novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Арго — многоразовый транспортный карабль


Арго — многоразовый транспортный карабль

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

SB написал(а):

И, кто же у нас "Зенит" сможет "возродить?

Ну не знаю. Энергия там или Прогресс.

Двигатель же есть. Чтож не в состоянии баки сварить?

32

SB написал(а):

И, кто же у нас "Зенит" сможет "возродить?

Хорошо, что еще старые советские ракеты летают. Про новые можно забыть.

В субботу общался с преподавателем Академии имени Жуковского. Если кто то не в курсе, она теперь у нас в Воронеже. Из всего преподавательского состава в Воронеж переехали только два человека. Остальные отказались.  Научные исследования не проводятся. Фактически из одного из лучших ВУЗов и исследовательских центров мира сделали обыкновенный техникум.
Не удивительно, что Ил 112 получился хуже, чем Ан 26, на смену которому его делают.

А Вы "Зенит" хотите возродить. Колокольни теперь только можем возрождать на каждом углу, а не ракеты. (К стати, увижу в следующий раз этого преподователя, поинтересусь как у них с "духовностью" дело в ВУЗе обстоит. Уверен, что все в порядке.)

Да. Вы правы - никто, ничего не возродит

33

Лукашевич рассказывает об "Арго"

«С приветом, Набутов!», Вадим Лукашевич, битва за космос - есть ли у России шанс остаться в деле
Серебряный Дождь
Эфир от 07 октября 2019 года. Еще больше эфиров на silver.ru

34

Общество с ограниченной ответственностью «МТКС»
(ООО "МТКС")
МНОГОРАЗОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
открыли свой сайт, посвященный разработке нового транспортного грузового корабля "Арго".
http://www.rtss.space/argortss

http://s3.uploads.ru/t/dbT3V.png

https://www.facebook.com/vadim.lukashev … 0892471270

Вадим Лукашевич

Одним из важнейших космических итогов уходящего 2019 года для России - это появление частной кампании МТКС (Многоразовые транспортные космические системы), в которую перешел костяк специалистов из S7 Space и основная группа разработчиков космического корабля "Орел" (бывш. "Федерация") во главе с главным конструктором Николаем Брюхановым , до этого возглавлявшим в Ракетно-космической корпорации "Энергия" разработку орбитальных станций и пилотируемых кораблей. Возглавляет МКТС бывший руководитель S7 Space Сергей Сопов.
В планах МТКС - создание многоразовой космической системы в составе ракеты-носителя тяжелого класса с возвращаемой первой ступенью и многоразового грузового корабля "Арго" из композиционных материалов, с использование опыта (пока печального) создания "Орла"/"Федерации", но более продвинутого и с более высокими характеристиками. Облик и основные характеристики "Арго" можно посмотреть на только что запущенном сайте МТКС.

Я думаю - самое интересное, что может быть в нашей космонавтике, будет здесь - в МКТС. Или уже нигде

Отредактировано SB (27.12.2019 07:17:33)

35

https://rg.ru/2020/01/21/kogda-poiavits … xuxRKrzZyc

Наш ответ Маску
Когда появится российский многоразовый космический грузовик
https://cdnimg.rg.ru/img/content/181/29/08/sopov1_d_850.jpg

Илон Маск упорно доказывает миру: будущее за возвращаемыми кораблями и ступенями ракет. Чем ответит Россия? Об этом "РГ" говорит с председателем совета директоров компании "Многоразовые транспортные космические системы" Сергеем Соповым.
Сергей Сопов: Мы начинаем этот путь. И это лучше, чем сидеть и смотреть, как весь мир уходит вперед, а ты остаешься на месте. Фото: Наталия Ячменникова Сергей Сопов: Мы начинаем этот путь. И это лучше, чем сидеть и смотреть, как весь мир уходит вперед, а ты остаешься на месте. Фото: Наталия Ячменникова
Сергей Сопов: Мы начинаем этот путь. И это лучше, чем сидеть и смотреть, как весь мир уходит вперед, а ты остаешься на месте. Фото: Наталия Ячменникова

Сергей Алексеевич, вы тоже считаете, что космос обязательно должен быть "многоразовым"?

Сергей Сопов: Космос должен быть в первую очередь доступным. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Прежде всего пусковых. Одноразовая ракета и одноразовый космический корабль, так же "эффективны", как одноразовый самолет. Создавать что-то одноразовое сегодня - это даже не топтание на месте. Это дорога вспять.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
NASA намерено наращивать присутствие на МКС и не откажется от "Союзов"

В свое время и наш "Буран", и американские шаттлы стали мощным технологическим рывком вперед. Да, эти многоразовые системы оказались не оптимальными, супердорогими. Но американцы сделали выводы и пошли дальше. В итоге они уже имеют (или в ближайшее время получат, если говорить о ракетах-носителях) дешевую многоразовую транспортную космическую систему. Тот же Маск, со своими нестандартными решениями, реализовал ракетно-динамическую схему посадки первой ступени.

Мы также рассматривали такой вариант, но считали, что это невозможно из-за высокого нагрева ступени за счет аэродинамического торможения. Поэтому выбор остановили на спасении ступени с использованием парашюта или же самолетной схемы посадки. В результате на первой ступени появлялись крылья. Маск сделал невозможное. А мы спустили в никуда технологические достижения, которыми можно было бы и сейчас гордиться.

И технологии "Бурана", и планы спасения боковых блоков сверхтяжелой ракеты "Энергия"?

