novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 14.09.2018


Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 14.09.2018

Сообщений 151 страница 172 из 172

151

AstroCat написал(а):

Сначала пусть выплатят. А то мож будет крупнейшая невыплата. )))

И как Сергей Павлович обходился без всего этого...

152

Phantom написал(а):

И как Сергей Павлович обходился без всего этого...

Сергей Павлович жил и работал в другой стране! (В том числе и с 1938 по 1943 годы!)
Но это - офтоп!

153

https://www.roscosmos.ru/25652/

Пресс-конференция в Центре управления полетами

31 октября в 12:00 в Центре управления полетами ФГУП «ЦНИИмаш» (г. Королёв, Пионерская 4а, вход в здание с улицы Богомолова) состоится пресс-конференция, на которой будут озвучены результаты работы Госкомиссии по определению причин нештатной ситуации, произошедшей 11 октября 2018 года.
Глава аварийной комиссии Олег Скоробогатов озвучит выводы, касающиеся причин нештатной работы ракеты-носителя, а также ответит на вопросы представителей СМИ...

154

https://ria.ru/science/20181031/1531835 … dex_main_3

"Роскосмос" назвал причину аварии ракеты "Союз"

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Авария ракеты "Союз-ФГ" произошла из-за неправильной работы датчика разделения первой и второй ступеней, сообщил исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

Ранее об этой версии неоднократно говорили источники РИА Новости, но официально она не подтверждалась.
Нештатная работа датчика привела к тому, что один из боковых блоков первой ступени не отошел на нужное расстояние и ударил по баку горючего второй ступени, в итоге бак разорвался, уточнил Крикалев.

Авария при запуске

Одиннадцатого октября произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль "Союз МС-10" с новым экипажем МКС.

На борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Им удалось эвакуироваться на Землю в спасательной капсуле.
"Роскосмос" создал аварийную комиссию. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности строительных работ. Не исключено, что ошибка была допущена при сборке.

Рассказать об итогах работы комиссии планируется на пресс-конференции в центре управления полетами в подмосковном Королеве 1 ноября.

155

http://militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=494394

Госкомиссия выявила разовое единичное нарушение технологического процесса при сборке потерпевшей аварию ракеты "Союз" - источник
       Байконур. 1 ноября. ИНТЕРФАКС - Госкомиссия выявила нарушения технологии при сборке аварийной ракеты "Союз-ФГ" в монтажно-испытательном комплексе (МИК) на Байконуре, сообщил "Интерфаксу" источник в представительстве самарского сборочного предприятия на космодроме.
      "Речь идет о повреждении концевого датчика в результате непреднамеренных, однако ошибочных небрежных действий одного или нескольких специалистов РКЦ "Прогресс" в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома при сборке пакета в составе боковых блоков первой ступени и центрального блока второй ступени. То есть могло произойти разовое единичное нарушение технологического процесса", - сказал источник.
       В результате при отделении данного бокового блока заклинило крышку реактивного сопла для увода бокового блока от центрального блока.
       Как заявил ранее директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев, один из боковых блоков не отделился и ударил по баку горючего второй ступени. Бак разорвался. Сработала система аварийного спасения и капсула с экипажем, отделившись от ракеты-носителя приземлилась в аварийном режиме вблизи казахстанского города Жезказган.
       Госкомиссия завершила работу досрочно, "приблизительно к 28 октября, вместо 30-го, как планировалось ранее".
      "Причины аварии очевидны. Они доведены до специалистов на Байконуре, а также до американской стороны", - добавил источник.
       11 октября при запуске с космодрома Байконур к МКС пилотируемого корабля "Союз МС-10" с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом произошла нештатная ситуация, экипажу пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане.
       Авария произошла спустя две минуты после старта. Спускаемый аппарат корабля "Союз" приземлился вблизи города Жезказган в Казахстане. После этого запуски ракет типа "Союз" были временно приостановлены.
       Высокотехнологичные грузы, включая 3D-биопринтер, которые должен был доставить аварийный корабль "Союз МС-10" на Международную космическую станцию, спасти не удалось.
       В ночь на 25 октября с Плесецка успешно стартовала ракета "Союз-2.1б" с военным спутником.
       Первый после аварии запуск аналогичной аварийной ракеты "Союз-ФГ" запланирован на 16 ноября. Она выведет на орбиту космический "грузовик" "Прогресс МС-10".

156

Судя по формулировкам ракету реально собирают кувалдой, другой причины так обтекаемо обходить конкретику я не вижу.

157

https://www.youtube.com/watch?v=PzLBGGsOOps

Авария Союза: причины и выводы
Телестудия Роскосмоса

Опубликовано: 1 нояб. 2018 г.
Пресс-конференция по итогам работы Госкомиссии и определению причин нештатной ситуации 11 октября 2018 года при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10».

