novosti-kosmonavtiki-2

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ядерный буксир

Сообщений 1 страница 30 из 57

1

Хорошая подборка статей про буксир от уважаемого Валентина:
https://tnenergy.livejournal.com/12275.html
https://tnenergy.livejournal.com/13275.html
https://tnenergy.livejournal.com/44817.html
https://tnenergy.livejournal.com/66442.html

И с форума "Новостей космонавтики":
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/fo … opic11908/

Отредактировано pkl (2018-08-28 22:05:50)

2

Тааак. Похоже, вариант с турбогенераторами всё:

"Роскосмос" заказал разработку облика буксира с электрическими двигателями
11:03
22.10.2018

МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Роскосмос поручил КБ "Арсенал" проработать облик космического буксира не только с ядерной энергоустановкой, но и с электрореактивными двигателями, дополнительная задача внесена изменением в контракт от ноября 2017 года.

"При разработке проектного облика космического комплекса и технического облика космического аппарата для решения задачи межорбитальной транспортировки грузов должны быть проведены расчетно-экспериментальные исследования применения электрореактивных двигателей различных типов…" — говорится в документации.

Ранее в документации было указано, что "Арсенал" должны был проработать облик космического буксира на основе работ по созданию транспортно-энергетического модуля с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса. Эта задача остается, но добавился пункт с электроракетными двигателями.

В общем, потыкали, помыкались 11 лет, потратили деньги - и пришли к тому, что я говорил 11 лет назад. Мда.

Это если конечно не брать во внимание конспирологическую версию /тоже моя/, что вся программа была дымовой завесой для "Буревестника".

3

https://ria.ru/science/20181029/1531649 … um=desktop

В России успешно испытали ключевой элемент космического ядерного двигателя
03:0529.10.2018

МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. Наиболее важный элемент создаваемой в России космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса, ее система охлаждения, успешно прошла наземные испытания, следует из материалов, размещенных в открытом доступе на сайте госзакупок.

"Работы выполнены в полном объеме. Результаты соответствуют требованиям технического задания", — говорится в акте приемки работ.

Как следует из материалов, испытания выявили закономерности функционирования элементов и узлов перспективных систем отвода тепла ЯЭДУ мегаваттного класса в наземных условиях, максимально приближенным к условиям космического пространства. Заказчик работ – госкорпорация "Роскосмос", головной исполнитель — Государственный научный центр "Исследовательский центр имени Келдыша".

Ключевая проблема

Ядерные энергодвигательные установки, которые могут обеспечить полеты в космосе на дальние расстояния, сильно нагреваются, поэтому им требуется эффективная система охлаждения. При этом тепло от них нужно отводить во внешнее космическое пространство, и только в виде излучения. Традиционным способом решения этой задачи стали выносимые во внешнюю часть корабля панельные радиаторы, по трубам которых циркулирует жидкость-теплоноситель, "сбрасывающая" лишнее тепло в космос. Но такие радиаторы, как правило, имеют большой вес и размеры. Кроме того, они никак не защищены от попадания метеоритов.

Специалисты из ряда предприятий Роскосмоса и вузов разработали новое решение в виде так называемого капельного холодильника-излучателя. Это установка, похожая на душ, в которой жидкость не циркулирует в трубах, а распыляется в виде капель прямо в открытое космическое пространство, там отдает тепло, а затем улавливается заборным устройством и проходит цикл заново. Благодаря этому жидкость охлаждается гораздо быстрее (из-за большей площади поверхности капель), а конструкция становится значительно легче, вдобавок повышается ее живучесть — метеорит, пролетевший через жидкость, никак не повредит системе охлаждения.

Полученные результаты

Как отмечается в акте приемки, "изготовлены и испытаны экспериментальные образцы генератора капель и элементов заборного устройства… выполнена программа экспериментальных исследований модели капельного холодильника-излучателя".

В России с 2010 года реализуется не имеющий аналогов проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Цель проекта — обеспечить лидирующие позиции России в разработке высокоэффективных энергетических комплексов космического назначения, качественно повышающих их функциональные возможности.

