novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Материаловедние

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сплавы системы Al-Mg-Sc
автор: Salo


https://ria.ru/20191218/1562497767.html

Доставка груза на орбиту подешевеет благодаря новым российским сплавам
МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Ученые Самарского университета разработали методы производства деталей аэрокосмической техники из сплавов последнего поколения, позволяющие уменьшить вес и увеличить грузоподъемность самолетов и ракет-носителей. О результатах исследований сообщила пресс-служба вуза.
Перспективные алюминий-магний-скандиевые (Al-Mg-Sc) сплавы разработаны специалистами Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ). Совместно с ними самарские ученые изучили механические и коррозионные свойства сплавов с различным содержанием скандия, а также отработали режимы их прокатки, термической обработки и сварки.
"Основная задача нашего исследования – изготовление качественных полуфабрикатов с заданной кристаллографией структуры, обеспечивающей интенсификацию процессов формообразования деталей аэрокосмической техники”, – рассказал заведующий кафедрой обработки металлов давлением самарского университета, академик Федор Гречников.
Ученые отметили, что сплавы, разработанные в ВИАМ, при сопоставимой цене отличаются от зарубежных аналогов повышенными пределами прочности и текучести, причем эти характеристики можно значительно улучшить, применяя специальные режимы прокатки и термической обработки.
Внедрение новых сплавов позволит уменьшить вес конструкций примерно на 20%. Учитывая, что стоимость отправки на орбиту одного килограмма груза сегодня оценивается в несколько сотен тысяч рублей, разработка самарских ученых имеет серьезное экономическое значение.
"Применение новых материалов и новых технологий их обработки в ряде случаев дает больший эффект, чем использование каких-то конструктивных решений", – подчеркнул доцент кафедры обработки металлов давлением Самарского университета Ярослав Ерисов.
Как объяснил ученый, в ракетах-носителях традиционно используются алюминиевые сплавы с добавлением магния, которые в мировой практике последних лет все чаще улучшаются легированием редкоземельными элементами, в первую очередь скандием. Добавление небольшого количества скандия позволяет значительно повысить прочность материалов.
Помимо аэрокосмической отрасли, перспективной сферой использования новых сплавов является судостроение. Также ученые уверены, что новая технология найдет применение при создании различных видов транспорта, требующих повышенной прочности и малого веса.
Разработки специалистов Самарского университета стали одной из центральных тем международной научной конференции "Современные материалы и передовые производственные технологии", состоявшейся в Санкт-Петербурге.
В настоящий момент результаты исследования, проводившегося в рамках гранта Инновационного фонда Самарской области, готовятся к публикации в ведущих профильных научных журналах.

2

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news … er-485.pdf

Защита в космосе
Решетнёвцы повысили квалификацию в области гальванотехники.
Цех гальвано-химических и лакокрасочных покрытий компании «ИСС» динамично развивается, его сотрудники активно участвуют в решении важных для предприятия задач. Номенклатура подразделения весьма обширна, практически все металлические элементы спутников, которые изготавливаются на площадях космической фирмы, требуют гальванической обработки поверхностей для придания им таких свойств, как улучшенная поверхностная электропроводность, твёрдость, износостойкость, коррозионная стойкость.
Требуемое качество защитного покрытия достигается за счёт использования современных материалов и передовых технологий, при освоении которых без научного подхода не обойтись. С последними разработками и тенденциями в области гальванотехники решетнёвцев познакомил доцент Российского химикотехнологического университета Кирилл Смирнов (г. Москва). «Большое преимущество для наших сотрудников – из первых рук получить актуальные знания в области гальванотехники, – пояснил начальник гальвано-химического цеха «ИСС» Алексей Поляков. – Эти знания тем более ценны и важны для нас, что преподносятся с опорой на богатый преподавательский, научный и производственный опыт».
Для представителя Российского химико-технологического университета это первый визит на наше предприятие, поэтому предварительно он познакомился с гальваническим производством и применяемыми технологиями. Общение с персоналом помогло московскому эксперту выделить основные вопросы и трудности, возникающие перед решетнёвцами, и, соответственно, построить процесс обучения таким образом, чтобы он стал максимально эффективным и полезным.
Лекции посетили технологи гальвано-химического цеха, материаловеды, ведущие специалисты по гальвано-химическому направлению компании «ИСС».
«Одно из несомненных достоинств программы – её глубокая привязка к специфике создания летательных аппаратов, в отличие от большинства существующих методических пособий по данной теме, – рассказала ведущий инженер-технолог цеха гальваники Ирина Батманова. – Для себя почерпнула много полезной информации о способах подготовки поверхностей перед нанесением гальванических покрытий. Об оптимизации составов электролитов, о влиянии на технологический процесс компонентов и примесей, входящих в состав электролитов, и о введении новых современных рассеивающих и блескообразующих добавок, улучшающих качество гальванических покрытий и их эксплуатационные свойства». Кроме того, лектор познакомил спутникостроителей с опытом работы по нанесению гальванических покрытий (никелевого, медного, серебряного и других) ведущих российских предприятий: АО «АвтоВАЗ», ФГУП НПО «Техномаш».
Двухдневный курс лекций получился информативным и содержательным. Теперь решетнёвцам предстоит применить полученные знания и компетенции при разработке технологических процессов на железногорском космическом производстве с целью дальнейшего повышения характеристик продукции и, соответственно, её конкурентных преимуществ на отечественном и мировом рынке.