novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Информация. Новости космонавтики. » Юридические вопросы космической деятельности


Юридические вопросы космической деятельности

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

https://hi-tech.mail.ru/news/komu_prina … skopaemye/

Кому принадлежит Луна и ее полезные ископаемые?

Некоторые компании всерьез рассматривают возможность добычи полезных ископаемых на Луне. Но существуют ли какие-то правила, регулирующие этот процесс, и кому в принципе принадлежат сокровища лунных недр?
http://s5.uploads.ru/t/8azpO.jpg

Спустившись по ступеням посадочного модуля на поверхность Луны, Баз Олдрин произнес: «Великолепное запустение». Фото: NASA

Прошло почти 50 лет с момента, когда Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества, — сказал тогда американский астронавт. Эта фраза стала крылатой.

Затем к нему присоединился его коллега Базз Олдрин. Спустившись по ступеням посадочного лунного модуля «Орел», он посмотрел на пустынный ландшафт и сказал: «Великолепное запустение».

Они были участниками миссии «Аполлон 11», состоявшейся в июле 1969 года.
Последний раз человек ходил по Луне в 1972 году, но в ближайшее время ситуация может кардинально поменяться.

Уже несколько компаний заявили о желании провести там геологоразведочные работы и по возможности начать добычу полезных ископаемых, которые включают золото, платину и другие редкие на Земле элементы.
http://s8.uploads.ru/t/CJzOS.png

Изображение: BBC

В начале января китайский космический зонд «Чанъэ-4» с первой попытки благополучно сел на обратной стороне Луны. Станция провела первый эксперимент по выращиванию растений на Луне, в результате которого доставленные туда семена дали ростки.

Ученые надеются применить результаты тестов при создании лунной экспериментальной базы.

Японская компания iSpace планирует создать транспортную платформу Земля-Луна и провести исследования воды, находящейся в твердом состоянии в кратерах на полюсах Луны.

С учетом происходящего, существуют ли какие-то законы, которые бы охраняли описанное Олдрином запустение? И может ли единственный естественный спутник Земли превратиться в место коммерческих и политических передряг, которое делят ради добычи полезных ископаемых?

Принадлежность небесных тел начали обсуждать с самого начала полета человека в космос, то есть во времена холодной войны. Пока в НАСА планировали отправить первых астронавтов на Луну, ООН разработала договор о космосе, который был подписан в 1967 году. Среди одобривших его стран были США, СССР и Великобритания.
http://sh.uploads.ru/t/G2RMl.jpg

Луна. Фото: Getty Images

    Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
    Договор о космосе ООН
    1967 год

Глава компании Alden Advisers Джоан Уилер называет соглашение Великой хартией вольностей в космосе. Благодаря ее существованию водружение государственного флага на Луне (а именно так поступили Армстронг и другие астронавты) совершенно ничего не значит, потому что юридически «застолбить» там территорию не может никто — ни человек, ни компания, ни страна, сказала Уилер.

В практическом смысле до 1969 года вопрос о правах владением территориями Луны и разработку ее недр был неактуален. Но благодаря развитию технологий коммерческая добыча полезных ископаемых на спутнике Земли уже не кажется фантастикой из далекого будущего.

В 1979 в ООН было принято Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, которое еще называют «Лунным соглашением». В нем провозглашается принцип исключительно мирного использования Луны и подчеркивается, что строительство и выбор расположения лунных станций необходимо согласовывать с ООН, объяснив при этом причины их возведения.

В документе говорится, что Луна и ее полезные ископаемые являются общим достоянием всего человечества, а государства-участники обязуются «установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».

Главная проблема «Лунного соглашения» в том, что его ратифицировали лишь 11 стран. Среди них — Франция и Индия. Другие страны с космическими программами, в числе которых Китай, США и Россия, документ не подписали. Также осталась в стороне и Британия.

По словам Уилер, следить за выполнением положений, содержащихся в соглашениях, крайне непросто. Этим должны заниматься сами страны, подписавшиеся под этими документами и включившие их в свое законодательство. Они должны следить за тем, что отдельные люди и компании следуют букве закона.
http://s5.uploads.ru/t/RQPwN.png

Документ 1955 года о собственности участка на Луне. Фото: Getty Images

Бывший главный редактор «Журнала о космическом праве» Джоан Айрин Габринович считает, что международные соглашения ничего не гарантируют. На их выполнение влияет смесь политики, экономики и общественного мнения, сказала она.

