезный груз космического средства; ПГ КСр: Совокупность размещаемых в ракете устройств, выводимых на заданную траекторию или орбиту.
80 полезная нагрузка космического средства; ПН КСр: Часть полезного груза, включающая в себя космический аппарат с устройствами крепления и отделения космического аппарата от ракеты-носителя или разгонного блока.

71

Дмитрий В. написал(а):

Из соответствующего ГОСТ Р:

ДмитрийСаныч, это разговор Тимона с Пумбой.

Я Вам рассказываю, как оно есть в этой кривой жизни, а Вы мне - как оно должно быть по уму (и с чем я согласен).

Причем заметьте - в "ГОСТ Р" понятия "приведенная ПН" - нет

Отредактировано ZOOR (29.01.2019 18:46:31)

72

ZOOR написал(а):

ДмитрийСаныч, это разговор Тимона с Пумбой.

Я Вам рассказываю, как оно есть в этой кривой жизни, а Вы мне - как оно должно быть по уму (и с чем я согласен).

Причем заметьте - в "ГОСТ Р" понятия "приведенная ПН" - нет

Отредактировано ZOOR (Сегодня 19:46:31)


Но по смыслу совпадает с п.80.

73

Дмитрий В. написал(а):

Но по смыслу совпадает с п.80.


Это по Вашему смыслу. А я говорю про то, как "приведенную ПН" расценивает ЦиХ.
И тут встает интересный вопрос - если ГО не включен в схему деления РН - то почему он не ПН ;)

74

ZOOR написал(а):

Это по Вашему смыслу. А я говорю про то, как "приведенную ПН" расценивает ЦиХ.
И тут встает интересный вопрос - если ГО не включен в схему деления РН - то почему он не ПН


Потому, что он в схеме деления РКН и КГЧ. С чего бы ему входить в РН. Но вхождение в состав КГЧ никак не обязывает ГО включать в ПН.

75

По факту хищения денежных средств на объектах реконструкции ПО «Полет», было возбуждено уголовное дело

Куйбышевский районный суд рассматривает иск прокурора Омска о возмещении ущерба, причиненного преступлением. Ответчик по иску Олег КОПЫЛОВ являлся директором НПО «Монтажстройпроект», которое в 2012 году участвовало в качестве субподрядчика в реконструкции объектов ПО «Полет», где планировалось запустить серийное производство ракеты «Ангара». В 2014 году стройфирма обанкротилась, и сейчас с ее главы хотят взыскать более 4 млн рублей за использование не тех материалов при реконструкции кровли производственного цеха «Полета». Генподрядчиком на объекте выступал уже не существующий Спецстрой РФ.


Видать крыша потекла.

76

Господа, у кого- нибудь сохранилась картинка с проектом возвращаемой А-5 (там где на лапки связку из пяти УРМов садют)?

А то попался Фома, который не верит, что такое даже предложить можно

Отредактировано ZOOR (20.02.2019 16:16:28)

77

ZOOR написал(а):

Господа, у кого- нибудь сохранилась картинка с проектом возвращаемой А-5 (там где на лапки связку из пяти УРМов садют)?

А то попался Фома, который не верит, что такое даже предложить можно

Отредактировано ZOOR (Сегодня 17:16:28)

Ну, есть. И как ее тут выложить? Ага, вроде нашел.

78

http://sg.uploads.ru/t/8RhdO.jpg

79

Разве озвученные проценты по экономии при использовании повторно ступеней отвечают действительности?

80

пират Крыс написал(а):

Разве озвученные проценты по экономии при использовании повторно ступеней отвечают действительности?

Самое интересное тут ИМХО восстановить методику, по которой эти значения получились

81

https://tass.ru/kosmos/6149400

МОСКВА, 22 февраля. /ТАСС/. Роскосмос намерен выпускать до 2023 года по две ракеты "Ангара" ежегодно. Носители будут производиться на заводе в Омске, сообщил в пятницу глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"Производство ракет носителей "Ангара" до 2023 года - не менее двух ракет в год", - говорится в презентации по созданию Национального космического центра, представленной Рогозиным.
По его словам, с 2023 года на заводе в Омске будет запущена в серийное производство ракета "Ангара". "Всего производственная программа предполагает выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые в рамках модульной конструкции будут складываться либо как "Ангара" легкого класса, либо тяжелая "Ангара", - отметил глава Роскосмоса.
"Ангара" - семейство российских ракет космического назначения нового поколения. Состоит из ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов грузоподъемностью до 37,5 т.

Как технаря, меня корёжит "выпуск до NN…", поскольку это означает и 1, и 2, и 0!