Сергей Сопов: К сожалению, это так. Я принимал участие в создании советской многоразовой космической системы 1К11К25 - ракеты "Энергия". Помню тот труд, достигнутый уровень технологий и сложность решаемых задач. Это сейчас для нас все неимоверно трудно. Мы давно отвыкли от решения таких трудных задач, поэтому и смотрим на Илона Маска как на чудотворца. Вместе с тем для нас, как технических грамотных специалистов, за плечами которых вся история советской космонавтики, в вопросе многоразовости ничего нового нет.

А что есть "старого"?

Сергей Сопов: Решение заключается в первую очередь в многократном ресурсе двигателей, разработке специальной системы управления, создании простой системы послеполетного обслуживания для подготовки к повторному использованию ступени ракеты и корабля, их ремонтопригодности в условиях космодрома. И такие технические решения были реализованы на первой ступени "Энергии", унифицированной с первой ступенью ракеты "Зенит": системы не имели одноразовых элементов, кроме клапанов и агрегатов, срабатывающих в аварийном режиме, а также одноразовой системы запуска двигателя. Все соединения внутри были разборными, что в случае многократного применения обеспечивало эксплуатацию и послеполетное обслуживание, замену вышедших из строя узлов.

Конструкция блока ракеты должна была обеспечить 10 циклов подготовки и проведения пуска-посадки, послеполетного обслуживания в условиях космодрома. С момента первого полета "Зенита" прошло почти 35 лет. К чему мы пришли? Сегодня все агрегаты и системы российских ракет, кроме некоторых типов двигателей, одноразовые. То есть не подлежащие повторному использованию.
Корабль, и это наше новшество, будет на 58 процентов изготовлен из композитных материалов. Это позволит существенно уменьшить его вес

Многие эксперты считают: с разработкой многоразового корабля мы опоздали лет на двадцать. Согласны?

Сергей Сопов: Это очевидно. Если мы сейчас не сдвинемся с точки, то опоздаем еще больше. Космический корабль "Орел", который еще недавно назывался "Федерация", делают уже одиннадцатый год. Но пока кроме макета показать нечего. На днях "Роскосмос" объявил стоимость серийного корабля - 8 млрд рублей, указав при этом, что исполнитель работ еще не выбран. Не знаю, может, и нам принять участие в конкурсе?

И пока мы делаем первые шаги, в США практически готовы два новых космических корабля для околоземных полетов - Dragon Crew и Starliner. Несколько затянулось, но идет к завершению создание корабля, способного отправить человека к Луне - Orion.

Говорят, нашим ответом американскому грузовику Dragon может стать многоразовый корабль "Арго", который разрабатывает ваша команда?

Сергей Сопов: Я бы не стал называть его "ответом". Скорее "Арго" сыграет роль некого стенда для отработки новых технологий, которые в последующем будут реализованы в новой и более совершенной версии корабля. Приведу некоторые технические данные корабля, над которым мы сейчас работаем. Объем грузового отсека - 11 куб. м. Диаметр - 4,1 м. Высота - 5,6 м. Полная масса корабля - 11,5 тонны.
Фото: European Space Agency
В Млечном Пути обнаружен газ, меняющий представление о космосе

Аппарат сможет доставлять на орбиту 2 тонны груза и спускать на Землю 1 тонну. Последнее - очень важно. Сейчас у России нет возможностей возвращать на Землю такую массу грузов, а это серьезный фактор для развития промышленного производства в космосе. Корабль сможет находиться в составе околоземной станции до 300 суток, в автономном полете - месяц.

Его можно будет использовать для проведения исследований на борту, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов на Землю. И, собственно, о многоразовости: корабль будет взлетать и возвращаться не менее 20 раз.

А что за оригинальная схема посадки "Арго". В чем фишка?

Сергей Сопов: Главная, как вы сказали, "фишка" - в выдвижном лобовом теплозащитном экране, амортизирующим и гасящим часть ударной нагрузки. Спуск с орбиты будет проходить по баллистической схеме с аэродинамическим торможением, а на заключительном участке - торможением с использованием посадочных двигателей. Они включаются на высоте 250 м, а на высоте 100 метров выдвигается посадочный щит.

Основное назначение корабля - снабжение орбитальной пилотируемой станции. Экспериментальную отработку конструкции мы планируем провести на ракете-носителе "Союз-2.1б". Рассчитываем, что корабль будет готов к первому полету в 2024 году.

Какая ракета разрабатывается как составная часть многоразовой транспортной системы?

Сергей Сопов: Конечно, корабль создается не сам по себе. Он станет частью многоразовой транспортной космической системы. Пока мы не видим возможного носителя, который мог бы логично вписаться в наши требования и обеспечить в 2024 году начало летных испытаний "Арго". Поэтому вынуждены были адаптировать проект под существующую ракету "Союз-2.1б". Применение современных композитных материалов в конструкции корабля позволило уложиться в необходимые параметры по весу.
Фото: nasa.gov
Если бы у спутников был Инстаграм - лучшие фото из космоса

А затем мы бы хотели перейти к использованию ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью. По перспективному носителю сейчас работаем с предприятиями "Роскосмоса". Тут, конечно, надо точно понимать: цель создания ракеты с многоразовой первой ступенью - это максимальная экономическая эффективность принятых технических решений.

К сожалению, простых решений уже нет. И причина - исключительно в применяемых материалах и устаревших технологиях. Скажем, они не позволяют нам существенно, примерно в 2 раза, снизить вес конструкции ракеты. А это тянет за собой необходимость использования разгонного блока - по существу третьей ступени, что удорожает общую стоимость носителя на 10-14 млн долларов.

За рубежом пошли другим путем: вместо разгонных блоков используют вторые ступени с возможностью многократного включения двигателей?