В последние годы существующие соглашения, запрещающие государствам забирать в собственность небесные тела, активно проверяются на прочность.

В 2015 году в США был принят закон о конкуренции в вопросе коммерческих космических запусков, в котором говорится о праве граждан добывать полезные ископаемые из астероидов. Он не распространятся на Луну, но его механизм действия в принципе может быть расширен.

Один из основателей компании Planetary Resources Эрик Андерсон назвал этот закон самым великим в истории признанием права собственности.

В 2017 году аналогичный закон приняли в Люксембурге. В нем говорится о праве собственности на ресурсы, обнаруженные в космосе. Заместитель премьер-министра Этьен Шнайдер сказал, что благодаря этому закону Люксембург станет европейским первопроходцем и лидером в этой области.

Стремление к исследованиям и коммерциализации, безусловно, есть. Все больше стран изъявляют желание помогать в этом компаниям.

«Понятно, что добыча полезных ископаемых, либо для транспортировки на Землю, либо для использования их в производстве на Луне, является полной противоположностью принципу «не навреди», — сказала адвокат фирмы Naledi Space Law and Policy Хелен Нтабени.

По ее словам, можно сказать, что США и Люксембург нахрапом отказались выполнять постановления договора о космосе. «Я очень сомневаюсь, что высокоморальный принцип о совместном исследовании космоса странами с равными правами будет сохранен», — сказала она.

2

https://ria.ru/20190213/1550767073.html

Юрист не исключил споров между странами за территорию и ресурсы на Луне
ВАШИНГТОН, 13 фев – РИА Новости. Освоение Луны может привести к международным спорам вокруг нее и ее ресурсов между Россией, Китаем и Соединенными Штатами, заявил РИА Новости профессор Института права Университета Небраски-Линкольна (University of Nebraska-Lincoln, College of Law) Франс Фон Дер Данк.
"Я думаю, что существует возможность возникновения конфликтов по этим вопросам, особенно, конечно, если три страны (Россия, Китай и США - ред.) будут заинтересованы в одних и тех же ее районах", - считает ученый.
По его словам, сегодня мир защищен от космических территориальных споров вокруг Луны лишь "в теории". "Статья вторая Договора о космосе от 1967 года… решительно и однозначно запрещает странам считать Луну своей эксклюзивной территорией", - напоминает он.
При этом, по его словам, документ оставляет право за странами считать, что тот, кто первым прилунился на тот или иной участок спутника Земли, на протяжении ряда лет может обладать первоочередным правом на то, чтобы "делать с ним что угодно, в соответствии с существующими правилами и нормами международного права".
"Например, каковы точные последствия и параметры 12-й статьи Договора по космосу, которые никогда не были уточнены? Доступ (в соответствии с текстом документа) основан на принципах взаимности - как именно это действует? Что считать вразумительным предварительным уведомлением?" - подчеркивает сложность проблемы профессор юриспруденции.
По его словам, единственной дипломатической платформой для разрешения споров вокруг Луны является ООН, точнее, Комитет ООН по мирному освоению космоса (United Nations Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, UNCOPUOS), альтернативой ему являются двусторонние договоренности между странами. "ООН не может навязывать новые законы суверенным государствам, Международный суд, в свою очередь, не может выносить решения по таким спорам, если обе стороны спора не согласятся на это", - отмечает собеседник агентства.
Также, по его словам, не регулируется на уровне международного права и проблема освоения землянами лунных ресурсов. "Хотя разведка и использование (ресурсов Луны – ред.), в соответствии с международным космическим правом (следуя, в частности, статьям I и II Договора по космосу), свободны, степень, в которой это "использование" может включать "коммерческую эксплуатацию частными компаниями", в настоящее время оспаривается несколькими странами, в том числе Россией", - говорит юрист.
Франс Фон Дер Данк "практически полностью уверен", что проблема споров вокруг космических ресурсов вскоре станет актуальна. "Если уже сейчас, когда в действительности лишь одна или две американские компании имеют серьезные планы разработки космических ресурсов в предстоящие 10-15 лет, идут горячие споры о легальности этого, только представьте, насколько серьезно встанет этот вопрос, когда у них в реальности появится возможность отправиться туда, и тогда, когда у других игроков из другой части мира будут аналогичные планы – подумайте о китайцах и их недавней посадке на обратной стороне Луны", - предупреждает специалист в области космического права.