82

https://www.rbc.ru/society/02/03/2019/5 … um=desktop

Генконструктор оценил стоимость создания ракетного комплекса «Ангара»
Строительство космического ракетного комплекса обошлось России примерно в 112 млрд руб. Большую часть из этой суммы предоставило Минобороны, также в работы вкладывались «Роскосмос» и Центр Хруничева

Старт ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Плесецк в 2014 году (Фото: ТАСС)

Экс-гендиректор Центра Хруничева и бывший генконструктор средств выведения легкого и тяжелого классов Владимир Нестеров оценил стоимость создания космических ракетных комплексов «Ангара». Такие данные, по информации «РИА Новости», он приводит в своей книге «Космический ракетный комплекс «Ангара». История создания». Она, как уточняет агентство, сейчас распространяется среди специалистов ракетно-космической отрасли. Будет ли книга доступна широкому читателю, «РИА Новости» не поясняет.

Именно под руководством Нестерова, как указывает агентство, в 2012-2014 годах готовился и проводился начальный этап летных испытаний «Ангары» с космодрома Плесецк.

За этот период, по подсчетам генконструктора, на опытно-конструкторские работы с учетом стоимости изготовления всех технологических систем наземного комплекса было потрачено 62,382 млрд руб. (цены 2014 года). Большую часть средств на эти цели (51 млрд руб.) выделило Минобороны, отметил Нестеров, подчеркнув, что также в работы вложились «Роскосмос» и Центр Хруничева.
Еще 24,819 млрд руб., по данным генконструктора, ушло на техническое перевооружение и подготовку серийного производства «Ангары». Кроме того, 24,785 млрд руб. Минобороны выделило разработчикам на капитальные вложения и строительно-монтажные работы по созданию наземной инфраструктуры комплекса, рассказал Нестеров.

Таким образом, в целом космический ракетный комплекс «Ангара» с момента его создания и до конца 2014 года с учетом двух успешно проведенных пусков (ракета «Ангара-1.2ПП» и ракета «Ангара-А5») обошелся России в 111,986 млрд руб., подсчитал экс-гендиректор Центра Хруничева.

Создание ракеты в течение 21 года (с 1993 по 2014 годы) Нестеров объяснил именно нехваткой финансирования. За первые 13 лет создания «Ангары», по его данным, на строительство такого комплекса было выделено менее 4% средств от необходимой суммы.​ «В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара». РБК) в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания», — заверил бывший генконструктор средств выведения легкого и тяжелого классов.

83

https://ria.ru/20190304/1551521613.html

Источник: Минобороны заказало ракеты "Ангара" для пусков с Восточного
МОСКВА, 4 мар - РИА Новости. Министерство обороны России заключило контракт с Центром Хруничева на запуски ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" с военными спутниками с космодромов Восточный и Плесецк, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
В презентации, размещенной в интернете производителем "Ангары" — Центром Хруничева — говорится, что предприятие заключило контракт с Минобороны на изготовление ракет "Ангара-А5" для пусков с космодрома Плесецк в 2019-2022 годах и с космодрома Восточный - в период до 2025 года.
"С космодрома Восточный "Ангара" может вывести на геопереходную или геостационарную орбиту спутник большей массы, чем с Плесецка. Может быть, военным потребовалось чуть больше вывести", - прокомментировал эту информацию РИА Новости генеральный директор частной компании "КосмоКурс", который ранее разрабатывал ракету "Ангара" в Центре Хруничева, Павел Пушкин.

РН Ангара

"Ангара" - семейство экологически чистых ракет-носителей различных классов. В него входят легкие носители "Ангара-1.2", средние — "Ангара-А3", тяжелые — "Ангара-А5" (модификация "А5М" - модернизированная), и повышенной грузоподъемности — "Ангара-А5В".
Основой для создания вариантов "Ангары" служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули (УРМ), представляющие собой законченную конструкцию из баков окислителя, горючего, и двигательного отсека. Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.
Ракеты легкого класса "Ангара-1.2ПП" и тяжелого класса "Ангара-А5" были впервые запущены с космодрома Плесецк в 2014 году. Кроме того, планируется строительство стартового комплекса ракеты "Ангара" на космодроме Восточный.

Второй пуск ракеты "Ангара-А5" с Плесецка планируется в декабре 2019 года, третий — в 2020 году, а пуск "Ангары-1.2" с южнокорейским спутником KOMPSAT-6 намечается в 2020 году. Первый пуск ракеты "Ангара" с Восточного планируется в 2023 году.

84

zandr написал(а):

В презентации, размещенной в интернете производителем "Ангары" — Центром Хруничева — говорится, что предприятие заключило контракт с Минобороны на изготовление ракет "Ангара-А5" для пусков с космодрома Плесецк в 2019-2022 годах и с космодрома Восточный - в период до 2025 года.

Вот бы ссылочку на эту презенташку.

Или там действительно чисел нет, или стыдятся говорить, что по одной ракете в год

85

Ну и по традиции декабрь означает следующий год?

86

persey4ik написал(а):

Ну и по традиции декабрь означает следующий год?


Запуск всегда производится по плану

87

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/me … age1838925

Salo пишет:
http://www.profpolet.ru/wp-content/uplo … ь_2018.pdf
ГОД 2018: ПОД ЗНАКОМ «АНГАРЫ»
В рамках участия в национальном проекте по созданию ракет-носителей семейства «Ангара» ПО «Полет» продвигается по пути технической модернизации производства, оснащается новым оборудованием. А главное, у предприятия есть перспективы и ясный план действий на ближайшие годы. Подробнее об этом – в нашем традиционном предновогоднем интервью с и. о. руководителя омского филиала АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» – директора ПО «Полет» В.М. Шулико.