Сергей Сопов: И правильно. Это, кстати, одно из наших требований к "Роскосмосу" по перспективной ракете - уйти от использования разгонных блоков. Но для этого нужно иметь конструктивное совершенство второй ступени в районе 25-30 и двигатель многократного включения не менее 3 раз в полете .

Еще одно направление снижения стоимости ракеты-носителя - многоразовый блок первой ступени. Главное наше требование, чтобы стоимость послеполетного обслуживания и повторного пуска была не дороже 15 процентов цены изготовления новой ракеты. С кораблем та же ситуация. Да, для этого нужно постараться. Но мы уверены, что технически это достижимо.
Стоимость выведения одного килограмма груза на корабле "Арго" с помощью многоразовой ракеты будет вдвое дешевле, чем сейчас

Предполагается ли использовать "грузовик" при строительстве лунной станции?

Сергей Сопов: Конечно. Мы просчитываем возможность доставки грузов и к Луне. Не сразу, но в перспективе. Как и в перспективе видим корабль пилотируемым.

А кто будет делать "Арго"?

Сергей Сопов: В проект вовлечена широкая кооперация. Прежде всего это предприятия "Роскосмоса". За двигатели отвечает КБХМ имени А.М. Исаева, систему обеспечения теплового режима - Центр Келдыша, систему управления - КБ "Марс", систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем - НПО ИТ. Наша компания разрабатывает и делает сам корпус корабля, систему посадки и разделения, обеспечивает итоговую сборку.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
В NASA появился прибор, который "взвесит" галактику и найдет жизнь

Вы говорите, что корабль будет готов к 2024 году. Это реальный срок? Спрашиваю, потому что слишком много скептиков, которые не очень в это верят.

Сергей Сопов: Срок реальный. Во-первых, на этом этапе мы создаем космический грузовик, а не пилотируемый корабль. Что значительно уменьшает объем экспериментальной отработки и количество разных согласований. Во-вторых, центральная проблема - изготовление легких и прочных элементов корпуса корабля. Для этого нужно было решить сложнейшую задачу - построить соответствующий завод.

Задача трудная, если учитывать, что ее решение увязывается с санкциями, ограничивающими передачу в Россию современных технологий и сырья. Но наше предприятие, созданное без участия государства, может официально получать необходимый доступ к этим технологиям и оборудованию. Поэтому в прошлом году мы организовали производство в особой экономической зоне Воронежа. Уже идет монтаж технологического оборудования первой очереди.

Корабль, и это наше новшество, будет на 58 процентов изготовлен из композитных материалов. Это позволит существенно уменьшить его вес.

С кем будет конкурировать космическая транспортная система "Арго"?

Сергей Сопов: По нашим оценкам, с которыми согласились независимые эксперты, стоимость выведения одного килограмма груза на корабле "Арго" с помощью многоразовой ракеты будет вдвое дешевле, чем сейчас при использовании ракеты-носителя "Союз-2" и грузового корабля "Прогресс-МС". Кроме того, многоразовый грузовик сам по себе будет эффективнее, чем "Прогресс-МС". И дело даже не в том, что "Прогресс" не может возвращать грузы. Многоразовый грузовик - это новый этап в российской космонавтике.

Обслуживание десяти полетов "Арго" можно будет проводить непосредственно на космодроме, без транспортировки на завод. А через десять пусков корабль должен уйти на завод-изготовитель: на "тяжелый регламент", когда проверяются весь корабль, все узлы и детали.
Мы исчерпали технологический запас, который оставило предыдущее поколение. Нужны новые материалы, сплавы, технологии, двигатели, нормы проектирования

Признайтесь честно: а для Илона Маска вы конкуренты?

Сергей Сопов: Честно? Нет. Если мы сумеем сделать, что задумали, то, в лучшем для нас случае, мы к 2025 году будем иметь уровень технологий, как у Маска сегодня, а по средствам выведения будем отставать на 15-20 лет. Чтобы достичь конструктивного совершенства, как у Маска, нужно очень многое сделать. Нужны новые материалы, новые сплавы, новые технологии, новые, более совершенные и легкие двигатели.

Мы исчерпали технологический запас, который нам оставило предыдущее поколение, не сделав сами ничего. Нужны новые нормы проектирования по прочностным характеристикам.

Нужно внести изменения в некоторые законодательные акты. Так, есть механизмы концессии, частно-государственного партнерства, на которые мы опираемся. Но в отношении космических инициатив они толком не прописаны. Мы начинаем этот путь. И это лучше, чем сидеть и смотреть, как весь мир уходит вперед, а ты остаешься на месте.

Вас поддерживает "Роскосмос"?

Сергей Сопов: Мы находимся в переговорном процессе с "Роскосмосом", они в курсе нашего проекта. Плодотворно работаем с предприятиями отрасли. Естественно, мы бы хотели еще более активного и плотного сотрудничества. Не всегда наши мечты и надежды находят понимание со стороны госкорпорации.

36

https://bloknot-voronezh.ru/news/-bolsh … et-1185933

Больше половины космического корабля «Арго» будет сделано в Воронеже

Корпус этого челнока сделают из композитных материалов, что существенно сократит его массу.

Проектируемый российский космический корабль «Арго» почти на 60% будет состоять из компонентов, сделанных в Воронеже. Их изготовлением займется компания «Аэрокосмические композитные технологии» (АКТ). Расположилась организация в особой экономической зоне типа «Центр». Ожидается, что АКТ станет частью создаваемого сейчас композитного кластера в столице Черноземья. Одним из приоритетных проектов станет, как раз, создание компонентов для космического челнока «Арго». Об этом сообщает интернет-газета «Время Воронежа».