158

https://www.roscosmos.ru/25664/

Роскосмос. Пресс-конференция по результатам работы Госкомиссии по определению причин нештатной ситуации, произошедшей 11 октября 2018 года
01.11.2018 13:00
В Центре управления полетами ЦНИИмаш состоялась пресс-конференция по результатам работы Госкомиссии по определению причин нештатной ситуации, произошедшей 11 октября 2018 года при запуске ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС-10».
В пресс-конференции принимали участие: председатель аварийной комиссии, заместитель генерального директора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов, и.о. генерального директора ЦНИИмаш Николай Севастьянов, заместитель генерального директора по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надёжности Госкорпорации «Роскосмос» Александр Лопатин, генеральный директор РКК «Энергия» им. С.П. Королёва» Сергей Романов,  генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов, генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре – заместитель генерального директора ЦНИИмаш Александр Медведев, заместитель руководителя ФМБА России Вячеслав Рогожников,  академик, директор ГНЦ РФ - ИМБП РАН Олег Орлов и начальник ЦПК имени Ю.А. Гагарина Павел Власов.

Из заключения аварийной комиссии, о результатах которой рассказал журналистам Олег Скоробогатов, следует: «Пуск завершился аварией РН из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты космического назначения».
Причина нештатного разделения – неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6˚45‘), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур. Причина аварии РН носит эксплуатационный характер и распространяется на задел собранных в «пакет» РН типа «Союз».
Система аварийного спасения ТПК «Союз МС-10» сработала в соответствии с заложенной логикой. Экипаж действовал в соответствии с требованиями бортовой инструкции и указаниями Центра управления полетами».
Для безусловного выполнения плана запусков космических аппаратов по Федеральной космической программе и программам международного сотрудничества России, Госкорпорацией «Роскосмос» организованы разработка комплекса мероприятий по исключению возможности повторения аварийной ситуации и проведение первоочередных мероприятий для возобновления пусков РН типа «Союз» в ноябре 2018 года. При этом Госкомиссия утвердила даты запусков по программе Международной космической станции: 16 ноября 2018 года состоится запуск РН «Союз-ФГ» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-10», а 3 декабря 2018 года будет осуществлен пуск ТПК «Союз МС-11». Экипаж ТПК «Союз МС-09» — Александр Герст (ESA), Сергей Прокопьев (Роскосмос) и Серина Ауньён-Чэнселлор (NASA) — вернется на Землю 20 декабря 2018 года.
https://www.roscosmos.ru/media/img/news/2018/20181101.ms10.infographics.jpg

159

https://www.youtube.com/watch?v=kCaaEgJi3OA

"Космическая перегрузка". Документальный фильм Александра Рогаткина - Россия 24
42:22
Опубликовано: 2 нояб. 2018 г.
Бракованные двигатели и падающие космические корабли. Чудо-работники, ставящие детали вверх ногами, и аварийная система, спасающая людей. Ступени от ракет и тяжелые болезни, свалившиеся на головы жителей Алтайского края. Где находится сейчас отечественная космонавтика, и как вывести отрасль из "Космической перегрузки"?

160

НИХЕРАСЕ!!!!! ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПОХАБЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЕ!!!

Чтобы понять что произошло нужно немного углубиться в совершенно иную тему: цензуру в СМИ. Я постараюсь минимально затронуть политику, просто опишу как оно работает (я сам некоторое время работал на ТВ). Есть медиахолдинги, которые принадлежат различным финансово-промышленным, военным, криминальным и другим группам/кланам. Все они иногда грызутся друг с другом, тогда мы можем наблюдать весёлое перекидывание компроматом по федеральным каналам, но это всегда идёт в рамках правил, установленных понятно лично кем. Кроме того, есть "генеральная линия партии", это набор идеологических установок, если угодно, то те самые методички. Руководители групп и кланов ставят на руководство медиахолдингами людей, которые понимают что к чему. Они в свою очередь расставляют руководителей конкретных СМИ, которые уже берут на работу главных редакторов. За косяки главредов огребают выше по цепочке. Эта система давно устоялась и в целом работает хорошо (если такой термин вообще применим). Поскольку все люди рано или поздно ошибаются, то существуют дополнительные методы защиты. Есть специальные люди, которые просматривают материалы перед подачей их в эфир (речь конечно же только о центральных каналах, на новости усть-пердюйска такие ресурсы не тратят). Следующая линия обороны населения от правды это таймзоны - Калининград получает самые правильные новости, а вот на Сахалине смотрят более оппозиционный телевизор.

Канал Россия24 является одним из главных, поэтому контент проходит тщательную проверку.

Генеральная линия партии сейчас именуется "скрепы" - набор догматов, аксиоматика пропаганды. Среди этих скреп такие вещи как Русский Мир, ненависть к фашистам, Россия в кольце врагов, ужасные девяностые и далее всё в этом стиле, посмотрите неделю новости, выпишите с каких позиций идут сюжеты, по числу повторов ранжируйте и будет вам список. Не знаю существует ли это именно в виде документа, но если и не существует, то главреды прекрасно всё сам знают. Безотносительно скреп частотный анализ даёт много интересной информации, но крайне нудное занятие. Крайне.

Среди скреп есть и космос - считается, что мы круты, очень круты, от нас немного отстают США, ну и там дальше всякие. Это именно догмат.