Виктор Михайлович, каковы основные производственные итоги уходящего года? Работу каких цехов, отделов следует отметить особо?

– 2018 год, безусловно, прошел для нас под знаком «Ангары». Главными событиями этого периода стали проведение с положительным результатом стендовых испытаний изделия ПВ, а также сборка первого ракетного блока на площадях реконструированного цеха 66.
Сборка ПВ для «Полета» – событие значимое. Она показала высокую степень ответственности исполнителей, отвечающих за создание РКТ, позволила подтвердить готовность нашего предприятия выполнять работу по изготовлению УРМов на омской площадке.
Задача по сборке бокового ракетного блока для второй летной «Ангары-А5» была поставлена в середине апреля 2018 года, при этом производственные площади не были готовы для выполнения такой серьезной работы. В апреле и мае завод предпринял колоссальные усилия по завершению строительных работ, перемещению испытательного оборудования и оснастки, по разработке и утверждению технологических процессов, аттестации рабочих мест и т. д. К стыковке трех сборок цех № 66 приступил 26 мая текущего года.
С гордостью хочется сказать, что отработка процесса сборки и испытаний заняла в общей сложности чуть меньше четырех месяцев, и 18 сентября 2018 года снаряженный ракетный блок покинул погрузочную площадку корпуса 12.
По итогам сделанного хочется отметить агрегатно-сборочное производство (начальник А.Н. Пермяков), конечно же, цех № 66, где совместно с цехом № 20 была организована практически круглосуточная работа (начальники П.А. Литвиненко, В.В. Смирнов), а также сплоченные командные действия всех цехов основного, вспомогательного и инструментального производств. В решении технических и организационных вопросов с самой лучшей стороны проявили себя службы главного инженера и КБ «Полет». Хочу поблагодарить коллектив завода за превосходный результат, достигнутый в столь трудном и ответственном деле.
Не забудем и про штатную, но в то же время непростую работу по выпуску номенклатуры в направлении НПО «Энергомаш», АО «ММЗ» (г. Миасс). Заставили в этом году основательно потрудиться и темы по подтверждению надежности продукции МО (заказы КБ «Мотор»).
Эта работа включала в себя обширные подготовительные мероприятия. И она была выполнена в намеченный срок (начальник механосборочного производства С.В. Сычев; начальники цехов
С.А. Янов, В.А. Поселков, В.А. Мороз; ведущий специалист отд. 307 В.Г. Блюм), при большой поддержке КБ «Полет», а также службы заместителя главного инженера по подготовке производства И.В. Шикашова, отделов № 315 (начальник В.В. Телепин), бюро испытаний отдела 304 (С.П. Маскаленко).

Согласно ФЦП продолжаются реконструкция и техперевооружение предприятия. Что сделано в 2018-м по этой теме?

– Как известно, создание замкнутого цикла производства РН «Ангара» на базе ПО «Полет» разбито на три этапа. Первый этап этого инвестиционного проекта в основном завершен – после многих трудностей и срывов сроков сдачи объектов со стороны подрядчиков. Пройдена экспертиза документов по второму этапу ФЦП, теперь дело за подготовкой и запуском объектов второй и, далее, – третьей очереди. Предприятие должно выйти на полную мощность к 2024 году. В конце декабря 2018-го предстоит сдать в эксплуатацию участок окончательной сборки и испытаний цеха 66. Для нас это – шаг вперед, ожидаемое большое событие, к которому завод шел почти десять лет.
Достижением можно считать работы по созданию участка изготовления вафельных панелей и раскатных днищ с размещением там комплекса зеркального фрезерования и ротационной вытяжки фирмы Dufieux PERFORM MMS 8008. Новая технология отработана на образцах с отличным результатом, что обеспечит в дальнейшем качественную обработку листовых материалов. Теперь дело за завершением финансовых отношений с французскими специалистами и дальнейшим вводом комплекса в эксплуатацию. Большой вклад в организацию участка и освоение метода зеркального фрезерования внесли: инженер-программист В.С. Каляка, специалисты отдела 24 (начальник отдела – главный механик С.Н. Зуев), участка 9 (начальник С.И. Солодовниченко), ряда других заводских подразделений.
Важнейший этап на пути создания замкнутого цикла производства РН «Ангара» – создание КИСов, участков сборки и испытаний ангарских изделий. КИС для легких машин – задача ближайшего полугодия. Первые шаги на этом пути сделаны, подрядчики определены. Сейчас многое зависит от слаженной работы коллектива КБ «Полет».
В рамках реализации программы финансового оздоровления предусмотрено перемещение в Омск крупногабаритного оборудования с РКЗ. Но в связи с изменением планов по развитию московской площадки станков в ближайшее время получим меньше, чем ранее предполагалось.

