novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Информация. Новости космонавтики. » Космические музеи


Космические музеи

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/fo … opic10178/
автор: Tiger

2

http://www.russian.space/1665/

В филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» открылся музей истории и развития космодрома Восточный
http://sh.uploads.ru/Iw8xu.jpg
19 января состоялся День открытых дверей в Музее истории создания и работы космодрома Восточный. Семьи сотрудников филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» смогли увидеть экспозицию, посвященную первому запуску с космодрома, который состоялся 27 апреля 2016 года, побывать в космосе на кресле виртуальной реальности и узнать об особенностях самого современного космодрома России с использованием медиа-панели.
Музей истории создания и работы космодрома Восточный создается по инициативе филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» в административном здании Промышленной строительно-эксплуатационной базы. В дальнейшем здесь появятся экспозиции посвященные Истории создания космодрома Восточный, городу Циолковский – его истории и развитию, Всероссийской студенческой стройке. Здесь можно будет узнать о предприятиях ракетно-космической отрасли, которые работают на космодроме, посмотреть фотографии основных событий, произошедших на Восточном с момента его основания, увидеть фото людей, внесших вклад в строительство и развитие космодрома, и множество других экспозиций, касающихся истории и развития российской космонавтики.

3

https://ria.ru/20190405/1552425948.html

Макет лунной базы появился в Московском планетарии
http://sh.uploads.ru/sM5mR.jpg
http://s8.uploads.ru/DOSQK.jpg
МОСКВА, 5 апр – РИА Новости. Экспозиция "Макет лунной базы" появилась ко дню космонавтики в Московском планетарии, сообщает в пятницу пресс-служба планетария.
"Ко дню космонавтики в музее Урании открылась новая экспозиция "Макет лунной базы", разработанная в соответствии с Федеральной космической программой по освоению Луны. Базу планируют развернуть в районе южного полюса спутника Земли", - говорится в сообщении.
Отмечается, что интерактивный макет состоит из трех блоков. В первом посетители смогут ознакомиться с планируемыми к отправке в скором будущем российскими автоматическими станциями Луна-25 ("Глоб"), Луна-26 ("Ресурс-1") и посадочными Луна-27 ("Ресурс-2), Луна-28 ("Грунт") и Луна-29.
Следующие два блока рассчитаны на длительное пребывание людей. Они состоят из астрофизической станции, радиотелескопа, энергетической станции, научно-производственных модулей и научно-жилого комплекса с тепличным модулем. Также будут представлены транспортный и исследовательский луноходы, пилотируемый корабль "Федерация", обсерватория и взлетно-посадочный корабль.

4

https://www.youtube.com/watch?v=7yIkRTOlnu8

История, превращенная в наследие 
Космический центр "Южный"
23:47
Документальный фильм телевизионного отдела Космического центра "Южный" об уникальном Музее космодрома Байконур.

Ссылка на виртуальную версию музея: http://www.russian.space/582/

5

http://www.khrunichev.com/main.php?id=1&nid=3693

Открылась обновленная выставочная экспозиция, посвященная истории Центра Хруничева
11.04.2019
Накануне Дня космонавтики в Москве состоялось торжественное открытие выставочной экспозиции ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - обновленного музея истории предприятия. 
Музей располагается теперь в новом здании по адресу: улица Новозаводская, дом 18, корпус 1.  Перед входом в здание выставочной экспозиции установлен 14-метровый макет ракеты-носителя «Ангара-А5».