Конструкцию корабля сделают из композитных материалов. Они существенно сократят массу «Арго», чем она могла бы быть при использовании металла. Соответственно, в два раза подешевеют перевозки грузов на орбиту планеты Земля. Грузоподъемность космического корабля составит 2 тонны при движении на околоземную орбиту. В обратном направлении этот показатель составит уже 1 тонну. Всего же космический корабль «Арго» можно использовать с такой композитной конструкцией не меньше 20 раз.

Вообще, применение композитных материалов при изготовлении корпуса челнока обеспечат машине две важные характеристики — легкость и прочность. В данный момент, как рассказал гендиректор композитного кластера Вячеслав Курсаков, доступ России к сырью для космической отрасли затруднен из-за экономических санкций. Соответственно, для страны важно самостоятельно преодолеть эту преграду. Так и создается композитный кластер.

Подробнее:  https://bloknot-voronezh.ru/news/-bolsh … et-1185933

37

SB написал(а):

https://bloknot-voronezh.ru/news/-bolsh … et-1185933

А если будет нештатная ситуация, корабль сможет совершить мягкую посадку с 2 т груза?

38

https://ria.ru/20200527/1572034832.html

Началось создание прототипа российского частного космического корабля
МОСКВА, 27 мая - РИА Новости. Российская компания "Многоразовые транспортные космические системы" приступила к изготовлению корпуса для прототипа космического корабля "Арго", сообщил РИА Новости председатель совета директоров компании Сергей Сопов.
"Подписан контракт на изготовление композитного корпуса для прототипа корабля. Сейчас идет работа совместно со специалистами предприятия-производителя над проектированием и изготовлением комплекта оснастки для непосредственного создания корпуса", - сказал он.
Сопов пояснил, что в связи с отсутствием необходимых технологий в России композитный корпус решили заказать в Германии, что ускорит процесс создания "Арго". В последующем серийное производство корпусов и комплектующих будет развернуто в России. Ранее сообщалось, что оно может быть организовано в Воронеже.
"Таким образом, прототип корпуса может быть поставлен под монтаж оборудования и начало наземных испытаний в первом полугодии 2021 года", - отметил он.
Ранее "Многоразовые транспортные космические системы" анонсировали разработку дешевого транспортного корабля для доставки грузов на Международную космическую станцию.
Корабль получил название "Арго" в честь судна, на котором в поисках Золотого руна по древнегреческой мифологии отправились аргонавты.
"Арго" будет состоять из многоразового возвращаемого аппарата, способного доставлять до двух тонн груза на МКС и возвращать до тонны груза, а также одноразового двигательного отсека. Назначенный ресурс корабля должен составить 20 циклов взлет-посадка.
Сам корабль будет на 58% состоять из композитов, что позволит существенно снизить его массу.
Первый испытательный запуск "Арго" намечен на 2024 год.
В настоящее время США эксплуатируют многоразовый грузовой корабль Dragon, созданный компанией SpaceX. На 27 мая намечен первый старт к МКС пилотируемой версии Dragon Crew с экипажем из двух астронавтов НАСА.

39


Частная российская компания начала строить свой первый корабль

40

https://tass.ru/kosmos/8966087

МТКС изготовит четыре образца многоразовых космических кораблей "Арго" за $136 млн
МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Российская частная компания "Многоразовые транспортные космические системы" (МТКС) изготовит четыре технологических макета многоразового корабля "Арго", их стоимость без учета цены запуска составляет $136 млн. Об этом сообщил ТАСС председатель совета директоров компании Сергей Сопов.
"Стоимость создания четырех образцов [корабля "Арго"] - $136 млн. Это их изготовление, автономные испытания образцов, все работы до пуска, пуск в эту стоимость не входит", - сказал Сопов.

Изготовление агрегатов для "Арго"
МТКС в конце августа этого года заключит контракты с предприятиями Роскосмоса и Росатома на изготовление агрегатов для создаваемого МТКС многоразового космического корабля "Арго", сообщил Сопов.
"В конце августа будем заключать контракты с предприятиями Роскосмоса и Росатома на изготовление агрегатов для корабля ["Арго"]. Предприятие Росатома будет делать систему управления посадкой корабля, от Роскосмоса порядка шести предприятий будет участвовать, в том числе РКК "Энергия" будет делать систему стыковки, ЦНИИмаш - экспериментальную отработку", - сказал Сопов.
По его словам, сама компания МТКС будет собирать корпус корабля, делать систему посадки, систему разделения, проектировать Центр управления полетом.
Сопов также сообщил, что для выведения "Арго" на орбиту планируется использовать ракету-носитель "Союз-2.1б", а в дальнейшем - многоразовую ракету на метане "Союз-СПГ". "Мы работаем с РКЦ "Прогресс" (предприятие-изготовитель носителей "Союз" - прим. ТАСС) на эту тему", - добавил он.
Ранее Сопов сообщал, что выведение на орбиту одного килограмма груза на новом российском многоразовом космическом корабле "Арго", если его запускать с помощью многоразовой ракеты-носителя, будет вдвое дешевле, чем если осуществлять его старт за счет носителей "Союз-2". Также это будет вдвое дешевле, чем отправка грузов на орбиту грузовыми кораблями "Прогресс-МС", уточнил он. Председатель совета директоров МТКС уточнил, что обслуживание десяти полетов "Арго" можно будет проводить непосредственно на космодроме, без транспортировки на завод.