Одно из важнейших направлений – кадровая работа. В частности, как укрепляется заводская технологическая служба? Какова молодежная составляющая коллектива завода?

– Общая наша численность на начало декабря 2018 года – 2553 человека. Доля молодежи в возрасте до 35 лет составляет 27,4 процента, а работники в возрасте до 40 лет – это практически 40 процентов коллектива завода. Ежегодно штат пополняется молодыми специалистами – выпускниками, обучающимися по целевому направлению, что и обуславливает высокий процент возрастной группы до 35 лет. Надо сказать, в ней более половины инженеров-технологов. За каждым из молодых специалистов-технологов закреплен опытный наставник.
Кроме того, с ноября 2018 года на заводе введено в действие положение о дополнительном премировании работников технологической службы. Но прошу обратить внимание: это премирование связано с достигнутыми производственными успехами.

Актуальная задача по городу и отрасли – увеличение уровня зарплаты. Что ожидает полетовцев в 2019-м?

– Достойную заработную плату нужно прежде всего заработать. К сожалению, в уходящем 2018 году наше предприятие было загружено не в полном объеме. Тем не менее по сравнению с 2017 годом уровень средней заработной платы вырос у нас на 15,3 процента, а если сравнить ноябрь 2017-го и ноябрь 2018 года, этот рост составил 21,5 процента за счет серьезного увеличения тарифов и окладов работников в сентябре. Таким образом мы достигли уровня средней заработной платы по городу, что позволяет надеяться на полную самоотдачу каждого полетовца на своем рабочем месте.
Благо к этому есть все предпосылки, созданные в 2018 году. В свою очередь, наступающий 2019-й, учитывая планируемую загрузку, должен стать ключевым для завода во многом – в том числе и в достижении достойной, действительно заработанной оплаты труда.

Виктор Михайлович, расскажите о производственных планах на 2019 год: какие здесь у «Полета» перспективы?

– Согласно приказу генерального директора АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» от 4 сентября 2018 года запланирован рост объемов производства на 15-20 процентов ежегодно, вплоть до 2025 года.
Товарный выпуск продукции будет расти как в направлении ГКНПЦ, так и с учетом сторонних заказчиков. В соответствии с планом производства в 2019 году необходимо изготовить и отгрузить на РКЗ ракетные блоки 1 и 2 ступеней третьей летной «Ангары-А5», продолжить изготовление составных частей 754-й машины, а также двух легких ракет-носителей «Ангара-1.2». Кроме того, ПО «Полет» будет занят производством материальной части в рамках проекта «Амур» для космодрома Восточный. Продолжатся работы по заказам Министерства обороны РФ, АО «НПО Энергомаш» и по новому направлению – для АО «Златмаш». Решается вопрос о возрождении выпуска на «Полете» гражданской продукции.
Наступающий 2019 год для нас во многом определяющий и переломный. Перед коллективом «Полета» – масштабные задачи: предстоит осваивать новую продукцию, производить изделия в условиях продолжающейся модернизации, наконец, предстоит доказать себе и другим, что держать высокую планку в работе мы не разучились. От души поздравляю заводчан и коллектив 100 ВП РФ с праздником и желаю всем счастья, крепкого здоровья, уверенности в своих силах, трудовых побед на пути возвращения былой полетовской славы. Пусть удача сопутствует вам во всех делах!
С Новым годом и Рождеством!

Галина МАКАШЕНЕЦ
Фото Анатолия РОГОЗИНА

ЗАВОДСКОЙ КАЛЕНДАРЬ ЮБИЛЕЯМИ БОГАТ
Изделия-юбиляры уходящего года в истории «Полета» особенные. РН «Космос-3М» – это самое долговременное и, пожалуй, самое стабильное полетовское производство, а сама ракета, по праву вставшая на городской постамент, – визитная карточка нашего завода. Освоение РД-170 и РД-171 – поистине героическая эпопея, в ходе которой «Полет» технически и технологически преобразился. Он стал единственным отечественным предприятием, где одновременно производили ракеты, спутники и двигатели для космоса.

МКС «ЭНЕРГИЯ-БУРАН»