3

https://ria.ru/20190213/1550767206.html

Юрист назвал мошенничеством продажу участков Луны в интернете
ВАШИНГТОН, 13 фев – РИА Новости. Любые продажи частными компаниями участков лунной поверхности являются аферой, они незаконны, объяснил РИА Новости профессор Института права Университета Небраски-Линкольна (University of Nebraska-Lincoln, College of Law) Франс Фон Дер Данк.
В интернете действительно можно купить участок поверхности на Луне или другой планете. Одна из таких американских компаний, предлагающая подобный "товар", заверяет, что является "единственным законным продавцом участков на Луне и других планетах Солнечной системы". Купить себе кусочек естественного спутника Земли можно за 24,99 доллара за акр (0,4 гектара), максимальный размер участка – 20 акров (8 гектаров) обойдется в 499,8 доллара.
"Я бы назвал это мошенничеством, но следующий вопрос заключается в том, насколько "покупатели" таких "прав на недвижимость" могут искренне заявлять, что их обманули, когда даже толика здравого смысла должна говорить им о том, что это правообладание не имеет под собой каких-либо реальных прав собственности", - сказал юрист.
По его оценке, такие предприятия, "очевидно, незаконны, поскольку у США нет прав территориальной собственности ни над какой частью Луны или другого космического тела".
Говоря в целом о ситуации в области космического права, юрист согласен с мнением о необходимости обучения молодых специалистов по этому направлению. "Думаю, нам нужны молодые юристы уже хотя бы для того, чтобы привнести новые идеи и подходы к решениям. Я также должен сказать, что вижу значительное число специалистов сегодня, которые недостаточно осведомлены о технологических и научных реалиях космического права и о новых разработках в этой области", - отметил профессор юриспруденции, который специализируется на космическом праве.
Ранее госкорпорация "Роскосмос" и Российская академия наук заявили о необходимости начать подготовку специалистов по космическому праву для отстаивания интересов РФ в случае появления территориальных споров при освоении Луны. Как пояснил РИА Новости экс-директор Института космических технологий РУДН Геннадий Райкунов, необходимость в подготовке юристов по космическому праву связана с возникшими в последние годы притязаниями иностранных компаний на присвоение себе территорий и полезных ископаемых на Луне.

4

https://tass.ru/kosmos/6261801

В США разработали проект регулирования коммерческой деятельности в космосе
НЬЮ-ЙОРК, 26 марта. /ТАСС/. Министр транспорта США Элейн Чао представила во вторник обновленный проект правил, регулирующих космические запуски частных компаний, а также меры безопасности при возвращении аппаратов с орбиты.
"Эти меры обеспечат соблюдение безопасности, облегчат процесс получения лицензий, стимулируют инновации и сократят расходы с тем, чтобы наша страна оставалась лидером в области коммерческих космических запусков", - заявила она, выступая во вторник на 5-м заседании Национального космического совета США в Хантсвилле (штат Алабама).
В проекте, разработанном Федеральным авиационным управлением (ФАУ), отменен ряд устаревших ограничений, уточняется процесс получения лицензий на безопасную эксплуатацию коммерческих космических транспортных систем, регистрацию коммерческих космических аппаратов, разрешения на проведение экспериментов, а также на создание наземной инфраструктуры для коммерческих запусков.
Как указывается на сайте ФАУ, действующее в структуре этого ведомства управление по коммерческим космическим транспортным системам уже выдало за время своей деятельности разрешения на 370 операций, включая запуски, возврат аппаратов на Землю и создание пусковых комплексов. В частности, в 2018 году ФАУ дало разрешение на 32 запуска, три возвращения аппаратов с орбиты, а также на строительство двух новых наземных пусковых комплексов. В нынешнем году, как ожидается, ФАУ выдаст около 40 разрешений на различные виды коммерческой космической деятельности.

5

https://www.roscosmos.ru/27935/

Интеллектуальная собственность: перспективы для космической отрасли
Госкорпорация «Роскосмос» подписала Соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией интеллектуальной собственности «Корпорация РНИИИС».
Целью Соглашения является установление партнерских отношений по организации эффективной учетной политики по выявлению, распределению и закреплению прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности, а также использованию, управлению и защите интеллектуальной собственности при ее коммерциализации, созданию рынка интеллектуальной собственности и институтов инновационной инфраструктуры для решения актуальных задач инновационного развития Роскосмоса и российской ракетно-космической промышленности.
В числе основных направлений, представляющих возможный интерес для сотрудничества, определены следующие:
- повышение результативности включения в гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- обеспечение эффективности противодействия обороту контрафактной продукции;
- разработка национальных и межгосударственных стандартов в рамках национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК-481);
- подготовка инновационных кадров по вопросам экономики, права и управления интеллектуальной собственностью для предприятий и организаций отрасли.