На церемонии открытия присутствовали сотрудники и гости, красную ленточку разрезали генеральный директор Центра Хруничева Алексей Варочко и глава Управы района Филевский парк Роман Мирошниченко.
Алексей Варочко сердечно поблагодарил ветеранов, молодых специалистов и всех сотрудников предприятия, которые приняли участие в воссоздании музейной экспозиции Центра Хруничева. Генеральный директор сообщил, что всего за 4 месяца было подготовлено современное помещение для музея и проделана огромная работа по воссозданию и обновлению материалов экспозиции. «Все это было сделано руками сотрудников предприятия, без привлечения сторонних организаций», - подчеркнул А.Варочко. Генеральный директор призвал всех, кто в разные годы был связан с предприятием, пополнить фонд музея фотографиями, документами и другими экспонатами. 
Р. Мирошниченко отметил, что открытие музея Центра Хруничева – важное событие для всего района, а также для Москвы и российской космонавтики. 
Во время мероприятия работникам Центра Хруничева за добросовестный труд и высокие производственные показатели вручили почетные грамоты, благодарности и медали Госкорпорации  «Роскосмос», Министерства обороны и Центра Хруничева.  Сотрудники, которые принимали активное участие в обновлении музея, были отмечены благодарностями генерального директора предприятия.
Новая музейная  экспозиция Центра Хруничева  разместилась в нескольких тематических залах,  посвященных важнейшим этапам более чем вековой истории предприятия. Залы отвечают всем требованиям к проектированию и оборудованию современных  музеев. Богатый информационный  материал, уникальные экспонаты, использование интерактивных технологий, особый «космический» профиль экспозиции делают ее интересной посетителям всех возрастов. Технологии виртуальной реальности позволяют увидеть объемные изображения узлов и агрегатов ракет-носителей, перемещать изделия. Для юной аудитории представлена интерактивная игра-викторина.
Цель концепции музейной экспозиции  - показать пройденные Центром Хруничева вместе со страной суровые испытания и сохранить преемственность славных трудовых традиций предприятия для будущих поколений.
Музей  Центра Хруничева должен стать центром притяжения для всех,  кто интересуется историей нашей страны, отечественным машиностроением,  достижениями в авиастроении и освоении космоса,  настоящим и будущим космонавтики. Поэтому его двери открыты не только для работников Центра Хруничева и коллег по отрасли, но и для школьников, студентов и всех тех, кому интересны вехи истории крупнейшего предприятия столицы.
Музейный фонд предприятия собирался более пятидесяти лет. 4 ноября 1967 г. к 50-летию Октябрьской революции во Дворце культуры им. С.П. Горбунова был открыт музей предприятия, который до 1996 г. назывался «Музей революционной, боевой и трудовой славы завода». После создания в 1993 г. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, А.И. Киселев (директор предприятия в то время) издал приказ переименовать музей славы завода в «Музей истории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Некоторое время экспонаты музея находились на хранении вследствие переезда из Дворца культуры.  В 2018 году, Распоряжением генерального директора ГКНПЦ им М.В. Хруничева А.Г. Варочко, начались масштабные работы по воссозданию выставочной экспозиции предприятия.

6

https://ria.ru/20190630/1556062393.html

Астронавт НАСА восхитился музеем космонавтики в Москве
МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Американский астронавт Эндрю Морган, отправляющийся на Международную космическую станцию (МКС) в конце июля, восхитился Московским музеем космонавтики.
Ранее сообщалось, что запуск пилотируемого корабля "Союз МС-13" с космодрома Байконур планируется на 20 июля в 19.28 мск. На нем на МКС отправятся россиянин Александр Скворцов, итальянец Лука Пармитано и американец Эндрю Морган.
"Один из самых классных космических музеев-памятников, которые я посещал: Мемориальный музей космонавтики в Москве. Мысленно настраиваюсь на полет на (космодром) Байконур, Казахстан, через несколько дней для карантина и завершающей подготовки (к полёту)!", - написал Морган в Twitter.
Свое сообщение он сопроводил фотографиями монумента "Покорителям космоса", в основании которого находится московский музей космонавтики, и скафандра "Беркут", в котором Алексей Леонов впервые в мире осуществил выход в открытый космос.