Технические решения, заложенные в концепцию транспортно-энергетического модуля, позволят решать широкий спектр космических задач, включая программы исследования Луны и исследовательские миссии к дальним планетам, создание на них автоматических баз.

4

Комментарий Валентина Гибалова:

Еще раз: результатом НИР должно стать описание на бумаге, как можно было бы проверить работоспособность космического буксира с ЯЭУ мегаваттного класса (этот проект хорошо известен под шифром ТЭМ - транспортно-энергетический модуль), не запуская сам буксир. Где здесь "успешное испытание системы охлаждения", я не знаю.

Можно, конечно, предположить, что в реальности, действительно, прошло испытание системы сброса тепла (холодильников-излучателей), скорее всего не полноразмерных, а элемента панелей - его вполне можно провести на существующих термо-вакуумных стендах. Однако, ирония тут в том, что НИР заказана именно потому, что нигде в мире нет термо-вакуумного стенда, в котором можно было бы испытать полноразмерную систему охлаждения ТЭМ, прежде всего по охлаждению (нужно отводить ~2,5 мегаватта тепла на температуре жидкого азота).

https://tnenergy.livejournal.com/142008.html

Короче, учёные опять изнасиловали журналиста.

5

https://zen.yandex.ru/media/incrediblme … ;from=feed

Российская ЯЭДУ мегаваттного класса - космос будет нашим!

В продолжение темы о советских космических ядерных энергетических установках (ЯЭУ) , стоит рассказать о ядерной энергодвигательной установке (ЯЭДУ) мегаваттного класса, создаваемой для реализации проекта транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). Тем более, что совсем недавно (29 октября 2018 года) российские СМИ сообщили об успешном завершении наземных испытаний системы охлаждения ЯЭДУ, а это самый «трудный» и «проблемный» узел установки: тепло реактора нужно выводить, и только в виде излучения, и прямо в открыты
Основой ЯЭДУ является реактор на быстрых нейтронах с газовым охлаждением. По предъявляемым характеристикам, реактор — высокотемпературный, и должен выдерживать разогрев до 1200 градусов Цельсия. Теплоноситель — смесь гелия (78%) и ксенона (22%), топливом служит уран. Тепловая мощность реактора – четыре мегаватта, а электрическая – мегаватт (т.е., КПД двадцать пять процентов — для такого типа установок, это высокий показатель).
http://s9.uploads.ru/t/VbyLI.jpg

Система преобразователя — турбомашинная. Преобразователь, используемый в ЯЭДУ имеет два контура. Первый представляет собой пластинчатое устройство — рекуператор плюс трубчатый «холодильник», который нужен для разделения контуров теплосъема и теплосброса. Для реализации излучателя второго контура разрабатывались две основных концепции — выбор панельного или капельного типа излучателя.
Выбор был сделан в пользу капельного излучателя. Этому выбору способствовал ряд преимуществ технологии — скорость теплообмена, меньший процент выхода из строя в случае повреждения установки, вес устройства.  Упрощенно, схема работы такого излучателя напоминает «душ»: капли нагретой жидкости распыляются в пространство, отдавая тепло, и потом собираются специальным устройством обратно... и процесс повторяется.  В«открытый космос» жидкость не попадает, так что говорить о радиоактивном заражении не приходится.
http://s8.uploads.ru/t/hVnqb.jpg

Применение ЯЭДУ мегаваттного класса позволит в десять раз увеличить электрическую мощность на любых космических аппаратах. А это, в свою очередь, дает возможность использовать ракетные двигатели повышенной мощности — ионные двигатели. Для ТЭМа такие двигатели (с названием ИД-500) разрабатывали специально в государственном научном центре им. Келдыша. Характеристики испытанного в 2014 году двигателя: мощность тридцать — трицать пять кВт, тяга до семисот пятидесяти мН, удельный импульс семьдесят тысяч с, КПД 0,75. Работает двигатель на ксеноне.
http://sh.uploads.ru/t/kLdBQ.jpg