Центр управления
По словам Сопова, МТКС в середине следующего года приступит к строительству в подмосковном Королеве Центра управления полетом (ЦУП) создаваемого компанией многоразового космического корабля "Арго".
"Я думаю, что надо делать отдельный Центр управления полетом, мы думаем сделать его в Королеве. У нас есть контракт с администрацией Московской области о выделении нам земли в собственное пользование для ЦУПа и сборочного завода. Может быть, мы и не реализуем до конца эту идею, но ЦУП рассматривается точно, начало создания ЦУПа - середина следующего года", - сказал Сопов.
По его словам, в конце первого квартала 2021 года из Германии в Россию для сборки должен быть поставлен корпус для технологического макета корабля "Арго" и в том же году первый макет должен быть изготовлен.
Сопов уточнил, что всего должно быть изготовлено четыре образца корабля, с 2021 по 2023 годы должны быть проведены динамические испытания третьего из образцов, летные испытания начнутся с начала 2023 года, первый пуск - в конце 2024 года.

О ракете
Основное назначение "Арго" - снабжение орбитальной пилотируемой станции. Экспериментальную отработку конструкции планируется провести на ракете-носителе "Союз-2.1б", а затем рассматривается вариант перевода на метановую многоразовую ракету "Союз-СПГ". Сопов ранее сообщал, что корабль "Арго", который сначала предполагается как грузовой, а потом и пилотируемый, будет на 58% состоять из композитных материалов. Ряд элементов корпуса корабля будет изготавливаться на созданном в 2019 году заводе в Воронеже.
Сопов ранее уточнил, что в перспективе разработчики рассчитывают доставлять на этом корабле грузы к Луне, а затем - сделать его пилотируемым. Объем грузового отсека корабля - 11 кубометров, диаметр - 4,1 м, высота - 5,6 м, полная масса - 11,5 тонны. Председатель совета директоров МТКС отметил, что аппарат сможет доставлять на орбиту две тонны груза и спускать на Землю одну тонну. По его словам, корабль сможет находиться в составе околоземной станции до 300 суток, в автономном полете - месяц. Также "Арго" можно будет использовать для проведения исследований на борту, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов на Землю. Корабль будет взлетать и возвращаться не менее 20 раз.
Проект создается при участии предприятий Роскосмоса. Двигатели изготовит Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ) им. А.М. Исаева (г. Королев, Московская область), систему обеспечения теплового режима - Центр Келдыша, систему управления - Конструкторское бюро "Марс", систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем - Научно- производственное объединение измерительной техники (НПО ИТ). Компания МТКС разрабатывает корпус корабля, систему посадки и разделения, обеспечивает итоговую сборку.

41

https://vk.com/@space_live-voleu-sozdatelya

Волею создателя

http://forumuploads.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t609786.jpg

Проект многоразового космического корабля «Арго»

Предыстория «Арго», или какие преимущества видит частный космос перед государственным

Поводом для беседы с Сергеем Соповым, председателем совета директоров ООО «Многоразовые транспортные космические системы», послужил анонс принципиально нового для отечественной космонавтики корабля «Арго». Но начали мы разговор не с этого – слишком уж много вопросов накопилось к российской космической отрасли, и без понимания текущих проблем бессмысленно говорить о решении проблем будущих.

– Что, на ваш взгляд, не так в нашем космическом королевстве, почему есть множество обещаний грядущих побед, но практически нет никаких прорывных достижений?

– У каждой страны имеется доступный ей технологический уровень, и в зависимости от него она может производить либо луки со стрелами, либо космические ракеты. Она в состоянии сделать лишь то, что ей доступно, исходя из имеющихся достижений. Можно ли этот рубеж перепрыгнуть? Можно, но для этого должны быть поставлены соответствующие задачи и сделаны определенные вложения. Чтобы поднять наши космические программы на достойный уровень, нужно начинать со школ, институтов, развития фундаментальной науки, с освоения технологий, которыми мы не владеем, то есть вложиться во все составляющие научно-технического прогресса, и тогда можно надеяться, что будет что-то получаться. Если же задача ставится попроще – сделать что-нибудь, допустим, ракету – и не оговаривается необходимость достижения определенных технологических высот, то вы останетесь в прошлом. Если используете технологии сорокалетней давности, то у вас и сегодня, и через десять лет будет получаться одно и то же. Нет сверхзадачи.

    “Весь мировой рынок запусков для российских компаний будет закрыт, а надежды, что за ближайшие годы у нас самих появится нужда в массовых коммерческих запусках, как это произошло в Китае, нет никакой”

А вот когда мы делали «Энергию» – «Буран», она была. Скажем, стояла необходимость освоить технологию создания многоразовых транспортных космических систем. И мы поднялись на эту ступень, как и на многие другие, осваивая то, чего никогда раньше никто не делал. Технологические возможности – это ведь не данность, не приговор, они должны непрерывно расширяться. Но стоит на этом пути остановиться, и вы скатываетесь в прошлое. Технологии теряются не с документацией, не с «железом», которое исчезает. Завтра человек, знающий все тонкости производства, уйдет на пенсию – и если он после себя никого не оставил, то никакая документация не сможет заменить его опыт. Потому и получается у нас, за что бы ни взялись, либо паровоз, либо «Запорожец», поскольку технологически остаемся в прошлом веке. К сожалению, в ряде критически важных для страны областей – в авиации, в авиационном и космическом двигателестроении, в ракетно-космической технике мы до сих пор остаемся на уровне 90-х годов и не делаем попыток шагнуть дальше.

Тиражируем привычное, выдавая его за новое, как проект СТК «Енисей», в котором комбинацией из типовых блоков создаются носители разной мощности. Хотя понятно, что одна сорокалитровая канистра весит меньше, чем четыре десятилитровые. И создавая такой «конструктор», мы не получим ни полноценной сверхтяжелой ракеты, ни нормальных ракет среднего класса, которые и должны формироваться в пакет, образуя тяжелый носитель.