6

https://gordonua.com/news/worldnews/bos … 83346.html

Босния и Герцеговина ратифицировала договор, согласно которому обязуется не претендовать на присвоение Луны
Босния и Герцеговина оставалась одним из немногиз государств, которые не присоединились к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 16 января парламент страны ратифицировал документ.

Парламент Боснии и Герцеговины 16 января ратифицировал документ, который, в частности, предусматривает, что страна не будет посягать на Луну и другие небесные тела, а также применять ядерное оружие в космосе. Об этом сообщает "Radio Slobodna Evropa".

Ратифицированный документ – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Большинство депутатов, опрошенных Radio Slobodna Evropa в фойе парламента, не знали, что договор обязывает страну не занимать Луну и другие небесные тела.

Депутат Социал-демократической партии Зукан Хелез сказал, что Босния и Герцеговина должны быть участниками международных соглашений, несмотря на то, что страна "не сможет совершить многих вещей в ближайшее время".

Договор, который ратифицировала страна, был подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне в 1967 году. По состоянию на январь 2020 года Босния и Герцеговина была одним из немногих государств, которые к нему не присоединились.

Документ, в частности, предусматривает, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами".
Больше читайте тут: https://gordonua.com/news/worldnews/bos … 83346.html

7

https://ria.ru/20200318/1568759020.html

"Луна-27" должна "застолбить" место для российской базы на Луне
05:43 18.03.2020 (обновлено: 07:38 18.03.2020)
МОСКВА, 18 мар — РИА Новости. Район посадки российской лунной станции "Луна-27" в дальнейшем может превратиться в зону российских национальных интересов, где будет создана лунная база, рассказал руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов на заседании Совета РАН по космосу.
"Очень важна миссия аппарата "Луна-27". Если у нас получится высокоточная посадка в наиболее привлекательный район в окрестности южного полюса Луны, то в дальнейшем на месте посадки "Луны-27" будет постепенно создаваться лунная инфраструктура для научно-технологических исследований, а в перспективе — лунная база, и чтобы впоследствии туда летали наши космонавты", — сказал он.
"Известно, что наши американские партнеры исповедуют концепцию "национальных парков" вокруг тех аппаратов, которые они в прошлом посадили на Луну. Если мы также будем придерживаться такой концепции, то тогда район в радиусе нескольких километров вокруг места посадки аппарата "Луна-27" будет так или иначе связан с реализацией Российской Федерацией перспективных планов освоения Луны", — добавил Митрофанов.
В 2011 году американское правительство высказало озабоченность по вопросу защиты своего имущества на Луне. Тогда НАСА выпустило доклад "Рекомендации для организаций, ведущих деятельность в космосе: как защитить и сохранить историческую и научную ценности принадлежащих правительству США лунных объектов". В документе даются рекомендации, что и как должны делать коммерческие организации и другие государства в случае высадки на Луне, чтобы не нанести ущерб американской собственности.
В перечень "национальных парков" включены места посадки миссий "Аполлон", автоматических аппаратов, привезенное американцами оборудование, диск с записью посланий лидеров 74 стран мира, следы американских астронавтов и колеи роверов на поверхности спутника Земли.
По словам Митрофанова, в XXI веке с Луной, вероятно, повторится ситуация с освоением Антарктиды в XX веке, где размещены научные станции многих стран, а районы вокруг станций неформально закреплены за ними.
"В район посадки "Луны-27" в дальнейшем можно отправлять другие исследовательские лунные аппараты, в том числе пилотируемые, и уже не надо будет особенно спешить, потому что на нем уже "застолблено" наше присутствие. Районы в окрестности Южного полюса есть разные – наиболее привлекательными являются те, где в реголите присутствует много воды и где будет обеспечена максимальная продолжительность светлого времени лунных суток", — рассказал Митрофанов.
Запуск посадочной станции "Луна-27" планируется на 2025 год. Перед ним Россия отправит к Луне посадочный аппарат "Луна-25" в 2021 году и орбитальный аппарат "Луна-26" в 2024 году.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Информация. Новости космонавтики. » Юридические вопросы космической деятельности