На ТЭМе планируется использование ряда таких двигателей — двадцать четыре маршевых разместятся на четырех раскрытых «лепестках», за курсовую корректировку отвечать будут еще восемь ЭРД. При реализации проекта ЯЭДУ отпадает необходимость в разгонных блоках, необходимых для маневрирования в космосе: ЯЭДУ обеспечит необходимой энергией ионные двигатели ТЭМа.
http://s3.uploads.ru/t/Fqgpk.jpg

Реализация же всех решений, изначально намеченных в концепции транспортно-энергетического модуля, позволят развивать программы исследования Луны, других планет, постройки на них автономных и автоматических баз... А сердцем всего является ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса, разработка и испытания которой ведутся у нас, в России. И аналогов в мире пока нет.

6

Хорошо, а почему не хотят делать буксир на солнечных батареях?

Мощность в 1 МВт можно получить СБ при удельной мощности 200Вт/м2 площадью 5000 м2. Это 2 панели размером 50Х50 м. Будет безопасно как в производстве, так в эксплуатации и обслуживании. А так же при утилизации.  Читал что в той же РФ есть экспериментальные разработки СБ с удельной мощностью 275-295 Вт/м2. Это позволит еще уменьшить площадь "лопухов".

7

OSV написал(а):

Хорошо, а почему не хотят делать буксир на солнечных батареях?

Мощность в 1 МВт можно получить СБ при удельной мощности 200Вт/м2 площадью 5000 м2. Это 2 панели размером 50Х50 м. Будет безопасно как в производстве, так в эксплуатации и обслуживании. А так же при утилизации.  Читал что в той же РФ есть экспериментальные разработки СБ с удельной мощностью 275-295 Вт/м2. Это позволит еще уменьшить площадь "лопухов".

На Солнечных батареях далеко не улетишь. А ядерный буксир позволяет летать по всей Солнечной системе. Я, раннее считал, он в штатной комплектации способен разогнаться до 106 км/сек. До Плутона и обратно за 6 лет можно слетать.

Это, правда, по самому первоначальному варианту. Что от него на сегодняшний день осталось я не в курсе.

К стати, На Gateway как раз электрический буксир с Солнечными батареями ставится. Правда не такой мощный.

Отредактировано SB (2018-12-04 15:04:25)

8

Там-же радиаторы. Туда суда, в общем-целом. Плюс-минус. На равных выходит.

9

Арчи написал(а):

Там-же радиаторы. Туда суда, в общем-целом. Плюс-минус. На равных выходит.

На равных, это на орбите Земли. У Юпитера почти в 10 раз эффективность падает. А у Плутона, что солнечными батареями делать?

10

Берем время долета до Плутона. И время существования Котла.

11

Логически выводим, что энергетически, оба подхода равноценны)

12

В итоге выиграет: более компактный, и надежный вариант.

13

SB написал(а):

На Солнечных батареях далеко не улетишь. А ядерный буксир позволяет летать по всей Солнечной системе. Я, раннее считал, он в штатной комплектации способен разогнаться до 106 км/сек. До Плутона и обратно за 6 лет можно слетать.


А зачем туда лететь? Цели то какие?

14

Углеводороды.

15

OSV написал(а):

Хорошо, а почему не хотят делать буксир на солнечных батареях?

Патамушта:
- далеко от Солнца их эффективность хреновая
- близко от Солнца они долго не живут

16

Phantom написал(а):

Патамушта:
- далеко от Солнца их эффективность хреновая
- близко от Солнца они долго не живут

Фигня какая-то, за какие уши тянули?

17

О кстати-каков срок жизни Атомной Вакумной Меговатного Класса?

18

OSV написал(а):

SB написал(а):

    На Солнечных батареях далеко не улетишь. А ядерный буксир позволяет летать по всей Солнечной системе. Я, раннее считал, он в штатной комплектации способен разогнаться до 106 км/сек. До Плутона и обратно за 6 лет можно слетать.

А зачем туда лететь? Цели то какие?

А штоб было!