Я в свое время задумался, а есть ли какой-то показатель эффективности той или иной ракетной системы, способный характеризовать ее технологический уровень. В первом приближении это может быть «коэффициент конструктивного совершенства» – соотношение между полной массой заправленной ракеты и массой собственно конструкции. Чем конструкция легче при прочих равных параметрах, тем она совершеннее, тем выше технологический уровень, необходимый для ее создания.

– То есть некое мерило доступного технологического уровня, я правильно понимаю?

– Именно. Для ракет среднего класса у нас этот коэффициент примерно равен 9–10. И в этом смысле наиболее показательна не первая ступень, а вторая. Каждый лишний килограмм второй ступени является потерянным полезным килограммом в космосе. Именно от ее характеристик зависит выведение нагрузки на орбиту, и она должна получить все самое лучшее из возможного, стать шедевром весового проектирования и показателем достигнутого технологического уровня. Самая совершенная советская ракета «Зенит», ее вторая ступень весит 91 тонну, сухая масса – 8,9 тонны. Коэффициент – примерно 11. Аналог – Falcon-9 Илона Маска. Вторая ступень – 111 тонн, сухая масса – 4 тонны и коэффициент конструктивного совершенства – 27. И кто бы что ни говорил, для нас сегодня подобный технологический уровень просто недоступен.

– Их «канистра» вдвое легче и вчетверо эффективнее…

– Как-то так… Масков двигатель «Мерлин» на второй ступени весит 465 килограммов, а на «Зените» – 1350 при сопоставимой мощности. Да, наш выигрывает по удельному импульсу, но зато и его стоимость в 2,5 раза выше. Что за собой тянет это соотношение? Для того чтобы вывести на орбиту такую же нагрузку, что и двухступенчатый Falcon, нам нужна третья ступень, которую по традиции в России называют разгонным блоком.
Волею создателя, изображение №2
http://forumuploads.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t714364.jpg

То есть наш технологический уровень сейчас не позволяет обойтись без третьей ступени (разгонного блока), а это плюс 10–14 миллионов долларов, на минуточку. Это увеличение себестоимости пуска и снижение его эффективности, а также надежности. Мы уступаем и Маску, и европейскому современному семейству ракет Arian 6, и реальных шагов к тому, чтобы создать в России полноценную двухступенчатую ракету, пока не видно.

– Все знаковые космические достижения человечества имели серьезнейшую мотивацию. «Семерка» Королева – обеспечение безопасности страны, умри – но сделай. Джон Кеннеди: «В конце этого десятилетия нога американца ступит на Луну». «Энергия» – «Буран» – партия приказала догнать США с их «Спейс Шаттлом», тоже оборонная задача без всяких скидок на «мы не можем». Есть ли у России сейчас серьезные мотивы создать нечто прорывное в космической области, которое все ждут, но которое никак не прорывается?

– Космические достижения в Российской Федерации ныне не востребованы, и даже то, что сейчас делает наша компания, никому, кроме нас, по сути не нужно.

– И для кого тогда все это?

– Думаю, что мой ответ не понравится вам, как и многим другим: мы делаем это для того, чтобы зарабатывать деньги, мы занимаемся коммерческим космосом, а это диктует все остальное. Технологический уровень нашей транспортной космической системы нас интересует в первую очередь в силу снижения себестоимости транспортных услуг, предлагаемых нами на рынке. Мы создаем многоразовый транспортный космический корабль, который можно будет выводить в космос на существующем «Союзе-2», а также европейской РН «Ариан 6» версии А62 с космодрома Куру или на том же «Союзе-2» или новом многоразовом отечественном носителе, если он будет создан, с космодрома Байконур. Меня часто спрашивают: «Сопов, зачем ты делаешь новый грузовик, когда у нас есть «Прогресс»? Объясняешь, что можно ездить на телеге, а можно и на автомобиле, – не понимают. Как не понимают и того, что создаваемый нами корабль продвигает общий уровень развития космической техники в РФ.

– Плюс вы пытаетесь предложить что-то нашей сегодняшней космонавтике практически неведомое – многоразовость. Хотя с «Бураном», вы упомянули, определенный опыт был…

– Два запуска «Энергии» дали понять, что с многоразовыми космическими аппаратами еще предстоит решить множество вопросов. Речь надо вести не о конкретных носителях или аппаратах, а о транспортной системе в целом. Каждая транспортная система развивается по одним и тем же законам, потому что задача у любой транспортной системы одна – это доставка грузов и людей из точки А в точку Б. И не так важно, где эти точки находятся – на поверхности Земли или в космосе. Все будет направлено на снижение стоимости этой операции. Поэтому сразу можно сказать, что одноразовая ракета также эффективна, как одноразовый самолет. И в космосе в конце концов все будет точно так же, как в авиации, от многоразовости нам никуда не деться. Проектировать сегодня одноразовые транспортные космические системы – это анахронизм какой-то.

– Какие проблемы нас ждут при переходе от разовых полетов к реально работающей транспортной системе?

– Пока технологические возможности человечества позволяют спасать первую ступень, что демонстрирует Илон Маск. Сейчас его люди работают над решением проблемы возврата второй ступени, в техническом плане это задача на порядок сложнее, чем возврат первой, и они раньше или позже обязательно с этим справятся. Мы же, изначально имея колоссальный задел по опыту спасения первой ступени, полученной еще на блоках А «Энергии», сейчас первую ступень возвращать не можем.