Тридцать лет назад, 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала многоразовая космическая система «Энергия-Буран». Выведенный на околоземную орбиту космический корабль «Буран» совершил полет в автономном режиме продолжительностью 205 минут, за это время он совершил два витка вокруг Земли. Автоматическая посадка КК подобного класса (да еще в условиях шквального ветра) остается непревзойденным мировым достижением, как и созданная советскими специалистами система спасения экипажа. Данный факт – полет космического корабля в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера – вошел в книгу рекордов Гиннеса. Советскую МКС начинали создавать на пике гонки вооружений. При этом она опередила свое время: страна оказалась не готова к широкому использованию космического челнока…
Над созданием МКС работало около миллиона человек из 1200 организаций Советского Союза. В грандиозном проекте принял участие и наш «Полет». С 1978-го года на заводе было развернуто сложнейшее производство сверхмощных двигателей РД-170, РД-171 для РН «Энергия» и РН «Зенит», а в 1991 году героическими трудовыми усилиями тысяч полетовцев предприятие вышло на их серийное производство. Пять наших двигателей были аттестованы для использования на первой ступени РН «Зенит», общая цифра изготовленных в Омске ЖРД – 51.
Двигатели с самой большой в мире тягой 800 т (генеральные конструкторы В.П. Глушко, В.П. Радовский) по сути были техническим прорывом, в том числе для «Полета». За время создания двигательного производства объединение приобрело уникальный опыт, освоило новейшие технологии, значительно расширило парк оборудования, выстроило новые производственные корпуса. Завод участвовал и в сборке ракеты-носителя «Энергия» на Байконуре, где был развернут полетовский цех № 66Э.
По словам генерального директора головного разработчика «Бурана» научно-производственного объединения «Молния» Ольги Соколовой, советская программа создания многоразовых космических челноков «Энергия-Буран» официально все еще не закрыта: никто не решился взять на себя такую ответственность и, главное, в начале девяностых не нашлись средства на ликвидацию долгов предприятий и на положенную в таких случаях утилизацию оборудования. Поэтому существует лишь документ о том, что программа приостановлена.

РН «КОСМОС-3М»

Полвека тому назад, 11 октября 1968 года вышел исторический для «Полета» приказ министра общего машиностроения С.А. Афанасьева за номером № 346 о передаче Омскому авиазаводу серийного изготовления ракет-носителей 11К65М («Космос-3М») вместе с производством КА «Циклон-О» (11Ф617) и «Сфера» (11Ф621). Техническая документация на 11К65М была передана омичам в месячный срок. Завод получил также право на авторское сопровождение производства ракеты-носителя. Новые изделия называли изделиями 71 заказа, а наименование «Космос-3М» в первые было заявлено в СМИ много позже – 26 апреля 1994 года.
11К65М была создана в ОКБ-10 (г. Красноярск-26, гл. конструктор М.Ф. Решетнев). Это была доработка одноступенчатой баллистической ракеты среднего радиуса действия Р-14 (Днепропетровск, М.К. Янгель). На четверть века она стала основной продукцией нашего завода (с попыткой возврата к ней в конце 90-х): за это время было изготовлено 768 изделий двух модификаций.
Первый пуск красноярской 11К65 состоялся 18 августа 1964 года с космодрома Байконур. 16 июля 1965-го оттуда же впервые была запущена ракета-носитель 11К65М (потом «Космос-3М»).
В мае 1967-го она в первый раз стартовала с Плесецка, в январе 1973-го – с полигона Капустин Яр. Первая омская РН «Космос-3М» космического назначения стартовала с площадки Плесецка 21 октября 1969 года, а последний пуск нашего ракетного носителя легкого класса состоялся 27 апреля 2010 года – совместно с КА «Циклон-Б» – также с космодрома Плесецк.
Важной особенностью «Космос-3М» была ее универсальность. Она предназначалась для выведения КА на круговые, синхронно-солнечные и эллиптические орбиты, а также для запусков научно-исследовательских аппаратов по баллистическим траекториям. С помощью 11К65М было запущено около 400 космических аппаратов систем «Циклон», «Цикада», «Парус», «Сфера», «КОСПАС-САРСАТ», более 20 иностранных спутников. Благодаря «Космосу-3М» проводились астрофизические, технологические и другие эксперименты в интересах АН СССР, министерства обороны, отраслевых научно-исследовательских организаций, международной организации «Интеркосмос».
Швеция, Германия, Мексика, Великобритания, Индия, Корея, Турция, Нигерия вошли в группу стран космического присутствия. Есть еще одна славная страница в истории этой ракеты: «Космос-3М» выводила на эллиптические и орбитальные траектории автоматические модели самолетов по программе «Бор». В том числе для проведения исследований при создании КК многоразового использования «Буран».
По статистике безаварийной работы омский носитель сравним только с РН «Союз». С 1958 года изготовление ряда ракет стояло у нас на потоке. За десять лет технология производства, его культура достигли в Омске очень высокого уровня. Именно в этом залог уникальной надежности РН «Космос-3М». В 1995 году независимые американские эксперты оценили 18 типов носителей легкого класса, созданных в разных странах, и признали «Космос-3М» одним из самых совершенных, при коэффициенте надежности 95 (!) процентов. Бесспорное подтверждение полетовских заслуг.

Галина МАКАШЕНЕЦ

Отредактировано zandr (16.03.2019 12:44:39)

88

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/me … age1838932

Salo пишет:
http://www.profpolet.ru/wp-content/uplo … l-2019.pdf
О ПРОБЛЕМАХ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Польза от профессионального общения очевидна, взаимодействие партнеров помогает наметить пути решения многих серьезных проблем. Так было и на этот раз. В рамках обмена опытом ПО «Полет» посетили специалисты АО «РКЦ «Прогресс» (Самара) и ЗАО «Сеспель» (Чебоксары).