Так вот, появление сюжета с критикой отечественной космонавтики означает что пришла команда С САМОГО ВЕРХА! Для любого главреда это что-то вроде сюжета о том что Крым не наш, т.е. такое просто невозможно. С высокой вероятностью это означает что отрасль будут кардинально перетряхивать и полетят головы. С меньшей вероятностью это последнее предупреждение руководителям отрасли.

161

А меня зацепили фактические "новшества". Например, что применение дешёвого припоя вместо дорогого стало непосредственной причиной аварии. (Предыдущей.)  ЕМНИП,  с припоями было как раз наоборот. И к аварии это не привело: "по счастливой случайности" (с) ДОР!

162

zandr написал(а):

А меня зацепили фактические "новшества". Например, что применение дешёвого припоя вместо дорогого стало непосредственной причиной аварии. (Предыдущей.)  ЕМНИП,  с припоями было как раз наоборот. И к аварии это не привело: "по счастливой случайности" (с) ДОР!

Ой, ну уровень современной журналистики такой, там и Прогресс на Протоне запускали и ещё куча ляпов.

163

https://vz.ru/society/2018/10/31/948494.html

Почему космическая отрасль погрязла в халтуре
Авария «Союза» стала, к сожалению, закономерным следствием развала космической отрасли

В среду, как ожидается, госкомиссия расскажет о причинах недавней аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ». О том, что происходит сегодня в российской космической отрасли, почему катастрофически упала культура производства, какие чудовищные ошибки совершают инженеры и техники и какую нищенскую получают зарплату, газете ВЗГЛЯД рассказали сотрудники космических предприятий.

В советское время на стартовых площадках после ЧП с ракетами шутили: «Сейчас начнется операция «КЕДР», что в переводе означало «Комиссия Едет Давать Разгон». Аварийных ситуаций хватало сполна, ракетная техника создавалась с нуля и потому без чрезвычайных происшествий при запусках не обходилось.

«Идет процесс познания, и в нем такие неудачи происходили на протяжении всей человеческой истории, – говорил главный конструктор Сергей Королев. – Происходят они и сегодня – этому не надо удивляться». Эти слова, прозвучавшие на одном из заседаний Военно-промышленной комиссии, на котором Королев давал отчет о причинах неудачных пусков, были уместны тогда – в самом начале, когда советская космонавтика только делала свои первые шаги. Но уместны ли они сейчас? Аварий с проверенной годами техникой происходить не должно.

Академик Борис Черток в советское время неоднократно входил в состав аварийных комиссий и даже их возглавлял. «Мы всегда старались понять первопричину, – утверждал он. – Как правило, первопричина заключалась в человеческом факторе: кто-то допустил небрежность или разгильдяйство».

«В СССР космических аварий и катастроф было в десятки раз больше, чем сейчас», – считал академик. По его словам, высокая аварийность современных российских космических систем – не более чем стереотип, созданный СМИ. «Если сравнивать с тем, что было раньше в советской космической отрасли, то такие нештатные ситуации сегодня очень редки», – отмечал Черток. Увы, это далеко не так. Во всяком случае в процентном отношении. Давайте сравним космонавтику советских и российских времен и посмотрим статистику запусков и аварий.

В СССР в 1960–1969 годах было совершено 439 запусков, из них 61 аварийный (13,9%). В 1970–1979 годах – 909 запусков и 42 аварийных (4,6%). В 1980–1989 годах – 954 и 22 (2,3%), а за два года – 1990–1991 – совершили 140 запусков, из которых шесть оказались аварийными (4,3%).

В Российской Федерации в 1992–1999 годах произвели 294 запуска, из них 15 аварийных (5,1%). В 2000–2009 годах – 263 запуска и 12 аварийных (4,5%), в 2010–2017 годах – 227 и 14 (6,1%). Подпортил показатели нынешний год: 11 запусков с одной аварией (9,0%). Кстати, если верить статистике, эта авария в 2018-м пока единственная в мире.

Восемь аварий «Союзов»

В нынешнем веке Россия эксплуатирует ракеты-носители семейства «Союзов» пяти модификаций: «Союз-ФГ», «Союз-У», «Союз-2.1а; 2.1б; 2.1в». С 2000 года в ходе запусков этих РН произошло восемь аварий, включая ЧП на Байконуре 11 октября – оно стало для носителя «Союз-ФГ» первой аварией после 64 успешных стартов с начала эксплуатации в 2001-м. Итак, восемь неудач на космодромах Байконур, Плесецк и Восточный.

На причины аварий стоит обратить внимание. Попадание постороннего предмета в трубопровод двигателя. Засор магистрали подачи горючего. Несрабатывание одного из четырех замков. Возгорание, к которому могло привести нарушение технологии сборки двигателя. Неправильно запрограммированное полетное задание.

