СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ МЭК НА БАЗЕ ЖРД И КОМБИНАЦИИ ЯРД + ЯЭУ
Для “ускоренных” схем перелетов проведено сравнение вариантов МЭК на базе ЖРД и комбинации ЯРД + ЯЭУ при заданной суммарной продолжительности экспедиции tΣ = 440 суток и одинаковой скорости входа корабля возвращения в атмосферу Земли Vвх = 12.5 км/с. При заданных значениях tΣ и Vвх критерием сравнения вариантов принята начальная масса МЭК на околоземной орбите М0, определяющая сложность и длительность сборки МЭК, а также стоимость экспедиции в целом.
Сравнение выполнено в предположении следующего состава и массы выводимой полезной нагрузки МЭК:
• орбитальный комплекс – 60 т;
• взлетно-посадочный комплекс, отделяемый от МЭК на околомарсианской орбите – 55 т (с экипажем);
• корабль возвращения на Землю – 16.5 т (при запасе скорости ΔVхар = 1.38 км/с).
В расчетах удельный импульс тяги ЖРД на компонентах Н2 + О2 принят равным 4609 Н·с/кг, на высококипящих компонентах АТ + НДМГ – 3236 Н·с/кг; удельный импульс тяги ЯРД – 8826 Н·с/кг. Относительные конечные массы ускорителей с ЖРД (отнесенные к массе расходуемого топлива) приняты равными aк = 0.1 и 0.15 для топлив АТ + НДМГ и Н2 + О2 соответственно; конечная относительная масса топливных баков ЯРД с элементами системы термостатирования водорода принята равной aб = 0.23. Масса одного модульного ЯРД с радиационной защитой и элементами крепления принята равной МЯРД = 3.3 т, а масса ЯЭУ – МЯЭУ = 14 т; для связки ЯЭУ с четырьмя модульными ЯРД предусмотрен конструкторский резерв в размере 3.1 т.
Высота околоземной орбиты сборки и старта для МЭК на базе ЖРД принята равной Н = 400 км, для МЭК на базе ЯРД – радиационно безопасная орбита высотой НРБО = 800 км. Высоты перицентра/апоцентра орбиты ожидания у Марса приняты равными Нπ/Нα = 400/20000 км.
В общем случае рассматриваемая “ускоренная” схема межпланетных перелетов МЭК с двигателями большой тяги предусматривает создание четырех импульсов скорости. Первым импульсом скорости ∆V1 обеспечивается уход МЭК с орбиты Земли по гиперболической траектории к Марсу. Второй импульс скорости ∆V2 создается для перехода МЭК на околомарсианскую орбиту, где производится отделение и спуск ВПК с экипажем на поверхность Марса. После выполнения программы экспедиции продолжительностью 30 сут, возвращения экипажа к МЭК на околомарсианской орбите, создается третий импульс скорости ∆V3 для ухода МЭК к Земле.
При достижении грависферы Земли осуществляется переход экипажа из орбитального комплекса в КВЗ, который отделяется и корректирует траекторию своего движения. Четвертый импульс скорости ∆V4 создается тормозной ступенью КВЗ с целью выполнения ограничения Vвх ≤ 12.5 км/с. После создания импульса скорости ∆V4 корабль возвращения стабилизируется перед входом в атмосферу, а остальная часть МЭК уходит от Земли по гиперболической траектории.
Результаты оценки начальной массы М0 сравниваемых вариантов МЭК в зависимости от даты старта, полученной на примере ряда синодических периодов временного интервала 2031–2039 гг., охватывающего момент ближнего великого противостояния Земли и Марса в 2035 г., приведены на рис. 1. Сравниваемые значения начальной массы М0 получены при оптимальных условиях осуществления перелетов Земля → Марс → Земля с минимальными энергетическими затратами, обеспечиваемыми совместным выбором:
Рис. 1.
Начальные массы вариантов МЭК для оптимальных дат старта в каждом из синодических периодов: 1 – МЭК на базе ЖРД; 2 – МЭК на базе ЯРД.

– оптимальных дат старта МЭК в каждом синодическом периоде;
– оптимальных соотношений импульсов скорости МЭК на всех этапах перелетов для заданной продолжительности экспедиции tΣ;
– момента выдачи импульса скорости ∆V4 непосредственно перед входом КВЗ в земную атмосферу.
Из представленных оценок следует, что при “ускоренных” схемах экспедиций вариант МЭК на базе ЖРД не конкурентоспособен из-за неприемлемо высокой начальной массы. При наилучшей дате старта (31.03.2033 г.) и наиболее выгодных для варианта МЭК с ЖРД оптимальных условиях, обеспечивающих абсолютный минимум энергозатрат на межпланетные перелеты, его начальная масса (М0 ≈ 2200 т) превышает массу МЭК на базе ЯРД почти в 4 раза. При любом отклонении от выше названных оптимальных условий осуществления перелетов Земля → Марс → Земля преимущество варианта МЭК на базе ЯРД по массе М0 становится еще более значительным.