7

https://argumenti.ru/society/2019/07/622264

Покушение на ЦАГИ

№ 28(672) от 24.07.19 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Покушение на ЦАГИ
https://imgurl.argumenti.ru/news/id/622264.jpg

Фото РИА НОВОСТИ

В распоряжение редакции «Аргументов недели» попал убойный документ, который вызывает массу вопросов к уровню компетентности руководителей авиационной науки и отрасли в целом. Мы помним ликвидацию Саратовского авиазавода, прошли уничтожение Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) и удушение аффилированного с ним НПО «Молния» (многоразовые космические аппараты – их конёк), сейчас наблюдаем утилизацию ракетно-космического центра им. Хруничева. На очереди – знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ»). Если быть точным, Научно-исследовательский Московский комплекс ЦАГИ – НИМК ЦАГИ.

ЦАГИ сдают в музей?

Парадокс – в год 100-летия знаменитого центра авиационной науки, куда с проблемами идут авиастроители всего мира, чиновники пытаются отгрызть заметный кусок этого бриллианта российского авиапрома. Но сначала только факт – к заместителю председателя правительства РФ Юрию Борисову официально обращается генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр им. Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов. Процитирую все основные позиции документа, чтобы избежать обвинений, что «не так понял»:

«В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. №2489-р «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества ФГУП «ЦАГИ». В хозяйственном ведении ФГУП «ЦАГИ» находятся следующие объекты недвижимого имущества федеральной собственности, расположенные по адресу: Москва, ул. Радио, д. 17, корп. 5, 10, 12 соответственно:

– Научно-мемориальный музей Жуковского… общей площадью 1093, 9 кв. метров;

– Аэродинамическая лаборатория с трубой и ветросиловой башней… общей площадью 3 656, 90 кв. метров;

– Гидродинамический бассейн… площадью 7 333, 4 кв. метров,

являющиеся объектами культурного наследия».

То есть ЦАГИ лишь ведёт в своих лабораториях научную и исследовательскую деятельность. А собственник имущества – НИЦ. Через НИЦ также финансируются работы, «заказывается музыка». Возвращаемся к документу:

«Указанный комплекс зданий включает первую аэродинамическую трубу, спроектированную и построенную основоположниками русской авиационной промышленности, учёными и конструкторами: Н.Е. Жуковским, А.Н. Туполевым, С.А. Чаплыгиным, С.П. Королёвым, предназначенную для крупногабаритных моделей самолётов, представляющую особую уникальность и ценность, историко-технический и культурный интерес для Российской Федерации. Кроме того, комплекс указанных зданий имеет не только историческую, но и архитектурную ценность, являясь одним из ярких образов конструктивизма в городе Москве».

То есть к 1-й тыс. кв. метров музея профессора пристегнули 10 тыс. кв. метров лабораторий и уникальный гидродинамический бассейн. И обратите внимание – какая забота об исторической и культурной ценности объектов! Продолжим:

«В ближайшей перспективе указанные объекты ФГУП «ЦАГИ» как объекты экспериментальной базы использовать не планируется. Данные объекты могут быть использованы организациями культуры для размещения музея с экспозицией авиационной направленности в целях демонстрации и популяризации отечественного авиастроения. В научно-мемориальном музее Н.Е. Жуковского собрана обширная коллекция вещей, книг, документов, образцов, моделей, конструкций и иных экспонатов, связанных со становлением и развитием русской авиационной промышленности.

С учётом изложенного прошу Вас дать поручение Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность о передаче федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Политехнический музей» (город Москва) либо иному государственному учреждению культуры вышеназванных зданий, являющихся объектом культурного наследия и имеющейся коллекции».

Россыпь чудес

Начинаю обзванивать специалистов. Все без исключения сначала не верят: «Не может быть! Да эта лаборатория для ЦАГИ – курица, несущая золотые яйца! А опытовый бассейн…» Специалист в области прикладной аэродинамики, механики полёта и проектирования летательных аппаратов, член-корреспондент РАН, директор ЦАГИ в 1998–2006 годах Владимир Дмитриев осторожно намекнул:

– Наверное, вы не так поняли, они, скорее всего, только музей Жуковского хотят передать Министерству культуры.