Ракетная техника очень чувствительна к тому, что называют человеческим фактором. Остатки металлической стружки способны вызвать короткое замыкание, нарушить герметичность клапанов, привести к возгоранию турбонасосных агрегатов. Не меньшую опасность представляют забытые в отсеках и емкостях ракеты инструменты, крепежные детали, обтирочные материалы. А также случайно или специально просверленные отверстия, неверно установленные датчики.
На эту тему

Во времена Королева подобных ЧП случалось с избытком, но главный конструктор призывал строго следовать установленным правилам – от начальства ничего не скрывать. Как говорится, лучше сам признайся – тебе ничего не будет. Честно говоря, слабо верится, чтобы в отношении виновника не делались оргвыводы.

«И прогрессивки нас лишали, и квартальных премий, – рассказывает газете ВЗГЛЯД ветеран-производственник, который до сих пор трудится на одном из заводов отрасли. – Не редкостью были выговоры по партийной, комсомольской и профсоюзной линии. Но энтузиазм тех, кто в СССР работал на космос и оборону, был очень велик. Люди любыми путями стремились попасть в сферу ОПК или космической промышленности. Условия там были несказанно лучше, чем на простых заводах и фабриках: зарплаты выше, социальная сфера соответствующая, да и с жильем проблемы решались быстрее. Но и отношение к работе в космической отрасли было другим – более ответственным, культуру производства нам начинали прививать еще в профтехучилищах.

А что сейчас? Мне недавно рассказали, что на одном из предприятий (не буду его называть) при входном контроле обнаружили в двигательной установке несколько алюминиевых пломб. Виновника спустя некоторое время вычислили –

    посторонние предметы в двигатель накидал рабочий, недовольный условиями труда и затаивший обиду на руководство.

Я просто не представляю, чтобы такое случилось при Королеве или Глушко».

Конечно, космонавтика – отрасль особая: многие ее технические системы из-за высокой сложности и уникальности являются объектами повышенного риска. Ошибки и неудачи здесь неизбежны, но к авариям и ЧП на космодромах приводит потеря профессионализма, считает российский политик, ученый и космонавт Юрий Батурин.

«К этому приводит и безумный отказ от всего советского, – подчеркивал Батурин в интервью «Российской газете». – ГОСТы отменили, отраслевые ГОСТы стали ненужными. В результате стандарты стали устанавливать сами производители. Естественно, им нежелательно задавать самим себе более высокие требования, чем они могут их обеспечить. И вот такой результат».

Советская практика

Переход на ракетную тематику в прошлом веке потребовал не только полностью перевооружить предприятия отрасли в техническом плане, но и коренным образом изменить сознание и взгляды работавших людей.

Иногда принимались жесткие меры. Требовалось, чтобы культура производства и ее составляющие – чистота рабочих мест, соблюдение всех технологических требований и многое другое – вошли «в плоть и кровь» рабочих, техников, инженеров. Как рассказывал один из первопроходцев отечественного ракетостроения Л. В. Смирнов (1916–2001), который с 1963 по 1985 год возглавлял Госкомиссию Совмина СССР по военно-промышленным вопросам, руководством завода в Днепропетровске был введен контроль чистоты на рабочих местах, внутри цехов и на прилегающей территории, контроль технологической дисциплины и техники безопасности. Если обнаруживались нарушения, цех лишался премии. Первое время возникала масса обид, но культуру производства удалось привить. Даже потом шутили, что Смирнов такими «варварскими методами втягивал завод в ракетную цивилизацию».

Многие ветераны отрасли вспоминают, что сборка ракет была тяжелым испытанием, иногда приходилось работать круглые сутки, без выходных и праздников.

«Нас никто не загонял на работу, никто не грозил увольнениями или отказом в очереди на жилье, – рассказывает один из старейших работников оборонного предприятия. – Все рабочие знали – если умудрился допустить промашку, нужно немедленно известить технологов. Сегодня, на мой взгляд, основная причина всех ЧП в космонавтике – это снижение культуры производства. Аварии могут происходить с новой ракетой, которая только отрабатывается и проходит летно-конструкторские испытания, нарабатывая тем самым надежность. Но если ракета давно проверенная, то какие с ней могут приключаться ЧП? Аварии при неизменности конструкции могут быть обусловлены только проблемами на производстве. Например, снижением качества или нарушением технологии».

Молоток им в помощь

Вспоминается случай из разряда «нарочно не придумаешь», когда монтажник установил датчики угловых скоростей (ДУС), перевернув их на 180 градусов от штатного положения – вверх тормашками. Что это? Невнимательность? Халатность? Диверсия?

«Старый производственник такое вряд ли допустил, – говорит газете ВЗГЛЯД 65-летний слесарь-сборщик одного из подмосковных предприятий. – Мы – работники советской закалки – люди ответственные. Нас в отрасли еще предостаточно, мы крепко держимся за свои места – на одну пенсию далеко не уедешь. А молодежь на заводы не идет – не престижно. Мог ли молодой монтажник так датчик установить? Допускаю. Сегодня молодое поколение любит экспериментировать – приходят юноши на производство из непрофильных ПТУ или колледжей, а дело свое толком не знают. Складывается такое впечатление, что в мозгах монтажника мелькнула крамольная мысль – что произойдет, если датчик иначе установить».