Из Самары приехали первый заместитель генерального директора АО «РКЦ «Прогресс» – гл. инженер А.В. Кочетков, гл. сварщик В.И. Бобринский, зам.гл. технолога С.П. Грошев; из Чебоксар –
генеральный директор ЗАО «Сеспель» В.А. Бакшаев, гл. инженер В.И. Индубаев, гл. конструктор И.Н. Ивашкин и другие. Научную сферу представляли зам. директора по научной работе ФГАУ
«Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана» М.В. Григорьев (Москва), старший научный сотрудник института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук В.Е. Рубцов (Томск).
День визита (17 января) начался с проведения совещания у и.о. руководителя омского филиала АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» – директора ПО «Полет» В.М. Шулико, где говорилось о намерениях наших гостей и о применяемых на «Полете» современных технологиях для изготовления РН «Ангара».
Речь шла о ротационной вытяжке, зеркальном фрезеровании, о сварке трением с перемешиванием – том направлении, где «Полет» во многом выступает как первопроходец.
Самарцы, следуя современным тенденциям, поставили цель производить свою тяжелую ракету «Союз-5» с использованием фрикционной сварки (трением с перемешиванием). Причем их подход к созданию сварочного оборудования принципиально отличается от того, что в свое время взял за основу «Полет», а также наш партнер – итальянская фирма FPT. И свои сварочные установки «Прогресс» заказывает не в Италии, а на чебоксарском машиностроительном предприятии «Сеспель».
Задача большой команды омских гостей состояла не только в детальном ознакомлении с оборудованием и оснасткой для фрикционной сварки. Важно было внимательно посмотреть, каким
путем шел «Полет», с какими тонкостями, проблемами и неудачными решениями столкнулся он в период создания специализированного участка бакового цеха, а также при освоении сварки на образцах. Взять хотя бы требования к фундаменту для сварочных установок, которые иначе как жесточайшими не назовешь…
Трудностей и рисков на новой дороге никому не избежать, но учиться на чужих ошибках, получать необходимые консультации, обмениваться опытом – подход единственно верный и, как выяснилось, взаимовыгодный.
«Такие встречи важны для повышения квалификации, расширения профессионального кругозора, для пополнения знаний по теме фрикционной сварки.
Для меня как специалиста важно знать, какими путями идет ее развитие в России, чем занимаются наши коллеги в других городах. Мы договорились, что и дальше будем участвовать в подобных совместных консультациях», – отметил зам. главного сварщика ПО «Полет» А.С. Оксенюк.
О своих проблемах специалисты говорили на одном языке. Например, весьма конструктивным было общение начальника бюро неразрушающих методов контроля отдела 17 О.В. Власовой и специалиста, который в деле сварки собаку съел, представителя Бауманки М.В. Григорьева. И наша Ольга Владимировна перед научным авторитетом нисколько не стушевалась, по теме качества контроля сварных швов беседа шла со взаимным профессиональным интересом.
На территории «Г» гости посетили участок фрикционной сварки ДСЕ корпусов топливных баков УРМ-1 РН «Ангара», ознакомились с процессом сварки обечаек на установке KR001, обсудили ряд технических и технологических вопросов. Вызвали интерес также комплекс для зеркального фрезерования «Дюфье», станок для раскатки обшивок днищ «Ляйфельд» – то современное и перспективное оборудование, которое найдет применение в создании поточного производства РН «Ангара» на «Полете». Здесь, возможно, дело дойдет и до получения заказов из Самары. Не секрет, вопрос взаимодействия космических предприятий ставится сегодня на самом высоком уровне, взаимовыгодная кооперация – одна из перспективных задач дальнейшего развития космической отрасли России.
Что касается продвижения работ по защите технологии полетовской фрикционной сварки, то на данном этапе приходится ждать необходимых согласований и в дальнейшем – открытия финансирования. Дело за рассмотрением документации со стороны КБ «Салют» и последующих инстанций в лице отраслевых институтов.

http://s7.uploads.ru/BrhYw.jpg
Галина МАКАШЕНЕЦ
Фото Анатолия РОГОЗИНА

ШАРОБАЛЛОНЫ ИЗ ТИТАНА
Установкой титановых шаробаллонов (ТШБ) на ангарские изделия «Полет» занимается со времени изготовления второй летной «Ангары-А5». После перерыва в начале осени 2018 года к нам поступила первая партия воронежских изделий, освоенных с применением ряда передовых технологий. Взаимовыгодное партнерство с ВМЗ продолжается. Очередная партия шаробаллонов, предназначенная для 602-й машины, находится в работе с середины января 2019 года.
У нас 130 и 25-литровые шаробаллоны проходят входной контроль, затем идет установка этих изделий внутри бака-окислителя и обвязка их коллекторами и трубопроводами. Последние изготавливаются по месту (на первом этапе) или по эталону. Эталонирование, конечно, требует времени и особых усилий: после примерки на изделие партия эталонов утверждается документально и затем изготавливается на всю серию машин.
Установка воронежских ТШБ потребовала предварительной подготовки. Были внесены необходимые поправки в КД, затем в конце октября 2018 года представители ВМЗ привезли в Омск свое оснащение и совместно с полетовцами выполнили доработку изделия. После промывки внутренних полостей шаробаллонов хладоном специалисты ПО «Полет» провели контроль чистоты промывочных жидкостей. Эта работа была выполнена с положительным результатом и в заданный срок. Назовем специалистов бакового цеха, занятых в установке шаробаллонов. Это слесари МСР В.Н. Старцев, В.Д. Романовский, Ю.А. Бугаев, А.Ш. Исабаев, С.И. Новиков; начальники участка
сборки и сварки корпусов баков Д.А. Беликов, Д.В. Корнейчук.
Титановые шаробаллоны представляют собой герметичные сферические конструкции, в которых под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей.
К 2023 году ВМЗ планирует серийно производить четыре типа таких изделий объемом от 25 до 130 литров.