Кроме того, как следует из рис. 1, при изменении даты старта (переносе даты старта из одного синодического периода в другой, менее благоприятный синодический период) для МЭК на базе ЖРД, имеет место значительное увеличение начальной массы МЭК на базе ЖРД. Это означает, что в случае отмены старта МЭК в оптимальном для экспедиции синодическом периоде придется либо значительно наращивать состав и энергетические возможности МЭК на орбите сборки для реализации экспедиции и осуществления его старта в ближайшем синодическом периоде, что за ~2 г. осуществить практически не реально, либо перенести начало экспедиции на 15–17 лет до следующего периода великого противостояния Земли и Марса.
Для варианта МЭК на базе ЯРД изменение значений начальной массы имеет пологий характер для двух-трех синодических периодов в окрестности точки очередного великого противостояния Земли и Марса. Это говорит о том, что благодаря более высокому удельному импульсу тяги ЯРД, чем у ЖРД, характеристики МЭК на его основе намного менее чувствительны к изменению требуемой энергетики перелетов Земля → → Марс → Земля при переходе от одного синодического периода к другому.
Таким образом, применение ЯРД, по сравнению с ЖРД, позволяет значительно снизить не только требуемую начальную массу МЭК, но и риски влияния на нее переноса даты старта.
ОБЛИК И ХАРАКТЕРИСТИКИ МЭК НА БАЗЕ КОМБИНАЦИИ ЯРД + ЯЭУ
Небходимость длительного (~1 г.) хранения на борту МЭК криогенного водорода в процессе межпланетных перелетов требует использования холодильных установок электрической мощностью порядка 100–150 кВт. С учетом мощности, необходимой для питания бортовых систем МЭК, общий уровень электрической мощности, вырабатываемой ЯЭУ, должен составлять до 200 кВт.
Для ЯЭУ принято использование высокотемпературного газоохлаждаемого реактора на быстрых нейтронах. Возможные параметры ЯЭУ:
Система преобразования энергии …………….. турбомашинная (по циклу Брайтона)
Суммарное время работы ……………………....... 440 сут
Генерируемая электрическая мощность …….. до 200 кВт
Температура нагрева теплоносителя ………….. 1500 К
Тип холодильника-излучателя ………………..… панельный, фиксированной геометрии
Площадь холодильника-излучателя ..………… 400 м2
Суммарная масса установки ……………………... 14 т
Кроме ЯЭУ в состав энергодвигательного комплекса МЭК входит связка из четырех модульных ЯРД. Для ЯРД принята концепция реактора с промежуточным спектром нейтронов. Модульный ЯРД имеет следующие характеристики [4]:
Рабочее тело ………………………………………...…. водород
Тепловая мощность реактора ………………....... 340 МВт
Температура рабочего тела перед соплом ….… 2900 К
Тяга ..………………………………………………....…… 68 кН
Удельный импульс тяги ..……………………........ 8826 Н·с/кг
Масса (со средствами подачи водорода) …...… 2890 кг
Общая компоновка МЭК в стартовом положении на околоземной орбите приведена на рис. 2. Выбранная компоновка с четырьми модульными ЯРД и расположенной между ними ядерной энергоустановкой хорошо сочетается по конфигурации радиационной защиты с общей компоновкой МЭК, в которой крестообразно расположенные боковые баки 1-й и 2-й ступеней и удлиненный центральный бак 3-й ступени с водородом обеспечивают дополнительную радиационную защиту экипажу.
Рис. 2.
Компоновочная схема МЭК на базе ЯРД и ЯЭУ: 1 – ЯРД; 2 – ЯЭУ; 3 – большой бак 1-й ступени; 4 – малый бак 1-й ступени; 5 – бак 2-й ступени; 6 – бак 3-й ступени; 7 – складской модуль; 8 – взлетно-посадочный модуль; 9 – жилой модуль; 10 – корабль возвращения на Землю.

Рассмотрена многовитковая схема ухода МЭК с околоземной орбиты к Марсу с целью ограничения гравитационных потерь скорости. На этом этапе после каждого из четырех включений модульных ЯРД (как и после включений на последующих этапах перелетов) осуществляется расхолаживание реакторов. Сброс водородных баков на участке ухода к Марсу производится попарно, по мере их опорожнения. После отработки импульса скорости ∆V1 и перехода на гиперболическую траекторию ухода к Марсу, кроме водородных баков производится сброс пары модульных ЯРД.
Баки 2-й ступени, а затем и ВПК, отделяются после отработки импульса ∆V2 и выхода на околомарсинскую орбиту. После отработки импульса скорости ∆V3 и выхода МЭК на траекторию возвращения к Земле сбрасывается вторая пара модульных ЯРД, а бак 3-й ступени остается в составе комплекса как конструктивный элемент дополнительного дистанцирования орбитального комплекса (жилого и складского модулей) с экипажем от реактора ЯЭУ. При этом ЯЭУ переводится на режим пониженной в ~4 раза электрической мощности (Nэл ≈ 50 кВт) для продолжения электропитания бортовых систем МЭК. В качестве дублирующей энергоустановки в составе орбитального комплекса имеется собственная солнечная ЭУ [1], используемая для снабжения бортовых систем электроэнергией в случаях возникновения аварийных ситуаций с выключением ЯЭУ.