А то и произойдет – авария одного из самых мощных носителей «Протон-М» с тремя спутниками системы ГЛОНАСС. При старте ракета перевернулась, врезалась в землю и взорвалась. Ущерб – почти пять миллиардов рублей.

Аварийной комиссией в результате проведенных исследований было установлено, что на стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия. Причиной аварии является нарушение технологии установки трех ДУС, дефект проявился в полете, имеет производственный характер.

Возникает вопрос: есть ли на производстве мастер с контролером ОТК и куда они смотрели? Но оказывается, что контролировать установку датчиков вроде и не обязательно. Конструкция датчиков такова, что случайно перевернуть их при монтаже невозможно – вверх тормашками в посадочное гнездо их можно вогнать только силой и с помощью молотка. А коль так, то и проверка датчиков не предусматривается – кто же будет с молотком экспериментировать?

После этой аварии на предприятии-изготовителе провели проверку и выяснили, как утверждает источник в космической отрасли, что «в 2009–2011 годах произошло увеличение количества малоопытных сотрудников с одновременным ростом количества сотрудников предпенсионного возраста». При этом увеличивался объем производства, что повлияло на качество производимых работ. Зри в корень, решили проверяющие – и сделали вывод, что «причиной, способствовавшей аварии, являются падение авторитета рабочих профессий, которое произошло в 1990-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров». И такое положение вещей на многих предприятиях отрасли, что подтверждают газете ВЗГЛЯД ветераны производства на условиях анонимности.

Если вы считаете, что вы нам платите – считайте, что мы на вас работаем

Космическая отрасль и ОПК в СССР пользовались привилегиями. На заводах и в КБ внедрялась информационно-вычислительная техника, на производство поступали станки с числовым программным управлением, для обслуживания которых требовались квалифицированные рабочие с более высоким уровнем образования. И многие молодые ребята после окончания техникумов шли работать на станки с ЧПУ, где им платили хорошую зарплату.

Сегодня за станками немало возрастных рабочих – тех самых молодых парней, отдавших всю жизнь профессии ракетостроителя. И работа им нравится – даже, как говорится, за гроши. Ветераны пенсионного возраста, посвятившие себя космической отрасли, держатся на своих насиженных местах до последнего, не уступая нынешним молодым ни пяди...

Но рвется ли современная молодежь на предприятия космической промышленности? Жаждет стоять у станков и осваивать сложную технику, чтобы делать ракеты? Работать на таких предприятиях интересно, но уровень зарплат простого инженера «космической фирмы» мало отличается от зарплаты такого же работника на любом другом производстве. Ответственность же колоссальная...

«Я стал бы работать на космическом производстве, – говорит газете ВЗГЛЯД Николай, прошлогодний выпускник профессионального колледжа, что в подмосковном Дзержинском. – Но, честно говоря, меня отпугивает повышенная ответственность и разговоры о низких зарплатах на космических предприятиях. Мой дед всю жизнь трудился на космос, сейчас на пенсии. Он мне рекомендует поступать в институт – хочет, чтобы наша космическая династия продолжалась. В следующем году пойду учиться в МГТУ имени Баумана – знаю, что там дают хорошее образование в области космонавтики. А дед все время повторяет, что, пока в нашей стране не появится настоящая стратегия развития космонавтики, работать в космической отрасли не следует – никто не оценит».

Но стратегия есть, есть и Федеральная космическая программа на 2016–2025 годы.

Сегодня российской космонавтике как никогда нужны квалифицированные кадры. На сайтах НИИ и предприятий, занимающихся разработкой РН и КА, особо подчеркивается, что уникальные разработки создаются умами и руками специалистов. Правда, при этом они, если верить данным о вакансиях, зарабатывают копейки (если сравнивать с зарплатами топ-менеджеров российской космонавтики). Отсюда и текучесть кадров.

Вот, например, подмосковное предприятие – Ракетно-космическая корпорация (РКК) имени академика С. П. Королева. Этот флагман российского ракетостроения приглашает на работу ИТР и специалистов рабочих профессий, предлагая им неплохую зарплату. Так, от 60 тыс. рублей смогут получать фрезеровщики, токари-универсалы, операторы фрезерных и токарных станков с ПУ, от 50 тыс. рублей – слесари механосборочных работ, а от 40 тыс. – медники, заточники, шлифовщики и инженеры-технологи.

А Государственному ракетному центру (ГРЦ) им. академика В. П. Макеева (делает баллистические ракеты для подводных лодок) нужны различные инженеры – конструкторы или электронщики. Зарплату им предлагают от 19,4 до 26,1 тыс. рублей. Требуются рабочие руки и Воронежскому механическому заводу, который производит жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), в том числе для РН «Протон-М». Зарплату 30–40 тыс. рублей предлагают токарям, фрезеровщикам, расточникам, токарям-карусельщикам и операторам станков с ПУ.