ОТСЕКИ - В РАБОТЕ
Этот рабочий момент наш фотокорреспондент Анатолий Рогозин «поймал» в 26-м цехе объединения: комплексная бригада (с участием мастера и закрепленного за участком контролера) обсуждает вопрос установки монтажей по ходу изготовления 292-го отсека тяжелой «Ангары-А5» 753-й серии.
Надо сказать, объем работы по 291-му и 292-му отсекам в цехе большой, загрузка у коллектива на сегодняшний день полная. Есть и очередные, уже вступившие в силу (на момент верстки номера) задачи – изготовление 700-го отсека для 602-й и 603-й легкой «Ангары», работа над головным обтекателем для 602-й машины, пуск которой запланирован на конец текущего года.
В этой бригаде оптимально сочетается опыт и молодой напор, мастерство и высокое мастерство; коллектив – из лучших в 26-м цехе. На снимке слева направо: сборщик-клепальщик В.П. Морозов, слесарь-сборщик В.И. Коротков, сборщик-клепальщик Е.В. Сухобоченко, контролер 6-го разряда отдела 95 С.В. Полтавцева, сборщик-клепальщик С.Ю. Артемьев, сборщик-клепальщик А.А. Галютин, мастер участка В.Я. Милюхин, слесарь-сборщик Г.А. Гаража.
http://s9.uploads.ru/MqR3F.jpg

Отредактировано zandr (16.03.2019 12:46:24)

89

Попробую сделать вытяжку из интервью А.Г.Варочко "Коммерсанту" - https://www.kommersant.ru/doc/3917117

— А есть будущее у московской площадки?
...
Кроме того, из-за того, что раньше ряд компетенций были переданы Омску и Усть-Катаву, в результате получился технологический разрыв по изготовлению, поэтому часть технологических процессов пришлось восстановить на московской площадке и для ракет «Ангара» и «Протон», и разгонных блоков. Сегодня здесь вся производственная цепочка работает, необходимо изготовить еще 12 машин «Протон», к ним разгонные блоки, головные обтекатели. Что касается изготовления ракеты «Ангара», здесь до 2023 года будет проходить сборка в 128-м корпусе.
...
— Когда ждать следующего пуска «Ангары-А5»?

Пуск запланирован на 2019 год. Сборка машины была завершена в сентябре прошлого года, сейчас специалисты ведут документальную отработку, поскольку срок изготовления этой «Ангары» был достаточно длительный. Все технические детали отработаны: осталось только провести пневмоиспытания третьей ступени ракеты и ее центрального блока. После уже доставляем ее на космодром Плесецк и осуществляем пуск.

— А легкая «Ангара» в каком состоянии находится?

— У нас срок изготовления этой машины заявлен на конец года, но здесь есть очень напряженный момент. На второй ступени мы должны провести огневые испытания. И здесь у нас идет отставание: в соответствии с утвержденным ранее графиком оно превышает полтора месяца. Эта машина должна была быть изготовлена еще в 2016 году, а фактически ее сборка началась только в феврале 2018 года. Так или иначе, но нам до конца года нужно пройти огневые испытания — срок ее поставки стоит уже на этот год. Плюс ко всему под «Ангару-1.2» в омском объединении «Полет» строится контрольно-испытательная станция. Мы планируем к концу мая практически все там смонтировать, а дальше — примерно до августа — провести пусконаладочные работы.

— Заказов хватает?

— У нас есть заказ по линии Минобороны и есть заказы по линии «Роскосмоса» в рамках опытно-конструкторской работы «Амур». Это аналогичная машина, только создаваемая под пуски с космодрома Восточный. Меня радует тот факт, что на омской площадке, где будет развернуто основное производство универсальных ракетных модулей, построено самое современное производство — нигде в России такого нет. И то, что оно будет загружено полностью, у меня сомнений не вызывает ни на секунду.

— Там строительные работы уже завершены?

— Все строительные работы проведены, мы устранили почти все замечания. Осталось одно замечание по фасаду, его нужно будет устранить, чтобы полностью ввести корпус в эксплуатацию. А ввод корпуса в эксплуатацию мне даст акт готовности омской площадки к производству машин. У нас остались еще узкие места, которые предстоит расширить: составить маршрут таким образом, чтобы максимально расширить участки прохождения уже собранных ракет. Это необходимо сделать для того, чтобы в год «Полет» выпускал две тяжелые «Ангары» и одну легкую.