Пришлось разочаровать уважаемого учёного. А почему не верили, совершенно ясно.Гидродинамический бассейн Московского комплекса ЦАГИ – единственный в стране, где можно отрабатывать контакт с водой высокоскоростной техники, даже исследовать проблемы вынужденных посадок летательных аппаратов сухопутного базирования. Да-да, тот самый бассейн, который спроектировал в 1925 году А.Н. Туполев и который хотят сплавить музею. Достижения научной школы Московского комплекса ЦАГИ позволили создать такие объекты, как: суперкавитирующую подводную ракету-торпеду «Шквал», МКБР «Булава» (в части подводного старта), подводные пули, судовые интерцепторы (установлены на скоростных пограничных катерах серии «Соболь», военных катерах типа «Мираж» и др.), гидросамолёты-амфибии Бе-200, экранопланы «КМ», «Орлёнок», «Лунь» и др. Здесь их учили приводняться и взлетать. Здесь Бе-200 подарили возможность за 10 секунд, не теряя скорости, набирать в баки для тушения пожара 12 тонн воды. Применение современных технологий позволит улучшить эти и будущие перспективные объекты по отдельным основным параметрам в разы. Можно возразить, есть же Крыловский центр в Санкт-Петербурге, там тоже занимаются гидродинамикой. Занимаются, но для кораблей. А посадочная скорость того же Бе-200 – 240 км/час.

Удивительные аэродинамические трубы позволяют проводить нестационарные испытания экранопланов – когда модель колеблется в потоке, вблизи экрана. Просчитать это математически невозможно, можно только измерить, зафиксировать экспериментальным путём. Корни аварий небольших экранопланов «Орион-20», «Иволга», случившихся несколько лет назад, в том, что их моделям не удалось попасть в эту лабораторию, с них не сняли аэродинамические характеристики. А одна из аэродинамических труб у далёких основателей ЦАГИ получилась с самым чистым в мире, без турбулентности, воздушным потоком. Высокоточный инструмент! Тоже в музей?

Наиболее востребованным в настоящее время является направление авиационной акустики. Обеспечение соответствия нормам по шуму является сферой конкурентной борьбы и ограничений, вводимых ИКАО на полёты наших самолётов. Исследования акустиков НИМК ЦАГИ не раз спасали отечественные авиалайнеры от запретов на полёты. Тоже в музей, а акустиков туда экскурсоводами?!

А ещё есть промышленная аэродинамика, системы вентиляции и охлаждения, течения в воздушных каналах, вентиляторы всех типов, взлётно-посадочные устройства, аэродинамика зданий, памятников и сооружений. Например, мост на остров Русский во Владивостоке эту лабораторию прошёл и служит жителям Приморья.

В России и мире интенсивно ведутся исследования по массовому применению беспилотной авиационной техники перевозки пассажиров. В Московском комплексе ЦАГИ есть целый ряд прорывных технологий в этой сфере, на основе которых страна может совершить научно-техническую революцию.

Важнейшим направлением работ НИМК ЦАГИ является комплекс исследований по обеспечению авиационной транспортной доступности Арктической зоны РФ на основе авиационных комплексов безаэродромного базирования – самолёты местных воздушных линий расширенных возможностей, с шасси на воздушной подушке, сверхкороткого взлёта-посадки. Соответствующие предложения сформированы и включены Минпромторгом РФ в проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Махнём не глядя!