Еще будучи вице-премьером, Дмитрий Рогозин призывал наказать всех виновных в авариях в космической отрасли – причем не только тех, кто «чего-то там крал», но и тех, кто «ненадежно присматривал». Он также указывал на необходимость проанализировать уровень зарплат сотрудников на предприятиях, которые работают на космос. «Если эти люди получают по 12–15 тыс. рублей, ждите беды», – заявлял Рогозин.

При этом весьма существенные деньги получают в космической промышленности руководители высшего звена. Например,

    бывший гендиректор Роскосмоса задекларировал доход за 2017 год в размере 108 млн рублей, из них по основному месту работы – 71,5 млн рублей.

Когда сотрудник КБ, завода или центра, от которого зависит безупречная работа ракетно-космических систем, имеет зарплату 40–50 тыс. рублей (или озвученную Рогозиным) и видит доходы руководства отрасли, ему на ум приходит старая как мир поговорка: «Если вы считаете, что вы нам платите – считайте, что мы на вас работаем».

Ракетный министр Афанасьев? Нет – Рогозин

Каковы перспективы космической отрасли? Говорят, что Дмитрий Рогозин намеревается осуществлять деятельность госкорпорации на принципах оперативного штаба, постоянно взаимодействующего с предприятиями отрасли. Ничего нового. Примерно так же осуществлялась деятельность Министерства общего машиностроения СССР под руководством С. А. Афанасьева (1918–2001), или ракетного министра, как его называли коллеги и подчиненные.

«Коллегии министерства проводили жестко. Главное – конкретные, обоснованные предложения и что они обеспечивают, – рассказывал Афанасьев. – Обсуждения проходили демократично, но после принятия предложений назначались ответственные, которые строго контролировали их выполнение с повторными докладами. За упущение в работе наказывали руководителей всех рангов без исключения, нередко и руководителей министерства. Но у меня было правило – наказывать самим, не подставляя никого наверх. Более того, мы стремились выручать наших руководителей, попавших в беду. И еще – мы не стремились наказывать материально».

Времена жесткого и компетентного управления из центра прошли, настали рыночные отношения. Не стало таких министров, как Афанасьев. Но что получилось в ракетно-космической промышленности?

Добавилось проблем после распада Советского Союза. Российский космический потенциал серьезно пострадал из-за затяжного экономического спада. С ужасом ветераны космонавтики вспоминают 1990-е годы, когда в ходе либеральных реформ ОПК и космическая промышленность России лишились многих тысяч высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. «Золотые руки» рабочих и светлые мозги инженеров-энтузиастов – это дефицит, закрывать который предстоит новому поколению.

Прекрасное будущее российской космонавтики?

Академик Черток считал, что будущее российского космоса может быть великим. Но добавлял: если у нас будет мощная научно-техническая база. Борис Евсеевич был уверен, что

    так называемый свободный рынок создать сильную космонавтику не способен.

«Крупные общегосударственные задачи должны решаться самим государством и под его строжайшим контролем, – говорил он. – За полувековое развитие наша ракетно-космическая промышленность накопила такой потенциал, что пока еще способна снова стать лидером». Он подчеркивал, что отечественная космонавтика нуждается в выработке генеральной линии. «Должна быть ясна ее перспектива, – говорил академик. – К тому же надо разработать такую программу, чтобы ею можно было увлечь не десяток или сотню молодых энтузиастов, а тысячи специалистов, как это было еще во времена СССР».

Что же ждет российскую космонавтику? Как сказал Владимир Путин на совещании по развитию космической отрасли 8 августа, правительству и Роскосмосу дан целый ряд поручений. Речь идет о наращивании орбитальной группировки, создании носителя сверхтяжелого класса, реализации пилотируемой программы и завершении строительства космодрома Восточный.

«Нужно создать условия для продуктивной, слаженной работы предприятий космической отрасли и их трудовых коллективов, конструкторов, инженеров, рабочих, – подчеркнул глава государства. – В том числе речь идет о повышении финансовой устойчивости организаций, дополнительных социальных гарантиях и стимулах для роста профессионализма сотрудников и притока молодых, талантливых кадров».

Мы словно возвращаемся в СССР.

164

https://ria.ru/space/20181104/1532121604.html

На "Союзе-ФГ" заменят датчики разделения блоков, сообщил источник
МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости. Датчики, дающие команду на разделение, будут заменены на всех боковых блоках у ракеты "Союз-ФГ", которая должна стартовать с грузовым кораблём "Прогресс МC-10" с космодрома Байконур 16 ноября, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
"Накануне из самарского Ракетно-космического центра "Прогресс" на Байконур выехала бригада специалистов, которая 5 ноября проведет на ракете "Союз-ФГ" демонтаж датчиков, выдающих команду на разделение блоков, и вместо них установит новые. Датчики располагаются в верхней части каждого из четырех блоков первой ступени ракеты-носителя и при окончании работы первой ступени ракеты выдают команду на отделение блоков первой ступени от продолжающей полёт второй ступени", — рассказал собеседник агентства.
Ранее аварийная комиссия установила, что несрабатывание одного из датчиков привело к аварии при запуске ракеты "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблём "Союз МС-10" 11 октября. Комиссия поручила разобрать и перепроверить собранные на Байконуре и космодроме Куру две ракеты семейства "Союз".
Для этого на Байконуре от второй ступени ракеты "Союз-ФГ" отстыковали четыре блока первой ступени. Разборка проводилась, чтобы убедиться, что ракета была собрана без ошибок.
"После разборки ракеты оказалось, что к датчикам, имеющимся на установленной ракете, каких-либо претензий нет, но в качестве меры, повышающей надёжность пуска, их всё-таки решили заменить на новые, специально доставленные с завода", — сказал собеседник.
Пуск ракеты космического назначения "Союз-ФГ" с транспортным грузовым кораблем "Прогресс МС-10" запланирован на 21.14 мск 16 ноября. Грузовой корабль должен доставить на МКС более 2,5 тонн грузов различного назначения.