В таблице 1 представлены основные проектно-баллистические характеристики МЭК на базе ЯРД и ЯЭУ по этапам полета на примере старта экспедиции в 2033 г., перед периодом великого противостояния Земли и Марса.
Таблица 1.
Проектно-баллистические характеристики МЭК на базе ЯРД и ЯЭУ
Характеристика Значение
Дата старта 31.03.2033
1. Уход с околоземной радиационно безопасной орбиты (НРБО = 800 км)
Суммарное время работы ЯРД, час 1.7
Создаваемый импульс скорости МЭК, км/с 3.46
Масса МЭК, т:
– стартовая 589
– конечная 358
Масса общего расхода водорода на этапе, т 199
– в том числе на расхолаживание реакторов ЯРД 9.6
2. Переход на околомарсианскую орбиту (Нπ = 400 км, Нα = 20000 км)
Время работы ЯРД, ч 1.3
Создаваемый импульс скорости МЭК, км/с 2.23
Масса МЭК, т:
– стартовая 337
– конечная 262
Масса рабочего расхода водорода, т 75
3. Уход с околомарсианской орбиты к Земле
Время работы ЯРД, ч 1.1
Создаваемый импульс скорости МЭК, км/с 3.56
Масса МЭК, т:
– стартовая (с учетом возврата экспедиции на борт МЭК) 189
– конечная 126
Масса рабочего расхода водорода, т ~63
4. Торможение КВЗ перед входом в земную атмосферу
Начальная масса КВЗ с тормозной ступенью, т 26.9
Создаваемый импульс скорости торможения КВЗ, км/с 2.79
Интегральные характеристики
Начальная масса МЭК, собранного на околоземной орбите, т ~590
Суммарная продолжительность пилотируемой экспедиции, сут 440
включая участки:
– прямого перелета Земля → Марс 169
– пребывания ОК на орбите Марса 30
– обратного перелета Марс → Земля 241
Максимальное сближение МЭК с Солнцем (при перелете Марс → Земля), млн км 85
Скорость входа КВЗ в атмосферу Земли, км/с 12.5
В таблице 2 представлены порядок пусков и состав средств доставки – РН и РБ, используемых для выведения элементов МЭК на околоземную орбиту сборки, с указанием грузоподъемности РН на низкую опорную орбиту (Н = 200 км) и соответствующих выводимых элементов комплекса.
Таблица 2.
Характеристики средств выведения элементов МЭК на орбиту сборки
№
пуска Ракета-носитель Грузоподъемность РН, т РБ
довыведения Выводимые элементы МЭК
1 “Енисей” ~100 Типа “Фрегат”1) ОК + топливо
2 ВПК + топливо
3 Бак 3-й ступени
4 “Ангара-А5В” 37.5 “Фрегат” Cвязка 4 ЯРД + ЯЭУ-200
5 “Енисей” ~100 Типа “Фрегат”1) Большой бак 1-й ступени
6 Большой бак 1-й ступени
7 Малый бак 1-й ст.+ бак 2-й ст.
8 Малый бак 1-й ст.+ бак 2-й ст.
9 “Ангара-А5П” ~212) КВЗ КВЗ с экипажем
Примечания: 1) – вариант РБ повышенной энеговооруженности [5]; 2) – масса КВЗ, выводимого на орбиту Нπ/Нα = 135/480 км, i = 51.7°.
При потребности в рассматриваемом случае в 7-ми пусках РН 100-тонного класса и 2-х пусках РН тяжелого класса семейства “Ангара”, учитывая реализованный темп пусков многоразовой транспортной системы “Спейс шаттл” (до 8–9 пусков в год), ожидается, что доставка элементов МЭК и его сборка на околоземной орбите могут быть завершены за ~1 г. Сокращение сроков формирование МЭК на околоземной орбите возможно при использовании международной кооперации.
В таблице 3 представлены приблизительные оценки стоимости элементов МЭК и средств их доставки на орбиту сборки. Оценки проведены на основе данных, используемых при проработке проектов лунных комплексов, приведенных к ценам 2019 г., с использованием данных об изменениях среднегодовой инфляции в России.
Таблица 3.
Стоимостные показатели элементов МЭК и средств их доставки
Элемент Стоимость, млрд руб. Доля общей, стоимости, %
Средства доставки элементов МЭК на орбиту сборки: 113.6 60.6
– производство и пуск ракет-носителей 108.4 57.8
– производство и пуск разгонных блоков довыведения 5.2 2.8
Корабль возвращения экипажа на Землю 4.0 2.1
Тормозной блок корабля возвращения 0.6 0.3
ОК и ВПК 30 16
Маршевые ЯРД (4 шт.) 14.0 7.4
Энергоустановка ЯЭУ-200 8.0 4.3
Водородные баки (7 шт.) 16.5 8.8
Водород 1.0 0.5
Итого 187.7 100