AstroCat написал(а):Это неправда. Про водород. Не надо носится с ним как с писанной торбой. Он сожрет много денег, а толкнет чуть сильнее. Деньги есть, но небольшие. Спецы есть по гептилу. Надо работать с возможным.
Отредактировано AstroCat (Сегодня 12:18:10)
Ну что значит чуть сильнее? При удельной тяге 470 с у водородно-кислородного ЖРД типа РД-0146 и тяговооруженности КА=0,285 на НОО=200 км соотношение стартовой массы и конечной массы после разгона до скорости полёта к Луне будет Мст/Мп=2,05. А для гептила при тех же параметрах - 2.76. Это существенная разница. Можно конечно идти по пути создания РБ, который дозаправляется на монтажной орбите от танкеров, но для этого надо иметь запас РН типа "Протон-М/Ангара-А5М". Статистика пусков РН "Протон-К" в СССР показывает пик запусков за год - по 13 пусков в 1988 и 1989 году, такое жеколичество было в РФ в 1994 году - 13 пусков, а количество пусков "Протон-М" достигло максимума в 2010 году - 12 пусков. Сколько ракет можно задействовать в лунной программе если отказаться от коммерческих запусков, но при необходимости выполнять федеральные запуски? Тут наглядна статистика 2014 и 2015 годов - осуществлено 8 пусков. И того запас в 4, максимум 5 ракет. Думаю, что по РН "Ангара-А5М" если она будет выполнять только федеральные запуски, при современных производственных возможностях статистика будет такой не сразу - нужно наладить производство.
Что могут доставить на монтажную орбиту 4 РН типа "Протон-М/Ангара-А5М"? Порядка 84/100 т исходя из 21/25 метрических т онн нагрузки. Значит для РН "Протон-М" это заправленный РБ массой до 70 т, а для А5М- до 80 т. Если топливо гептил, то масса ПН на орбите Луны будет порядка 15 т. Ну как вариант - если наращивать производство ракет и частоты их пусков. Насколько это реально?
Вот был такой проект - РН "Содружество". Это корпуса ступеней на базе РН "Зенит", а двигатели - на базе РД-171М и РД-120. Так вот таких ракет при хорошем раскладе могли бы в год строить до 2 единиц. Производство, которое было в то время, не позволило бы больше. Сейчас и этого уже нет. И при этом пришлось бы практически отказаться от РН "Зенит". Могли бы производить не более 11 корпусов "Зенит-1" (1 ступень РН "Зенит-2/3"). А для РН "Содружество" надо было 5 для варианта с массой ПН=70 т и 3 блока - 35 т. В то время смогли бы производить 2 РН "Содрузество" (Мпн=70 т) и 2 РН "Зенит-2/3". Скореев сего для Байконура, т.к. "Морской старт" был рентабелен не менее чем при 4 пусках и максимуме в 5 пусков в год.
Во времена СССР количество пусков РН "Энергия" в год составляло бы 2-4 пуска, а это 8-16 блоков. Потом планировали довести до 8 запусков в год, построив еще одну линию по производству блоков "Зенит-1" в РСФСР и перейти к их многоразовому использованию.
Американцы за счет многоразовости РДТТ и ЖРД шатлов достигали пика запусков многоразовой системы "Спейс Шаттл" - 8 пусков. ЕКА планирует довести выпуск твердотопливных блоков 1 ступени до 35 в год. Это 11-12 пусков РН "Ангара-6". При чем с учетом применения этих блоков в РН "Вега-С", часть РН "Ариан-6" будет с 2 РДТТ.
Отредактировано OSV (25.09.2018 16:35:24)