165

zandr написал(а):

"После разборки ракеты оказалось, что к датчикам, имеющимся на установленной ракете, каких-либо претензий нет, но в качестве меры, повышающей надёжность пуска, их всё-таки решили заменить на новые, специально доставленные с завода", — сказал собеседник.

Или это дурость, или реальную причину не нашли и решили поменять на датчики из другой партии.

166

Объясните мне простыми словами - авария КК "Сою--СМ10" произошла сразу же после отделения блоков 1 ступени и сброса мачты САС? По последней информации я это так понял

167

OSV написал(а):

Объясните мне простыми словами - авария КК "Сою--СМ10" произошла сразу же после отделения блоков 1 ступени и сброса мачты САС? По последней информации я это так понял

По циклограмме в начале отстреливается САС (точнее её самая заметная часть - башня с движками), потом боковушки, потом обтекатель, потом вторая ступень... Какой-либо связи между отстрелом и аварией нет они просто рядом по времени.

И САС это не только башенка, она служит для спасения на начальном этапе (кстати мне не особенно понятно зачем её отстреливают так поздно), там ещё в обтекателе есть движки, которые собственно и сработали и это тоже САС.

168

http://militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=500493

"Роскосмос" выделил полмиллиарда рублей на контроль качества сборки ракет
       Москва. 27 января. ИНТЕРФАКС-АВН - Госкорпорация "Роскосмос" потратит 450 млн рублей на контроль за качеством сборки космической техники, говорится в материалах портала госзакупок.
       Согласно материалам портала, госкорпорация выделит 455 млн рублей на "контроль качества работ при создании изделий ракетно-космической техники".
       В годовом отчете госкорпорации за 2017 год, опубликованном в ноябре 2018 года, среди негативных факторов, имеющих место в российской космической отрасли, назвали "недостаточный уровень квалификации и отсутствие мотивации персонала к профилактике (недопущению) случаев несоответствий (в том числе отказов) при эксплуатации космической техники" и "низкая эффективность системы контроля качества поставляемых материалов и комплектующих изделий".
     11 октября 2018 года, при запуске пилотируемого корабля "Союз" на второй минуте полета произошла нештатная ситуация, экипажу пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. После этого запуски ракет типа "Союз" были временно приостановлены.
       Это было первой за 35 лет аварией при запуске пилотируемого космического корабля "Союз". Причиной аварии госкомиссия назвала неисправный датчик, из-за которого один из боковых блоков первой ступени отделился нештатно и ударил по второй ступени, изменив направление полета, что вызвало срабатывание системы аварийного спасения экипажа.

169

https://ria.ru/20190206/1550455299.html

РНПК начала выплаты по убытку, связанному с аварией "Союза МС-10"
МОСКВА, 6 фев - РИА Новости. Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) сделала первую выплату в пользу компании "ВТБ страхование" по убытку, связанному с гибелью космического корабля "Союз МС-10" в октябре, сообщила пресс-служба перестраховщика.
"Выплата в размере 229,3 миллиона рублей произведена в пользу "ВТБ страхования". Урегулирование страхового события продолжается", - сообщили в РНПК.
Носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" потерпел аварию 11 октября вскоре после старта с космодрома "Байконур". Комиссия пришла к выводу, что авария произошла в результате удара одного из боковых блоков первой ступени во вторую ступень носителя на этапе их разделения. У блока не сработала система увода в сторону от ракеты из-за согнутого во время сборки на "Байконуре" соответствующего датчика.
На борту "Союза МС-10", направлявшегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг. Экипаж не пострадал, поскольку штатно сработала система аварийного спасения "Союза". Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие при запуске отечественного пилотируемого корабля.