Следующий пункт обращения к вице-премьеру ставит всё на свои места: «Федеральному агентству по управлению государственным имуществом рассмотреть возможность о предоставлении ФГУП «ЦАГИ» площадей взамен вышеназванных зданий, а также в рамках расширения функционала ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и во исполнение подпункта «в» пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. №558-р в целях обеспечения формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения научно-технологического прорыва в области развития приоритетных направлений науки и технологий в Российской Федерации, определения правовых и организационных основ деятельности новых научных инновационных структур в связи с необходимостью создания конкурентоспособных образов авиационной техники, использования технологий авиастроения в интересах различных областей хозяйственной деятельности прошу рассмотреть возможность в предоставлении в пользование ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» объектов недвижимого имущества, расположенных в городе Москве в районах с развитой транспортной инфраструктурой в непосредственной близости от органов исполнительной власти, государственных учреждений, ведущих организаций науки, образования и промышленности, не требующих проведения капитального ремонта». И подпись «С глубоким уважением, Генеральный директор А.В. Дутов».

За словесной вязью о «создании конкурентоспособных образов авиатехники» видно одно – чиновникам НИЦ хочется иметь офис поближе к Кремлю. Выходит, ради этого можно безвозвратно угробить целые направления в науке – московские квадратные метры стоят любой подлости? В суровом декабре 1918 года отец русской авиации Н.Е. Жуковский принял предложение молодой власти и именно здесь, на улице Радио (в то время Вознесенской), создал центр аэрогидродинамики и вместе с ним заложил фундамент всей отечественной авиационной науки и промышленности. Сейчас какой-то ничем не примечательный Почётный судостроитель (заработал звание за год работы директором Крыловского центра!) Андрей Дутов его уничтожает. Что это – пробный шар, «хотелки» верного сподвижника экс-вице-премьера Бориса Алёшина, которого многие обвиняют в развале отечественного авиапрома?

Или, что ещё хуже, всё очень похоже на целенаправленную ликвидацию огромного пласта отечественной науки, граничащую с госизменой.

    Кто обеспечивает рывок в авиационной науке

    ГОЛОВНУЮ, так сказать, организацию, НИЦ им. Н.Е. Жуковского, сейчас возглавляет человек, не имеющий никакого отношения к авиационной науке, выпускник Московского финансового института 1986 года. Андрей Дутов после службы в Вооружённых силах с 1991 до 1998 года тянул лямку в банках на руководящих должностях. А потом попёрло! По всем статьям – начальник. Был и руководителем Роспрома, и генеральным директором Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), и замминистра промышленности и торговли. Член Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию. Входит в состав Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации. По «дороге» в верха банкир успел стать доктором технических наук. Сейчас в «Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» он генеральный директор, а его старший товарищ академик РАН Борис Алёшин там же научный руководитель и председатель наблюдательного и экспертного советов.

8

https://ria.ru/20191105/1560483092.html

Фаина Рублева: наблюдаем планеты, двойные звезды и туманности из Москвы
Московскому планетарию 5 ноября исполняется 90 лет. Это самое старое подобное заведение в России и одно из самых больших в мире. Сейчас это не только обсерватория для наблюдения Луны и планет, не только зал для просмотра фильмов о Вселенной и специальный интерактивный музей по астрономии и физике, но и место для романтических свиданий, проведения детских праздников и групповых квестов.
О том, как возникла идея создания Московского планетария, чем он готов удивить своих посетителей и можно ли через московское небо увидеть далекие планеты, в интервью корреспонденту РИА Новости Денису Кайырану рассказала научный директор Московского планетария Фаина Рублева.

— Можете рассказать, как зарождался планетарий, какой путь он прошел за 90 лет и что представляет собой сейчас?
— В 1927 году было решено, что раз Москва это столичный город, то его жители достойны, чтобы в городе был планетарий. К тому времени только в трех европейских столицах были такие учреждения – Берлине, Вене и Риме. Первые американские планетарии появились позже.
Родиной планетариев можно считать Германию, поэтому перед тем, как построить его в Москве, в Германию направили делегацию изучить опыт. На строительство Московского планетария дали 250 тысяч золотых рублей. По тем временам это была очень большая сумма, ее хватило и на постройку особенного здания и на закупку хорошего цейсовского оборудования. 5 ноября 1929 года планетарий открылся.