Проблема спасения каждого элемента носителя вовсе не в том, как ловчее приземлить отработавшую ступень, – это можно сделать разными способами и эффективность каждого легко просчитывается. Вопрос в том, что у тебя внутри и как спроектировано изделие. Если оно создавалось сразу как многоразовое, то его надо после каждой посадки не разбирать до винтика, а просто вновь заправить и пустить в дело. То есть вся начинка – двигатели, трубопроводы, клапаны и прочее должны изначально рассчитываться на многократное применение. Именно так и проектировались блоки А «Энергии», на основе которых впоследствии создавалась ракета «Зенит». Но и тогда осталось много нерешенных вопросов. В первую очередь – как противостоять аэродинамическому нагреву корпуса при спуске.

– Так на парашюте же – какой нагрев… Или как у Маска, на двигателях…

– Прежде нужно погасить весьма высокую скорость, на которой первая ступень прекращает работу и отделяется. Она входит в атмосферу Земли где-то на высоте 70 километров и должна затормозиться до скорости, на которой можно задействовать парашюты или двигатели мягкой посадки. Почему-то принято считать, будто нагрев происходит от трения корпуса о воздух, но это не так. Движущаяся с огромной скоростью ступень создает перед собой уплотнение воздуха, ударную волну, и чем выше скорость, тем сильнее нагрев. От возникающего плазменного облака идет конвекционная передача выделяемого тепла на конструкцию – как этому противостоять? При посадке первой ступени Falcon-9 при входе в плотные слои атмосферы включаются двигатели на малую тягу – за счет этого тепловые потоки к поверхности сопел, донной и боковой поверхности блока существенно уменьшаются. Но двигатели изначально должны предусматривать подобный режим работы.

– Что мешает воплотить идею Маска на наших будущих многоразовых ракетах?

– Для такой посадки двигатель должен быть рассчитан на многократное включение и дросселирование до 40 процентов тяги. Такие возможности должны закладываться в двигатель на этапе его проектирования. С теми, что у нас есть, сколь бы их ни нахваливали, реализовать подобную схему невозможно. То есть список необходимого для того, чтобы вывести нашу космонавтику на уровень создания многоразовых систем, нужно начинать с создания принципиально нового для наших конструкторов двигателя. Нужно перенестись с уровня 80-х годов в день сегодняшний: двигатель с тягой 100 тонн должен весить не более 600 килограммов, но не 1300 или 1500, что есть сейчас. Далее – проектирование многоразовых элементов ракеты-носителя, чтобы не приходилось их менять после каждого запуска. Самое сложное: конструктивное совершенство второй ступени должно быть улучшено минимум вдвое, но здесь пока вообще никаких просветов.

При существующем положении дел в системе Роскосмоса нельзя сделать ничего принципиально нового. Даже если за работу возьмутся гении, они будут связаны существующими нормативными документами и законодательными актами. В советское время генеральный конструктор имел, помимо огромной ответственности, и колоссальные права, он своей подписью мог продвинуть любой тупиковый вопрос, возникавший при проектировании новой техники. Классический пример – Королев. Когда стоял вопрос о разработке посадочных модулей для Луны и никто не знал, придется сажать аппарат на твердую поверхность или на толстенный слой лунной пыли, он написал «Луна твердая» и поставил подпись. С этого момента на нем лежала вся ответственность, если бы решение оказалось неверным. Но дело делалось. Не в том проблема, что нет сейчас людей, сопоставимых с Королевым, – просто нынешняя система вообще исключает подобного рода решения. Есть нормативные документы, те же ГОСТы и технические регламенты из советских времен, и будь добр их придерживаться. Пришел на должность – говори, что хочешь, а делай все по имеющимся стандартам. Допустим, есть определенный технический риск – скажем, заменить используемый сплав другим, который конструктор счел более подходящим. Но чтобы это сделать, нужно открывать отдельную НИОКР, а это лет пять исследований и согласований. А прав взять ответственность на себя нет ни у кого. По всем расчетам требуется уложить космический корабль в четыре, допустим, тонны, но в имеющихся условиях получится только шесть, не меньше. Самое парадоксальное, что и менять эту систему не имеет смысла, – она есть и работает.

Просто нужно, чтобы задачи коммерческие решались частным бизнесом. Глава такой компании вправе выпустить собственные нормативные документы, которыми будут руководствоваться конструкторы. Наши технические риски компенсируются через механизм страхования. Любой госслужащий, попытавшийся пойти таким путем, будет как минимум уволен. Тем более что высокими идеями никто не горит и личным благополучием рисковать не собирается. Таковы правила игры.

– Вернемся к вопросам целесообразности. Вроде бы очевидно, что вначале должен сформироваться спрос, а уже следом появится предложение. Пока не видно битв среди заказчиков выводов на орбиту, тогда как «пусковики» дерутся за заказы…

– Вы будете ждать с созданием эффективной транспортной космической системы, пока кому-то захочется создать заводы на орбите, а тем временем те, кто мог бы ими заняться, смотрят на существующий потенциал транспортных космических систем, стоимость выведения и возможность возврата на Землю продукции этих заводов. Инфраструктура, к которой относятся транспортные системы, должна быть опережающей, и Маск это продемонстрировал наглядно. До него было понятно: есть «Зенит», который с «Морского старта» при запуске из экваториальной зоны выводил на геопереходную орбиту (ГПО) шесть тонн, и был «Протон», выводивший те же шесть тонн на ГПО, но с космодрома Байконур. Под эти возможности производители спутников создавали свои аппараты. Маск своей ракетой Falcon-9 пришел на уже сформированный рынок и вытеснил практически всех из этой ниши. Теперь он формирует себе будущий рынок сам, предлагая новые услуги по выводу в космос коммерческих космических аппаратов. Предложил кластерные запуски нескольких спутников на одной РН – и сразу появились заказчики, готовые подстроиться под те размеры полезной нагрузки, которые он диктует. Потому что выгодно. Он обозначил, что начиная с 2021 года сможет регулярно осуществлять запуски по два в месяц, и сразу стало возможным при создании спутника иметь гарантированную дату его выведения, а не ждать неопределенное время, пока соберут пакет полезной нагрузки от разных заказчиков. Поэтому все дальнейшее развитие работ в космосе будет зависеть от создания эффективных транспортных систем. Масков «Дрэгон» может спускать с орбиты две тонны груза, а не те считаные килограммы, что способен довезти «Союз». Наш «Арго» сможет вернуть на землю одну тонну. Появится стабильно работающая транспортная система между Землей и орбитой, непременно найдутся и заказчики на эту услугу.