— Этого достаточно или есть возможность увеличить серию?

— Теоретически, препятствий для увеличения ежегодно производимого числа ракет не вижу. Что для этого надо сделать? Смотрите, сам корпус, в котором ведется сборка, построен. Но он дальше технологического участка. Нам нужно вложить примерно 179 млн руб. в достройку, которые мгновенно нарастят мощность производства до 24 универсальных ракетных модулей (первая ступень ракеты «Ангара».— “Ъ”). На сегодняшний день я могу делать только 11 единиц: потому что, например, есть только одно рабочее место под пневмоиспытания. Так или иначе, но заказы, которые у нас есть по линии Минобороны, мы обязаны выполнить в срок. Чтобы график, утвержденный с военными по поставке трех, четырех, пяти, шести тяжелых машин, не сбился.

— Когда третью «Ангару-А5» должны передать военным?

— Мы должны передать машину госзаказчику в 2020 году, и с ПО «Полет» мы должны получить полный комплект окончательно изготовленных универсальных ракетных модулей для проведения окончательной сборки на московской площадке.

— Окончательная сборка будет вестись в Москве?

— Не только сборка, но и испытания. Третья ступень «Ангары» собирается, кстати, на нашем заводе в Филях.

— И долго так будет продолжаться?

— До тех пор, пока мы в рамках ОКР «Амур» не отработаем технологию изготовления третьей ступени на омской площадке. Это же не так все просто: передав документацию, нужно проводить освоение производства, защитить квалификацию персонала. Считайте, что заново начинаем, открываем и проводим опытные работы. Но это надо сделать. Тем более что там будут применяться иные технологии, которые позволят в значительной степени облегчить машины. Если говорить по весу, то 2,7 тонны уйдет только при сборке первой ступени «Ангары».

— Полезную нагрузку для «Ангары-А5» уже выбрали или будет массогабаритный макет запускаться?

— Решение по полезной нагрузке для пуска «Ангары-А5» будет принято в июле-августе. Право ее выбора принадлежит военным. Но я могу точно сказать, что речи о запуске массогабаритного макета не идет. Более того, раскрою небольшой секрет: вместе с основным спутником может быть даже небольшой коммерческий космический аппарат в виде попутной нагрузки.

— Когда ждать пуска с Восточного?

— Я бы не хотел этот вопрос комментировать. Машина будет готова в срок, здесь у меня сомнений нет, но отправить ее мы сможем туда только исходя из готовности космодрома.

— Стартового стола и технического комплекса?

— Именно. Администрация «Роскосмоса» абсолютно правильно приняла решение пойти по пути унификации. Были рассмотрены вопросы о том, какой должен быть стартовый стол, под какую машину, с учетом каких модификаций. Если строить стартовый стол, то он должен быть адаптирован к пускам практически всех модификаций «Ангары».

— Чем вообще отличаются стартовые сооружения на Восточном и на Плесецке?

— Да всем, если так прикинуть. В Плесецке стартовый стол не создавался с нуля, там пошли по пути его модернизации от «Зенита» под «Ангару». Более того, на Восточном ряд систем будет завязан с системами первой очереди космодрома, что, как я считаю, тоже правильно.

— Я правильно понимаю, что модификация «Ангара-5В» с водородной ступенью делается исключительно под Восточный?

— Да. И в конечном счете, там будет учтена возможность доработки ее под вариант «Ангара-5П», то есть под пилотируемую программу.

— Ведете с кем-нибудь коммерческие переговоры по «Ангаре»?

— Ведем. У нас есть один контракт, который для меня, кстати, является долговым — на поставку Южной Корее «Ангары-1.2». Она сейчас изготавливается, но у них есть свои сложности по полезной нагрузке, поэтому пока пуск с 2020 года немножко смещается вправо.
....


То, что большим шрифтом - это пипец ИМХО.
Закладывалось 120 УРМов в год, потом было снижение до 60-и ЕМНИП, а по факту выходит 24 УРМа после достройки
Но может оно и лучшему - 4 тяжелых и 4 легких в год как-то пристроить можно. На 2 космодрома, ессно.

Отредактировано ZOOR (21.03.2019 19:21:14)

90

Ну, я за Ангару-А5. Прекрасно понимаю тех кто ратует за Протон. Но...надо идти дальше и исключительно из-за экологии. А потом непрофильные расходы ЗИХа. Варочко не говорил про ЖКХ, про пионерские лагеря, здравницы? Может и нужно, но не в Москве. Пусть вешают все на бюджет Москвы. Да, вначале "писк" будет, а потом поймут. Я знаю одно предприятие Рскосмоса в области. Так они котельную поселка содержали! Вот они деньги то. Иное дело в Нижней Салде или в Усть-Катаве. Там только эти предприятия! В общем проблемы надо решать и решить их можно.

Отредактировано Сергей Подкорытов (29.03.2019 19:40:48)