— Какую основную функцию нес планетарий, когда только появился?
— Он задумывался как просветительский центр, потому что в России в то время был очень низкий уровень грамотности. Нужно было повышать его, показывать людям устройство Земли и Солнечной системы, рассказывать, как устроен мир. Мы помним, что очень сильна была атеистическая пропаганда. Планетарий был одним из инструментов, который формировал естественно-научную картину мира.
Конечно, для москвичей это было чудом из чудес – как само здание с серебряным куполом, так и звездное небо на куполе, возникавшее по команде лектора: "Внимание, включаются звезды". Это было шоу, люди абсолютно завороженные смотрели на это чудо.
Планетарий развивался, читались лекции. В обществе был огромный интерес к знаниям, такой невероятный подъем. И этот интерес нужно было поддерживать. В 1937 году в планетарии заработал научно-звездный театр, в котором ставили тематические спектакли о великих мыслителях, астрономах, например, открытиях Галилея. Театр работал до войны.

— А в войну?
— Планетарий работал всю войну, только два месяца был закрыт, при этом на прилегающей территории располагалась зенитная батарея и солдаты сидели в окопах с касками. Сейчас я смотрю на фотографии тех лет и они меня поражают. Проводились лекции, работали астрономические кружки. Наверное, людям хотелось как-то отвлечься в военное время.
А когда война закончилась, появились новые силы и новые идеи. Реализовали задумку, которая появилась еще до войны, — создали астрономическую площадку, которую мы сегодня называем "Парк неба". Там стояла обсерватория, приборы, инструменты. Это был чудесный уголок природы – и земной, потому что там был зеленый парк, и небесной, потому что можно было в телескоп посмотреть и узнать, проверить ход своих часов по солнечным часам.

— В послевоенное время отношения с компанией Карла Цейса не прекратились?
— Нет. Удивительно то, что наша дружба с заводом Карла Цейса продолжается и по сей день. Первый аппарат для показа звездного неба немецкая компания изготовила в 1929 году. Второй аппарат был заказан через 46 лет. А уже к 50-летию получили аппарат "Планетарий" с автоматизированной системой управления. И когда начался ремонт в 1994 году, мы по традиции обратились к коллегам, хотя на рынке были уже представлены и японские, и французские аппараты. Закупили "Универсариум-М9" последнего поколения. Планетарии – это очень дорогостоящие приборы. Их обычно выпускают не специализированные предприятия, а большие заводы. Ведь не так часто их заказывают, даже не раз в год, поэтому держать целое производство невыгодно.

— Как планируете отмечать 90-летие Московского планетария? Будут ли какие-то специальные мероприятия?
— Широко и весело. Мы представим новый фильм. С 1994 по 2011 год планетарий не работал, мы немножко отстали в производстве фильмов. За это время проекционные и цифровые технологии шагнули вперед. Появились полнокупольные фильмы. Мы не умели этого делать. Когда планетарий открылся, мы закупили лучшее, что было на рынке, – американские и европейские полнокупольные фильмы. Конечно, нам хотелось, как ведущему планетарию не только в стране, но и одному из ведущих в мире, тоже выйти на этот уровень и начать производство контента. Сейчас выпускаем уже третий фильм — "Разноцветная вселенная". Премьера состоится 5 ноября для гостей планетария, а уже 6 ноября для обычных посетителей.

— О чем этот фильм?
— Он об исследованиях Вселенной в различных диапазонах электромагнитного спектра. Мы привыкли видеть мир глазами, но они видят очень узкий диапазон, он называется оптический. Есть другие диапазоны – радио, ультрафиолетовый, рентгеновский, гамма-диапазон. Раньше не было инструментов, которые работали бы в этих диапазонах. Потом появились такие телескопы, в том числе космические, и мы увидели объекты, которые в оптическом диапазоне мы воспринимаем в одном виде, а в других диапазонах выглядят совершенно по-другому. Некоторые расцвели как необыкновенные цветы. Поэтому мы решили сделать фильм именно об этом, чтобы люди увидели то, что не видно простым человеческим глазом.