– «Арго» в дальнейшем не будет трансформироваться и в пилотируемую версию?

– Нет, мы изначально этого не планировали. Я занимаюсь бизнесом, а в нем очень важно правильно структурировать свою деятельность, выбрать определенную нишу и не пытаться охватить все. Мы занялись проблемой организации транспортных потоков по маршруту «Земля – низкая опорная орбита – Земля» для нужд орбитальных станций и автоматических производств, которые могут появиться в будущем. Лет через двадцать наша компания должна уже иметь свой носитель и такую модификацию «Арго», которая сможет доставлять и возвращать грузы на орбиты Луны и Марса. Пилотируемая космонавтика – это важно для государства, для политики, но не для нас, коммерсантов.

– А почему вас не увлекли идеи создания авиационно-космической транспортной системы, воздушного старта? Сейчас именно это направление многим кажется перспективным.

– Для меня это неочевидно. Оценки всех возможностей мы прошли уже тридцать лет назад. Главная проблема – двухсредный двигатель, использующий на первом этапе кислород атмосферы. Чтобы он работал в разреженной среде на высотах порядка 80 километров, его предварительно нужно разогнать до гиперзвуковой скорости на высоте километров двадцать. И что останется от озонового слоя при массовом использовании подобных систем, можно догадываться. Так что пока мир идет по пути развития многоразовых ракет. Повторю, одна из ключевых задач – научиться сажать вторую ступень. Маск уже делает первые шаги – корпус из нержавеющей стали, теплозащитное покрытие… Вначале, полагаю, он будет реализовывать суборбитальные полеты, а уж потом – отрабатывать возвращение с орбиты. Скорее всего конструкция получится если не с крыльями, то с некими аэродинамическими поверхностями, обеспечивающими управляемую посадку. В идеале, когда сможем достигнуть конструктивного совершенства порядка 35–40, можно будет говорить и об одноступенчатых ракетах, хотя я не уверен, что это реально в обозримом будущем.

– Вы сказали, что «Арго» создается в рамках европейского проекта. Может ли он стать еще и российским?

– Конечно, хотя мне кажется, что барьеры, которые ныне появляются в космосе, за пределами здравого смысла. Когда мы говорим «корабль в рамках европейского проекта», это значит, что инвестор и основной заказчик – европейские компании, но разработка корабля наша. Мы тесно сотрудничаем с нашими коллегами из Казахстана. Пора прекратить выстраивание барьеров в освоении космоса, и этим проектом мы пытаемся доказать, что можно сделать что-то общее, нужное всем, выйдя из-под национальных ограничений. Надо понять, что сегодня мы не являемся единой человеческой расой, одной земной цивилизацией, мы крайне разобщены национально, религиозно, идеологически, политически, ментально, нас раздирают экономические, политические, религиозные и военно-территориальные противоречия. Мы не дозрели до космоса, и пока мы сами не изменимся, он будет нам не по зубам.

– То есть контрактов с нашими государственными структурами у вас нет?

– Есть только недавно подписанное соглашение о сотрудничестве с Роскосмосом, которое позволяет нам, опираясь на него, начать подключать к нашему проекту входящие в его структуры предприятия. В принятом год назад бюджете Пентагона есть пункт, прямо распространяющийся на российскую космическую деятельность. Он говорит, что с 1 января 2023 года РФ вносится в список стран (Китай, Иран, Северная Корея, Сирия и Судан), услугами средств выведения которых запрещено пользоваться при проведении запусков коммерческих спутников, а также накладываются ограничения на услуги коммерческих спутников. То есть весь мировой рынок запусков для российских компаний будет закрыт, а надежды, что за ближайшие годы у нас самих появится нужда в массовых коммерческих запусках, как это произошло в Китае, нет никакой.

– Длительный кризис в нашей космической отрасли наводит на грустные мысли: а остались ли еще конструкторы и с высокими амбициями, и с потенцией, чтобы их реализовать? Школа-то посыпалась…

– В нашей компании МТКС самые старые – я и генеральный конструктор Николай Брюханов, пришедший из РКК «Энергия», где он разрабатывал «Клипер», потом «Федерацию», переименованную в «Орла». А за нами уже поколение сорокалетних, которых тщательно отбираем и даем возможность творчески работать. Сейчас приходят тридцатилетние, которые уже что-то из себя представляют. То есть лет через пять-шесть, когда мы уйдем, за нами не останется выжженной земли, нам есть кому передать опыт. Наш коллектив расширяется по мере возникновения новых задач. Пока главное – создание корпуса корабля, его основы. Сделаем три, необходимых для испытаний и дальнейшей работы, будем расширять направления по различным системам корабля. Думаю, что и в другие космические фирмы приходит умная и толковая молодежь.

Беседовал Алексей Песков


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Арго — многоразовый транспортный карабль