170

http://www.militarynews.ru/story.asp?ri … mp;lang=RU

Рогозин наградил медиков, участвовавших в октябре в спасении Овчинина и Хейга после аварии "Союза"
      Байконур. 15 марта. ИНТЕРФАКС - Врачи и медсестры, принимавшие участие в спасательной операции после октябрьской аварии на Байконуре ракеты-носителя "Союз ФГ", получили награды из рук главы Роскосмоса.
       Так, медалью "Космос без границ" были награждены врач поликлиники имени Брусницина ФМБА России Николай Махов, терапевт больницы номер 1 Юрий Воеводин, заведующая здравпунктом Яна Колосова.
       Также объявлена благодарность сотрудникам больницы №1 ФМБА: заведующему отделением анестезиологии и реанимации, врачу анестезиологу-реаниматологу Арантаю Дарбузову, медсестре Елене Ким и врачу анестезиологу-реаниматологу Игорю Цою.
       Награждённые принимали участие в спасательной операции 11 октября прошлого года, когда ракета "Союз-ФГ" с россиянином Алексеем Овчининым и американским астронавтом Ником Хейгом потерпела аварию.
       Из-за неисправного датчика не произошло нормальное отделение одного из боковых блоков первой ступени, который, вместо того, чтобы отлететь в сторону, развернулся и ударил по корпусу ракеты "Союз-ФГ", изменив направление ее полета.
       Сработавшая система аварийного спасения отстрелила спускаемый аппарат с А.Овчининым и Н.Хейгом, которые благополучно приземлились вблизи города Жезказган в Казахстане. После этого запуски ракет типа "Союз" были временно приостановлены. Это было первой за 35 лет аварией при запуске пилотируемого космического корабля "Союз".

171

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cb0a2969a7947752e0cee0b

Страховщик выплатил «Роскосмосу» 4,7 млрд руб. за аварию «Союз-ФГ»

Страховая компания «Согласие» выплатила «Роскосмосу» 4,655 млрд руб. за аварию ракеты-носителя «Союз-ФГ» и пилотируемого корабля «Союз МС-10», говорится в сообщении компании.

«После предоставления всех необходимых документов, предусмотренных договором страхования, заявленное событие было признано страховым случаем», — отмечается в сообщении. «Согласие» произвела выплату при участии российских и западных перестраховщиков.
Ракета-носитель «Союз-ФГ» стартовала с Байконура 11 октября. Она должна была вывести на орбиту корабль с экипажем в составе космонавта «Роскосмоса» Алексея Овчинина и американского астронавта Ника Хейга. Однако один из боковых блоков отсоединился некорректно, произошла авария. Экипаж смог эвакуироваться и не пострадал.

Комиссия, проводившая расследование, установила, что причиной аварии стала деформация датчика разделения первой и второй ступеней ракеты. В марте Хейг и Овчинин прибыли на МКС.

172

https://aboutspacejornal.net/2019/12/02/рогозин-открыл-памятник-потерпевшем/?_utl_t=fb&fbclid=IwAR2E8DB7Z5xQVkEEHyALy41BdVCj-myPBovIRfGRisNFWNIwbqRIufQvm20

Рогозин открыл памятник потерпевшему аварию в 2018 году кораблю “Союз”
https://aboutspacejornal.net/wp-content/uploads/2019/12/141813.090330.9420.png

Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, космонавт Алексей Овчинин, астронавты НАСА Кейтлин Робинс и Ник Хейг открыли на территории офиса госкорпорации в Москве архитектурную композицию, посвященную пилотируемому кораблю “Союз МС-10“, который потерпел аварию 11 октября 2018 года.

Рогозин поблагодарил экипаж корабля – космонавта Овчинина и астронавта Хейга – “за их мужество, самообладание и высочайший профессионализм, проявленный в эти минуты (в минуты аварии – прим. ТАСС)”.

Глава Роскосмоса подчеркнул, что нет ничего более важного, чем безопасность полета. По словам Рогозина, решение об установке спускаемого аппарата на территории офиса госкорпорации было принято после успешного полета и возвращения Овчинина и Хейга в 2019 году.

Архитектурная конструкция выполнена из гранита, на которой стоит спускаемый аппарат пилотируемого корабля “Союз МС-10”. На переднем плане установлена специальная доска с надписью “Пилотируемый корабль “Союз МС-10” стартовал с космодрома Байконур 11 октября 2018 года на ракете-носителе “Союз ФГ”. Экипаж: командир корабля Алексей Овчинин (Россия), бортинженер Ник Хейг (США)”.

На доске также сообщается, что во время полета “Союза ФГ” произошла нештатная ситуация, система аварийного спасения увела корабль от ракеты, спускаемый аппарат совершил мягкую посадку. В подписи к памятнику указано, что экипаж не пострадал и продолжил подготовку к очередному космическом полету, который состоялся 14 марта 2019 года.

Авария “Союза”

Ракета-носитель “Союз-ФГ” с пилотируемым кораблем “Союз МС-10” потерпела аварию 11 октября 2018 года вскоре после старта с космодрома Байконур. На борту находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг, которые благодаря системе аварийного спасения ракеты благополучно приземлились в казахстанской степи.

Комиссия пришла к выводу, что авария “Союза-ФГ” произошла в результате удара одного из боковых блоков первой ступени о вторую ступень носителя на этапе разделения: у блока не сработала система увода в сторону от ракеты из-за согнутого во время сборки на Байконуре соответствующего датчика. Овчинин и Хейг полетели на МКС в марте 2019 года, 3 октября они вернулись на Землю.


Вы здесь » novosti-kosmonavtiki-2 » Пилотируемые полеты. » Союз МС-10 (№740) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 – 14.09.2018