А если серьезно, на основе ядерного буксира можно сделать полностью многоразовый межпланетный корабль. И чего бы ему не полетать по всей системе, после того как ближайшие планеты посетит.

Когда задумывался буксир, идеология была предложена такая:
-  первые полеты совершаем к Марсу (не к Луне). В этих полетах отлаживаем сам буксир, межпланетный корабль и взлетно-посадочный комплекс
- затем возвращаемся к Луне, либо летим дальше к Юпитеру.

Дело в том, что вся техника, которая пригодна для полетов и высадок на Марс, годится и для полетов к спутникам больших планет и для Луны. А вот Лунная техника для Марса и больших спутников не годится.

Отредактировано SB (2018-12-04 17:11:05)

19

Котел сколько жить будет?

20

Арчи написал(а):

Котел сколько жить будет?

А чего ему котлу по делается. сколько ресурс заложите, столько и продержится.

21

SB написал(а):

А чего ему котлу по делается. сколько ресурс заложите, столько и продержится.

Вы также далеки, от атомной энергетики. Как и я) Я вопрошал к спецам.

22

Печенкой чую не все так просто.

23

SB написал(а):

Когда задумывался буксир, идеология была предложена такая:
-  первые полеты совершаем к Марсу (не к Луне). В этих полетах отлаживаем сам буксир, межпланетный корабль и взлетно-посадочный комплекс
- затем возвращаемся к Луне, либо летим дальше к Юпитеру.

(Сегодня 14:11:05)


-  1МВт мало - для миссии 4-6 человек надо около 15МВт
- 1 1 МВт много - для доставки груза массой 20 т достаточно 0,3МВт

24

Арчи написал(а):

SB написал(а):

    А чего ему котлу по делается. сколько ресурс заложите, столько и продержится.

Вы также далеки, от атомной энергетики. Как и я) Я вопрошал к спецам.

Я и есть спец. Физик ядерщик по образованию, и участвовал в создании ЯЭРДУ, когда работал в КБХА.

Отредактировано SB (2018-12-04 17:25:12)

25

SB написал(а):

Я и есть спец. Физик ядерщик по образованию, и участвовал в создании ЯЭРДУ, когда работал в КБХА.

Отредактировано SB (Сегодня 19:25:12)

И каков срок службы котла?

26

OSV написал(а):

SB написал(а):

    Когда задумывался буксир, идеология была предложена такая:
    -  первые полеты совершаем к Марсу (не к Луне). В этих полетах отлаживаем сам буксир, межпланетный корабль и взлетно-посадочный комплекс
    - затем возвращаемся к Луне, либо летим дальше к Юпитеру.

    (Сегодня 14:11:05)

-  1МВт мало - для миссии 4-6 человек надо около 15МВт
- 1 1 МВт много - для доставки груза массой 20 т достаточно 0,3МВт

1 МВт, естественно мало. Для полетов к Юпитеру нужно 24 МВт, к Плутону 48 МВТ.

В первоначальном варианте закладывалось 6 МВт и возможность объединения реакторов в связки.

27

Phantom написал(а):

Патамушта:
- далеко от Солнца их эффективность хреновая
- близко от Солнца они долго не живут


Куда лететь собрались? К Меркурию? К Венере? К Плутону? Если Луна/Марс то вполне приемлемо применение СБ. На орбите Марса их удельная мощность упадет в 2 с лишним раза. Но примерно на столько же гравитация у Марса меньше чем у Земли (38% земной), потому при возвращении с орбиты Марса соотношение мощности и скорости у корабля будет примерно такое же как и при старте с орбиты Земли

28

SB написал(а):

1 МВт, естественно мало. Для полетов к Юпитеру нужно 24 МВт, к Плутону 48 МВТ.

В первоначальном варианте закладывалось 6 МВт и возможность объединения реакторов в связки.


Мне это всё напоминает фантастику в стиле Беляева. А если серьёзно - это так актуально сейчас в освоении космоса?

29

На Венеру лететь надо) Марс-попса(

30

http://sh.uploads.ru/t/EjWS1.jpg