— Какие новые экспонаты появятся в планетарии?
— Недавно у нас появился экспонат "Труба Ломоносова". Он пополнил коллекцию действующих макетов старинных телескопов. До этого мы воссоздали макет телескопа Галилея. По сути, это реплика оригинального устройства, которое хранится в музее во Флоренции. Также мы создали уменьшенный макет телескопа Гершеля. Сам он огромный, поэтому пришлось его сделать в масштабе один к двадцати. Еще есть маленький телескоп Ньютона. И вот сейчас к юбилею изготовили трубу Ломоносова, оригинал которой хранится в Кунсткамере. Конструкция очень простая, но интересная. Это телескопическая система, которая раздвигается на шесть метров и дает увеличение 36 крат. Посетители планетария могут увидеть его в музее Урании.

— А в "Парке неба" можно посмотреть на звезды через прибор, который использовался сотни лет назад?
— Старинных телескопов там нет, но есть дающие похожую картинку. У нас больше 20 телескопов разных конструкций, разных оптических схем. Самый большой 300-миллиметровый рефрактор, дающий увеличение 700 крат. Есть и небольшой телескоп, мы его называем "искатель" или "гид", у него 30-кратное увеличение. Вот он примерно дает ту же картинку, которую наблюдал Галилей.

— Московская засветка не мешает наблюдениям?
— Мешает, конечно, но если безоблачное небо, то можно смотреть на Луну. Многим больше ничего не надо. На Луну можно смотреть, не отрываясь, очень и очень долго. Я удивляюсь все время. На ней ничего не происходит, она не меняется, видна лишь одна сторона, но смотреть очень интересно. Мы видим горы, кратеры. Это другой мир, и мы видим его как будто совсем рядом. Мне кажется, это людей привлекает.
В нашем планетарии можно наблюдать планеты и их спутники. Например, можно увидеть спутники Юпитера, кольца Сатурна. У Марса в моменты противостояния с Землей одна из полярных шапок бывает видна, это тоже очень интересно. Иногда днем удается наблюдать Венеру. Она меняет свои фазы так же, как и Луна, что тоже для многих людей открытие.
Если позволяет погода, мы ночью смотрим за всем, что только можно будет найти в этот момент на небе. Если Луна в хорошей фазе, то наблюдаем ее. Если Марс, Сатурн, или Юпитер, то наблюдаем эти планеты. Еще наблюдаем двойные звезды, туманности.

— А метеорные потоки наблюдаете?
— Нет, сейчас в Москве плохая погода, а вообще, их лучше наблюдать за городом и не в телескоп, а простым глазом.

— На вашем сайте часто можно видеть объявления о том, что все билеты раскуплены. Планируете как-то расширяться?
— В "Звездном зале" у нас ограниченное количество мест – 356. Новых залов пока не планируем. Историческое здание менять нельзя, хотя мы приподняли его так, что образовался еще один этаж музея. Рядом построили двухэтажное здание-подиум, в котором расположился музей "Лунариум", на крыше разместили астрономическую площадку с двумя обсерваториями. У нас есть 4D-кинотеатр и малый звездный зал, площадки для занятий с детьми.
Все возможные площади, которые были, все задействованы. У нас проходят звездные уроки, экскурсионные программы, выступления лекторов в рамках проекта "Трибуна ученого", проводим детские дни рождения, ввели квесты. Репертуар полнокупольных фильмов постоянно пополняется.

— В "Ночи музеев" вы как-то участвуете?
— Строго говоря, планетарий, это не музей, поэтому мы в этой акции не участвуем. Хотя у нас проходят вечерние и ночные мероприятия. Например, недавно был день темной материи, когда мы провели квест "Найди темное в светлом", а затем экскурсию в полной темноте "Не бойся темноты".


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Информация. Новости космонавтики. » Космические музеи